Административная школа менеджмента. Теория организации А.Файоля
Эволюция управленческой мысли
План лекции:
1. Развитие теории и практики управления. Школа научного управления: возникновение тейлоризма и его сущность; основные положения фордизма. Ф.Тейлор.
2. Административная школа менеджмента. Теория организации А.Файоля. Концепция «рациональной бюрократии» М.Вебера.
3. Школа человеческих отношений. М.Фоллет. Э.Мэйо. Ч.Бернард. Бихевиористский подход к менеджменту.
4. Развитие количественной школы управления. Особенности современного менеджмента: системный, ситуационный и процессный подход.
5. Вклад П.Друкера в развитие теории и практики современного менеджмента.
6. Специфика национального менеджмента. Сравнительный анализ американского и японского менеджмента.
7. История развития теории и практики российского менеджмента. А.А.Богданов. А.К.Гастев. О.А.Ерманский. П.М.Керженцев. Интернационализация менеджмента.
Развитие теории и практики управления. Школа научного управления: возникновение тейлоризма и его сущность; основные положения фордизма. Ф.Тейлор.
Целью школы научного управления являлось повышение эффективности производства - выпуск продукции с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.
Основные принципы школы научного управления:
n Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
n Разработка формальной структуры организации.
n Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
Основателями школы научного управления являются Ф. У. Тейлор; Френк и Лилия Гилберт; Генри Гантт.
Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Организационные меры, предложенные Тейлором:
- хронометраж;
- инструктивные карточки;
- методы переобучения рабочих;
- плановое бюро;
- сбор социальной информации.
Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.
Труд в системе Тэйлора является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.
Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.
Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.
Принципы организации производства Г.Форда:
n замена ручной работы машинной;
n максимум разделения труда;
n специализация;
n расстановка оборудования по ходу технологического процесса;
n механизация транспортных работ;
n регламентированный ритм производства.
Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.
Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом, прежде всего представителями административной школы управления.
Административная школа менеджмента. Теория организации А.Файоля.
В отличие от идеологов школы научного управления представители классической модели занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом, на уровне административной деятельности.
Родоначальником данного направления является видный предприниматель и организатор производства, французский инженер Анри Файоль (1841-1925), которого считают самым выдающимся европейцем, внесшим значительный вклад в развитие менеджмента. Он изучал деятельность организации в широком контексте и главное внимание уделял непосредственно процессу управления, который рассматривал как функцию администрирования, обеспечивающую достижение целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление» (1916), в которой он изложил свою административную доктрину. «Управлять, - утверждал Файоль, - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в распоряжении ресурсов».
Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, утверждая, что любая организация выполняет шесть основных видов «существенных функций» (управленческих операций):
- технические и технологические - производство, изготовление, переработка;
- коммерческие - закупка, обмен, реализация;
- финансовые - привлечение средств и распоряжение ими;
- страховые - страхование, обеспечение безопасности, охрана имущества и лиц;
-учетные - анализ, учет, статистика;
- административные - воздействие на работников.
Руководство данными видами деятельности Файоль назвал общим управлением. Он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Файоль выделил пять обязательных общих функций менеджмента:
- предвидение и планирование (по-французски «прозорливость») -«изучение будущего и набросок плана действия»;
- организация - «выстраивание структуры предпринимательства, как материальной, так и человеческой»;
- распорядительство - «поддержание активности в среде персонала»;
- координация - «работа вместе, в тесной взаимосвязи, объединение усилий»;
- контроль - «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями».
Помимо выделения функций Файоль разработал правила и технику осуществления каждой из них, обосновал, что именно функции определяют структуру организации. Тем самым он заложил основы принципиально нового - структурно-функционального - подхода в менеджменте. Сообразно пяти функциям в организации выстраивается система функциональных служб, т.е. формируется линейно-штабная структура. Данный подход и сегодня преобладает в менеджменте.
Исследования А. Файоля позволили ему сформулировать 14 универсальных принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности. Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По выражению Файоля, принципы - это «маяк, помогающий ориентироваться».
Основные принципы управления, по Файолю:
- разделение труда;
- власть (полномочия и ответственность);
- дисциплина;
- единоначалие (единство распорядительства);
- единство руководства (программы действий);
- подчиненность личных интересов общим;
- вознаграждение персонала;
- централизация;
- иерархия;
- порядок;
- справедливость;
-стабильность персонала и рабочего места;
- инициатива;
- корпоративный дух.
Выделение данных принципов имело системообразующий характер, оно способствовало упорядочению всего управленческого процесса.
Видным представителем первого поколения исследователей классической теории управления является немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), автор концепции рациональной бюрократии. Ему принадлежит множество работ по социологии, политологии, религии, экономике, методологии науки. Основные сущностные положения его теории отражают труды «Теория социально-экономической организации» (1905), «Исследования по методологии наук» (1907), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919) и др.
Главная заслуга М. Вебера состоит в разработке концепции рациональной бюрократии (от франц. bureau — канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. kratos — власть, могущество). Вебер предложил создать бюрократическую систему управления, наиболее адекватную условиям крупносерийного или массового индустриального производства. Под бюрократической следует понимать систему управления, основанную не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на определенных формальных критериях, опирающихся на иерархию, разделение труда, установленные правила и предписания, детально проработанные процедуры. По Веберу, организация представляет собой закрытую жесткую модель, соответствующую стадии машинного производства. Такой организации в большей степени соответствует бюрократия как наиболее общая форма управления. Ее основными признаками являются: деление управленческих задач на элементы (стадии процесса управления, конкретные мероприятия и функции), регламентация последовательности их выполнения, исполнительская дисциплина и минимизация свободы действий работников аппарата управления. Соблюдение этих требований в совокупности гарантирует возможность осуществления контроля, качественное и своевременное выполнение поставленных задач.
Исследования представителей второго поколения классической школы -Дж. Муни, А. Рейли, Л. Урвика и Л. Гьюлика - велись в рамках уже оформившейся научной теории. Их усилия были направлены на расширение и детализацию основополагающих принципов, уточнение понятий и методов, расширение практических возможностей применяемого научного инструментария. Результатом этой работы стало появление так называемой синтетической концепции управления, представляющей собой систематизацию и обобщение всех предшествующих концепций менеджмента.