Метод сакаты и формации свечей
Японская история, в том числе история торговли финансовыми инструментами, изобилует рассказами о впечатляющих успехах, достигнутых несколькими людьми. Один из них — Мунехиса (Сокю) Хонма. В различных источниках его называют Сокю или Мунехиса.
Хонма занимался фьючерсной торговлей в Японии в середине XVIII в. Когда в 1750 году Хонма получил контроль над довольно крупным семейным бизнесом, он начал торговать на местной рисовой бирже в портовом городе Саката, расположенном в провинции Дева (теперь префектура Ямагата) на западном побережье острова Хонсю (около 220 миль севернее Токио). В порт Сакаты привозили рис; отсюда он шел и далее. Этот город и сегодня является одним из наиболее важных портов Японского моря.
История утверждает, что Хонма основал что-то наподобие личной коммуникационной сети. На всем пути от Осаки до Сакаты, с интервалом четыре километра, на крышах зданий сидели «связные»; так как расстояние между городами составляет примерно 380 миль, по крышам требовалось рассадить более ста человек. Такая «сеть» давала Хонме значительное преимущество, которое и позволило ему сделать огромное состояние на торговле рисом.
Хонма хранил множество записей, помогающих ему изучить психологию инвесторов. Благодаря своим исследованиям он понял, что начальный вход в торговлю не должен быть поспешным. Согласно правилу Хонмы, если вы чувствуете, что должны немедленно начать торговлю, поскольку в сложившейся ситуации просто не можете проиграть, ждите три дня и посмотрите, будете ли вы чувствовать то же самое по их истечении. Если это так, начинайте торговлю. Вероятно, ей будет сопутствовать больший успех.
Семья Хонмы, которой принадлежали огромные рисовые поля недалеко от Сакаты, была чрезвычайно богатой. В одной народной песне поется о том, что ни один человек не может быть таким же богатым, как Хонма: можно лишь мечтать о том, чтобы сравняться в богатстве с даймио (даймио — древнее японское название феодального князя).
Еще при жизни Хонмы (а умер он в 1803 году) была опубликована книга «Сан-ен Кинсен Хороку», в которой содержится такой совет: «Если все другие покупают, будь глупцом и продавай рис». Книга вышла в 1755 году, и сегодня она считается фундаментальным произведением японской рыночной философии. Сегодня дом в Сакате, который когда-то принадлежал Хонме, является Музеем искусств Хонмы.
Все модели и формации, составляющие метод Сакаты, основываются на 160 правилах, написанных Хонмой, когда ему был 51 год. Метод Сакаты сегодня рассматривается как основа анализа японских свечей. В действительности графический анализ свечей не был разработан Хонмой, ему принадлежит философия этого анализа, и именно его подход признается основой современного анализа графиков свечей.
Поскольку Хонма жил в Сакате, повсюду можно увидеть упоминания об этом городе и этом человеке: закон Сакаты, метод Сакаты, пять методов Сакаты, устав Хонмы и т.д. Хотя названия могут быть разными, аналитические приемы остаются одними и теми же. Эта книга ссылается на данный подход как на метод Сакаты.
Метод Сакаты
Метод Сакаты в том виде, в котором он был разработан и применялся для базового анализа графиков Хонмой, говорит о главных свечах инь и янь и о двух дополнительных свечах. Центром концепции является число три. Число три часто появляется в традиционном анализе, и не менее часто в приемах, связанных с японскими свечами. Метод Сакаты — графический аналитический прием, использующий при исследовании рынка число три в различных аспектах. Метод Сакаты можно резюмировать следующим образом:
— сан-зан (три горы);
— сан-сен (три реки);
— сан-ку (три разрыва);
— сан-пей (три солдата);
— сан-пo (три метода).
Из этого списка становится очевидным, что слово «сан» указывает на вездесущее число три.
Сан-зан (три горы)
Три горы формируют свечу, являющуюся важной рыночной вершиной. Эта модель сходна с традиционной западной тройной вершиной, когда цена поднимается и падает три раза, формируя вершину. Кроме того, данная формация сходна с моделью вершины три Будды (сан-сон), которая является эквивалентом традиционной формации голова и плечи. Название берет начало из размещения трех изображений Будды, с большим Буддой в середине и двумя меньшими по бокам. Сан-зан также включает в себя типичную западную тройную вершину, где три повышательных движения цены перемежаются соответствующими коррекциями. Три вершины могут быть одной высоты или могут склоняться в одном направлении, вероятнее всего, вниз.
РИСУНОК 5-1А
РИСУНОК 5-1B
Сан-сен (три реки)
Три реки — полная противоположность трем горам. Эта модель часто используется как традиционная тройная впадина или перевернутая модель голова и плечи, но это необязательно именно так. Метод трех рек основывается на теории использования трех свечей для предсказания разворотной точки рынка. Его можно найти в большом числе бычьих моделей, использующих три свечи, такие как утренняя звезда и три белых солдата. В японской литературе утреннюю звезду зачастую называют утренней звездой трех рек, ссылаясь на данный метод Сакаты.
РИСУНОК 5-2А
РИСУНОК 5-2В
Существует определенная путаница по поводу того, использует ли метод Сакаты три реки для определения впадин или указывает на использование трех свечей для определения вершин и впадин. В японской литературе имеется достаточное количество ссылок на вечерние звезды трех рек (медвежья модель) и на двух ворон, взлетевших над тремя реками (тоже медвежья модель). А кроме того, вспомните, что в главе 3 мы говорили о бычьей разворотной модели, называемой особая впадина «три реки».
Сан-ку (три разрыва)
Этот метод использует разрывы в ценовом движении как причину для выбора момента входа в торговлю или выхода из нее. Как говорится, после того как рынок достиг дна, продавать нужно на третьем разрыве. Яер-вый разрыв (ку) демонстрирует, что на рынке возникла новая мощная покупательная сила. Второй разрыв представляет собой дополнительные покупки и, возможно, определенное количество коротких позиций, покрытых искушенными медведями. Третий разрыв — результат вынужденного покрытия коротких позиций и некоторого количества запоздавших рыночных приказов на покупку. Именно здесь, на третьем разрыве, метод Сакаты рекомендует продавать из-за конфликта между приказами и возможностью слишком скорого достижения условий перекупленное -ти. Этот прием работает и в противоположном направлении — в случае разрывов вниз после достижения рынком вершины. Японский термин, обозначающий заполнение разрыва, — анауме. Разрывы (ку) по-японски иначе называют окнами (мадо).
Сан-лей (три солдата)
Сон-лей означает три солдата, марширующих в одном направлении. Типичным представителем такой формации является бычья модель три белых солдата, которая указывает на устойчивый рост рынка. Этот тип устойчивого ценового роста указывает на возможность мощного движения к вершине. Кроме того, метод Сакаты показывает, как эта модель ухудшается и показывает слабость рыночного роста. Медвежьи вариации бычьей модели три белых солдата обсуждаются ниже. Первая вариация — модель отбитая атака, которая весьма сходна с основной моделью, но отличается наличием длинных верхних теней у второго и третьего белых дней. Вторая вариация трех белых солдат — модель размышление (торможение), у которой вторая свеча также имеет длинную верхнюю тень. Однако здесь третий день оказывается волчком и, скорее всего, звездой. Это предполагает, что разворот рынка близок.
РИСУНОК 5-3
РИСУНОК 5-4
РИСУНОК 5-5
РИСУНОК 5-6
Другие модели, образующие метод сан-лей, — три черные вороны и три одинаковые вороны. Обе эти модели свечей являются медвежьими и указывают на слабый рынок (глава 3).
Сан-по (три метода)
«Сан-по» означает «отдых или перемирие на рынке». Популярная японская поговорка гласит: «Покупай, продавай и отдыхай». Большинство традиционных книг, посвященных рыночной психологии и торговле, предполагает отдых от торговли на рынке. Это необходимо по многим причинам, не последняя из которых — необходимость увидеть рыночную перспективу в тот момент, когда на нем нет ваших собственных денег. Сан-по включает модели продолжения, называемые методом трех поднимающихся и методом трех падающих (глава 4). Некоторые источники, кроме того, ссылаются еще на две модели — на верхний разрыв метода трех и нижний разрыв метода трех, обсуждаемые в главе 4.
Модели продолжения метод трех поднимающихся и метод трех падающих — модели отдыха. Рыночный тренд не изменился, возникла всего лишь пауза, готовящая новый подъем или спад.
Метод Сакаты подразумевает ясный и уверенный взгляд на графики. Зачастую с ним связывают следующую простую философию:
1. На повышательном или понижательном рынке цены продолжат движение в установившемся направлении. Этот факт способствовал разработке способов идентификации моделей свечей с помощью компьютера (глава 6).
2. Чтобы рынок рос, требуется больше сил, чем для того, чтобы заставить его снижаться. Это напрямую связано с известной поговоркой, гласящей, что рынок может упасть под своей собственной тяжестью.
3. Если рынок рос, то он обязательно в конце концов упадет, а если рынок упал, он непременно вырастет. Как писал журнал Forbes в сентябре 1991 года, на медвежьем рынке было бы не лишним
вспомнить, что это еще не конец света, а на бычьем — что деревья не дорастают до небес. Простая и более общая аналогия говорит о том, что все хорошее, в конце концов, кончается.
4. Иногда рыночные цены практически полностью прекращают свое движение. Это указание на боковой тренд — время, когда всем, кроме самых искушенных трейдеров, следовало бы отойти в сторону.
Хотя метод Сакаты фокусируется на числе три, он включает и использование более широких формаций, в которых могут существовать модели, состоящие из нескольких свечей.
РИСУНОК 5-7
РИСУНОК 5-8
Формации свечей
Существует множество формаций японских свечей, весьма сходных с ценовыми формациями традиционного технического анализа. Стив Нисон предложил много названий, которыми сегодня на Западе пользуются все. Эти формации могут состоять из многодневных данных. Они используются в основном как долгосрочные рыночные индикаторы и не указывают на точный момент времени, когда лучше войти в рынок, чего хотели бы многие инвесторы и трейдеры. Когда формация развивается, ищите дополнительных свидетельств разворота цен, например разворотных моделей свечей. Дополнительное взаимодействие может появляться, когда формация приобретает форму на длительном промежутке времени. Помните, что большинство моделей свечей, и, конечно, почти все разворотные модели свечей, требуют связи с текущим или предыдущим трендом. На эти тренды огромное влияние оказывают следующие формации свечей.