Метод сакаты и формации свечей

Японская история, в том числе история торговли финансовыми инстру­ментами, изобилует рассказами о впечатляющих успехах, достигнутых не­сколькими людьми. Один из них — Мунехиса (Сокю) Хонма. В различ­ных источниках его называют Сокю или Мунехиса.

Хонма занимался фьючерсной торговлей в Японии в середине XVIII в. Когда в 1750 году Хонма получил контроль над довольно круп­ным семейным бизнесом, он начал торговать на местной рисовой бирже в портовом городе Саката, расположенном в провинции Дева (теперь пре­фектура Ямагата) на западном побережье острова Хонсю (около 220 миль севернее Токио). В порт Сакаты привозили рис; отсюда он шел и далее. Этот город и сегодня является одним из наиболее важных портов Япон­ского моря.

История утверждает, что Хонма основал что-то наподобие личной коммуникационной сети. На всем пути от Осаки до Сакаты, с интервалом четыре километра, на крышах зданий сидели «связные»; так как расстоя­ние между городами составляет примерно 380 миль, по крышам требова­лось рассадить более ста человек. Такая «сеть» давала Хонме значитель­ное преимущество, которое и позволило ему сделать огромное состояние на торговле рисом.

Хонма хранил множество записей, помогающих ему изучить психо­логию инвесторов. Благодаря своим исследованиям он понял, что началь­ный вход в торговлю не должен быть поспешным. Согласно правилу Хонмы, если вы чувствуете, что должны немедленно начать торговлю, посколь­ку в сложившейся ситуации просто не можете проиграть, ждите три дня и посмотрите, будете ли вы чувствовать то же самое по их истечении. Если это так, начинайте торговлю. Вероятно, ей будет сопутствовать больший успех.

Семья Хонмы, которой принадлежали огромные рисовые поля неда­леко от Сакаты, была чрезвычайно богатой. В одной народной песне по­ется о том, что ни один человек не может быть таким же богатым, как Хонма: можно лишь мечтать о том, чтобы сравняться в богатстве с даймио (даймио — древнее японское название феодального князя).

Еще при жизни Хонмы (а умер он в 1803 году) была опубликована книга «Сан-ен Кинсен Хороку», в которой содержится такой совет: «Если все другие покупают, будь глупцом и продавай рис». Книга вышла в 1755 году, и сегодня она считается фундаментальным произведением японс­кой рыночной философии. Сегодня дом в Сакате, который когда-то при­надлежал Хонме, является Музеем искусств Хонмы.

Все модели и формации, составляющие метод Сакаты, основываются на 160 правилах, написанных Хонмой, когда ему был 51 год. Метод Сака­ты сегодня рассматривается как основа анализа японских свечей. В дей­ствительности графический анализ свечей не был разработан Хонмой, ему принадлежит философия этого анализа, и именно его подход признается основой современного анализа графиков свечей.

Поскольку Хонма жил в Сакате, повсюду можно увидеть упомина­ния об этом городе и этом человеке: закон Сакаты, метод Сакаты, пять методов Сакаты, устав Хонмы и т.д. Хотя названия могут быть разными, аналитические приемы остаются одними и теми же. Эта книга ссылается на данный подход как на метод Сакаты.

Метод Сакаты

Метод Сакаты в том виде, в котором он был разработан и применялся для базового анализа графиков Хонмой, говорит о главных свечах инь и янь и о двух дополнительных свечах. Центром концепции является число три. Число три часто появляется в традиционном анализе, и не менее часто в приемах, связанных с японскими свечами. Метод Сакаты — графичес­кий аналитический прием, использующий при исследовании рынка чис­ло три в различных аспектах. Метод Сакаты можно резюмировать следу­ющим образом:

— сан-зан (три горы);

— сан-сен (три реки);

— сан-ку (три разрыва);

— сан-пей (три солдата);

— сан-пo (три метода).

Из этого списка становится очевидным, что слово «сан» указывает на вездесущее число три.

Сан-зан (три горы)

Три горы формируют свечу, являющуюся важной рыночной вершиной. Эта модель сходна с традиционной западной тройной вершиной, когда цена поднимается и падает три раза, формируя вершину. Кроме того, дан­ная формация сходна с моделью вершины три Будды (сан-сон), которая является эквивалентом традиционной формации голова и плечи. Назва­ние берет начало из размещения трех изображений Будды, с большим Буд­дой в середине и двумя меньшими по бокам. Сан-зан также включает в себя типичную западную тройную вершину, где три повышательных дви­жения цены перемежаются соответствующими коррекциями. Три вер­шины могут быть одной высоты или могут склоняться в одном направле­нии, вероятнее всего, вниз.

РИСУНОК 5-1А

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

РИСУНОК 5-1B

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

Сан-сен (три реки)

Три реки — полная противоположность трем горам. Эта модель часто ис­пользуется как традиционная тройная впадина или перевернутая модель голова и плечи, но это необязательно именно так. Метод трех рек основы­вается на теории использования трех свечей для предсказания разворот­ной точки рынка. Его можно найти в большом числе бычьих моделей, ис­пользующих три свечи, такие как утренняя звезда и три белых солдата. В японской литературе утреннюю звезду зачастую называют утренней звездой трех рек, ссылаясь на данный метод Сакаты.

РИСУНОК 5-2А

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

РИСУНОК 5-2В

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

Существует определенная путаница по поводу того, использует ли метод Сакаты три реки для определения впадин или указывает на исполь­зование трех свечей для определения вершин и впадин. В японской лите­ратуре имеется достаточное количество ссылок на вечерние звезды трех рек (медвежья модель) и на двух ворон, взлетевших над тремя реками (тоже медвежья модель). А кроме того, вспомните, что в главе 3 мы гово­рили о бычьей разворотной модели, называемой особая впадина «три реки».

Сан-ку (три разрыва)

Этот метод использует разрывы в ценовом движении как причину для выбора момента входа в торговлю или выхода из нее. Как говорится, по­сле того как рынок достиг дна, продавать нужно на третьем разрыве. Яер-вый разрыв (ку) демонстрирует, что на рынке возникла новая мощная по­купательная сила. Второй разрыв представляет собой дополнительные покупки и, возможно, определенное количество коротких позиций, по­крытых искушенными медведями. Третий разрыв — результат вынуж­денного покрытия коротких позиций и некоторого количества запоздав­ших рыночных приказов на покупку. Именно здесь, на третьем разрыве, метод Сакаты рекомендует продавать из-за конфликта между приказами и возможностью слишком скорого достижения условий перекупленное -ти. Этот прием работает и в противоположном направлении — в случае разрывов вниз после достижения рынком вершины. Японский термин, обозначающий заполнение разрыва, — анауме. Разрывы (ку) по-японски иначе называют окнами (мадо).

Сан-лей (три солдата)

Сон-лей означает три солдата, марширующих в одном направлении. Ти­пичным представителем такой формации является бычья модель три бе­лых солдата, которая указывает на устойчивый рост рынка. Этот тип устойчивого ценового роста указывает на возможность мощного движе­ния к вершине. Кроме того, метод Сакаты показывает, как эта модель ухуд­шается и показывает слабость рыночного роста. Медвежьи вариации бы­чьей модели три белых солдата обсуждаются ниже. Первая вариация — модель отбитая атака, которая весьма сходна с основной моделью, но отличается наличием длинных верхних теней у второго и третьего белых дней. Вторая вариация трех белых солдат — модель размышление (тор­можение), у которой вторая свеча также имеет длинную верхнюю тень. Однако здесь третий день оказывается волчком и, скорее всего, звездой. Это предполагает, что разворот рынка близок.

РИСУНОК 5-3

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

РИСУНОК 5-4

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

РИСУНОК 5-5

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

РИСУНОК 5-6

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

Другие модели, образующие метод сан-лей, — три черные вороны и три одинаковые вороны. Обе эти модели свечей являются медвежьими и указывают на слабый рынок (глава 3).

Сан-по (три метода)

«Сан-по» означает «отдых или перемирие на рынке». Популярная япон­ская поговорка гласит: «Покупай, продавай и отдыхай». Большинство тра­диционных книг, посвященных рыночной психологии и торговле, пред­полагает отдых от торговли на рынке. Это необходимо по многим причи­нам, не последняя из которых — необходимость увидеть рыночную пер­спективу в тот момент, когда на нем нет ваших собственных денег. Сан-по включает модели продолжения, называемые методом трех поднима­ющихся и методом трех падающих (глава 4). Некоторые источники, кро­ме того, ссылаются еще на две модели — на верхний разрыв метода трех и нижний разрыв метода трех, обсуждаемые в главе 4.

Модели продолжения метод трех поднимающихся и метод трех па­дающих — модели отдыха. Рыночный тренд не изменился, возникла все­го лишь пауза, готовящая новый подъем или спад.

Метод Сакаты подразумевает ясный и уверенный взгляд на графики. Зачастую с ним связывают следующую простую философию:

1. На повышательном или понижательном рынке цены продолжат дви­жение в установившемся направлении. Этот факт способствовал разработке способов идентификации моделей свечей с помощью компьютера (глава 6).

2. Чтобы рынок рос, требуется больше сил, чем для того, чтобы заста­вить его снижаться. Это напрямую связано с известной поговор­кой, гласящей, что рынок может упасть под своей собственной тя­жестью.

3. Если рынок рос, то он обязательно в конце концов упадет, а если рынок упал, он непременно вырастет. Как писал журнал Forbes в сентябре 1991 года, на медвежьем рынке было бы не лишним
вспомнить, что это еще не конец света, а на бычьем — что деревья не дорастают до небес. Простая и более общая аналогия говорит о том, что все хорошее, в конце концов, кончается.

4. Иногда рыночные цены практически полностью прекращают свое движение. Это указание на боковой тренд — время, когда всем, кро­ме самых искушенных трейдеров, следовало бы отойти в сторону.

Хотя метод Сакаты фокусируется на числе три, он включает и ис­пользование более широких формаций, в которых могут существовать мо­дели, состоящие из нескольких свечей.

РИСУНОК 5-7

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

РИСУНОК 5-8

метод сакаты и формации свечей - student2.ru

Формации свечей

Существует множество формаций японских свечей, весьма сходных с це­новыми формациями традиционного технического анализа. Стив Нисон предложил много названий, которыми сегодня на Западе пользуются все. Эти формации могут состоять из многодневных данных. Они использу­ются в основном как долгосрочные рыночные индикаторы и не указыва­ют на точный момент времени, когда лучше войти в рынок, чего хотели бы многие инвесторы и трейдеры. Когда формация развивается, ищите до­полнительных свидетельств разворота цен, например разворотных моде­лей свечей. Дополнительное взаимодействие может появляться, когда фор­мация приобретает форму на длительном промежутке времени. Помните, что большинство моделей свечей, и, конечно, почти все разворотные мо­дели свечей, требуют связи с текущим или предыдущим трендом. На эти тренды огромное влияние оказывают следующие формации свечей.

Наши рекомендации