Формирование экспертной группы
Этот этап является одним из наиболее важных и ответственных в проведении экспертизы. От качества подбора экспертов во многом зависит успех экспертизы. На этом этапе решаются два вопроса:
1) сколько экспертов привлечь к экспертизе?
2) каково качество экспертов?
Необходимое число экспертов определяется несколькими факторами, основными из которых являются следующие.
Требуемая достоверность результатов экспертизы. Чем больше экспертная группа, тем более достоверные могут быть получены результаты. Однако надо иметь в виду, что привлечение слишком большого числа экспертов, особенно если отсутствует процедура тщательного их отбора, тоже нежелательно. В этом случае оценки каждого отдельного эксперта очень слабо влияют на групповые оценки, поэтому оценки нескольких действительно компетентных экспертов растворяются во множество оценок малокомпетентных экспертов. В результате групповые оценки будут искажены.
Вторым фактором, определяющим количество экспертов, является наличие ресурсов (времени, затрат) на проведение экспертизы. Чем больше экспертная группа, тем больше времени затрачивается на подбор и на опрос экспертов.
Наконец, количество экспертов зависит и от их качества. Если
имеется несколько высококвалифицированных экспертов (а может быть и только один), то не имеет смысла значительно увеличивать экспертную группу.
С учетом вышесказанного экспертная группа должна включать от 5 до 15 человек. При уменьшении численности экспертной группы до 2 – 4 человек не всегда возможно проведение статистического анализа результатов опроса экспертов, и тогда приходится ограничиваться только качественным анализом.
Качество экспертов также определяется несколькими факторами. В первую очередь, конечно, их компетентностью по рассматриваемой проблеме. Ниже будут изложены методы оценки компетентности экспертов.
Важным фактором качества эксперта является его отношение к задаче, решаемой экспертизой. Необходимо привлекать к опросу тех экспертов, которые заинтересованы в результатах экспертизы. Вместе с тем необходимо, чтобы цели, которые преследуют эксперты, участвуя в данной экспертизе, совпадали с общей целью экспертизы.
Кроме того, при оценке качества экспертов необходимо учитывать их деловые качества, занятость.
Рассмотрим вопрос оценки компетентности экспертов. Эти оценки желательно иметь с тем, чтобы в разной степени учитывать личные оценки экспертов при определении групповых оценок объектов.
Существует несколько подходов к оценке компетентности [4]. Во-первых, организаторы экспертизы могут на основе прошлого опыта участия эксперта в различных экспертизах давать оценку его компетентности.
Другим методом оценки компетентности экспертов является их тестирование. Для этого разрабатывается специальная тест-анкета. Отвечая на вопросы теста, эксперт должен показать свои знания объекта исследования, аналитические способности. Следует отметить, что разработка анкеты-теста является весьма сложной и трудоемкой процедурой, поэтому этот метод оценки компетентности оправдывает себя только в тех случаях, когда для экспертизы привлекается большое число экспертов (больше 30) или экспертиза проводится регулярно, и каждый раз требуются новые эксперты. В некоторых случаях можно предложить экспертам произвести самооценку компетентности по некоторой шкале, например, от 2 до 5.
В тех случаях, когда эксперты знакомы с деятельностью друг друга, знают уровень компетентности друг друга, можно использовать метод взаимной оценки компетентности. Для этого каждого эксперта i просят оценить компетентность других экспертов по некоторой шкале, например, от 1 до 5. Взаимные оценки компетентности представляются в виде квадратной матрицы , столбцом i которой являются оценки, данные i экспертом всем другим экспертам. Диагональные элементы в принимаются одинаковыми для всех и равными любому неотрицательному числу (обычно ). Вектор коэффициентов компетентности экспертов определяется по следующей процедуре.
Примем для всех экспертов одинаковую компетентность . Определим на первой итерации
.
На второй итерации используем вычисленные :
.
На итерации t выражение примет вид:
.
Обозначим через .
Процедура вычисления сходится, тогда вектор компетентности определяется решением следующего векторного уравнения [5]:
,
т.е. является собственным вектором матрицы ( – максимальное действительное собственное число матрицы ).
По данным взаимной оценки компетентности экспертов можно выявить конфронтацию между экспертами, коалиции экспертов. Если такая конфронтация имеет место, то это исказит действительную компетентность экспертов. Поэтому в этих случаях метод взаимной оценки компетентности использовать не целесообразно.
Перечисленные выше методы оценки компетентности являются "внешними" по отношению к проводимой экспертизе, т.е. результаты оценки компетентности являются входной информацией для обработки результатов экспертного опроса в данной экспертизе.
Но можно осуществлять оценку компетентности экспертов и по его опенкам объектов в данной экспертизе. Суть такого подхода заключается в том, что эксперты, которые дали противоречивые оценки объектов, получают низкие оценки своей компетентности и, соответственно, их оценки в меньшей степени учитываются при определении групповых оценок. Или же оценки эксперта близки к групповым, то компетентность такого эксперта принимается выше, чем эксперта, оценки которого сильно отличаются от групповых оценок.
Такую "внутреннюю" оценку компетентности экспертов можно произвести при использовании не всех экспертных методов оценки сложных объектов. В разделах, посвященных статистической обработке экспертных оценок, будут рассматриваться вопросы оценки компетентности экспертов по их оценкам объектов.
Проведение опроса
Прежде всего необходимо выбрать форму опроса экспертов.Для задач измерения сложных свойств рекомендуется использовать: а)анкетирование; б) интервьюирование.
Отличительной особенностью анкетирования является самостоятельная работа эксперта по оценке предложенных в анкете объектов.
При интервьюировании организатор экспертизы (аналитик) непосредственно контактирует с экспертом при оценке им объектов, перечисленных в анкете.
Преимуществом анкетирования является его простота, возможность привлечь большое число экспертов, так как анкеты пересылаются в электронной среде. Однако анкетирование можно использовать только в тех случаях, когда анкета апробирована и, значит, нет опасности, что вопросы анкеты могут быть экспертами неправильно истолкованы.
Интервьюирование позволяет проконтролировать работу эксперта, заметить неточности в анкете и устранить их. Однако при интервьюировании могут возникнуть нежелательные искажения мнения эксперта вследствие психологического воздействия аналитика на опрашиваемого. Кроме этого, интервьюирование требует больших затрат труда и времени со стороны организаторов экспертизы.
Для составления и апробации анкеты целесообразно использовать форму опроса в виде дискуссии, когда эксперты находятся в одном помещении и открыто высказывают свои мнения. Дискуссия также организуется и для обсуждения результатов экспертизы.
Одним из наиболее эффективных методов опроса экспертов является метод "Дельфы", при котором анкетирование производится в несколько туров с обработкой результатов после каждого тура и информированием экспертов об этих результатах.
Практика показывает, что достаточно провести три – четыре тура для получения согласованных оценок экспертов. Перед каждым последующим туром всем экспертам сообщаются групповые оценки объектов и крайние оценки,и их просят пересмотреть и при желании исправить свои предыдущие оценки. Если оценка какого-либо эксперта сильно отличается от оценок большинства, то его просят аргументировать свои оценки. Эта аргументация доводится до сведения всех экспертов.
При проведении опроса по методу "Дельфы" требуется провести некоторую подготовительную работу по определению цели экспертизы и формы анкеты. Однако анкету можно уточнить, дополнить в результате первого тура опроса экспертов.
Во втором туре эксперты оценивают объекты по указанному методу (ранжирования, нормирования и т.д.). После сбора и обработки экспертных данных организатор экспертизы просматривает результаты, выявляет экспертов, мнение которых значительно отличается от групповых оценок. После этого он просит их аргументировать свои оценки. Полученные аргументации организатор просматривает и доводит до сведения всех экспертов, вместе с групповыми оценками.
В следующем туре эксперты на основе выданной им информации пересматривают свои оценки.
Процесс опроса производится до тех пор, пока оценки экспертов не будут достаточно согласованы.