Двумерная центильная шкала
МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Сущность метода заключается в сравнении показателей физического развития индивидуума со средними арифметическими взвешенными. Для суждения о степени отличия признака от стандарта величину отклонения делят на δ, получая сигмальное отклонение.
Оценка
· Среднее М ± δ
· М -δ < ниже среднего < М-2δ
· М-2δ < низкое < М-3δ
· М+δ < выше среднего< М+2δ
· М+2δ < высокое < М+3δ
Пропорциональность
Физическое развитие пропорционально - точки лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на δ.
Недостаток
Изолированность оценки признаков без их корреляционной связи.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ОЦЕНОЧНЫМ ТАБЛИЦАМ (ШКАЛАМ РЕГРЕССИИ)
В связи с существующей зависимостью между основными показателями их разработку лучше производить методом коррелятивной связи. С этой целью составляют коррелятивные решетки для зависимости роста от массы тела и роста от ОГК, с помощью решеток кроме уже указанных показателей вычисляют:
Коэффициент корреляции (r) - число выражающее величину связи 2х или нескольких признаков.
Коэффициент регрессии (Ry/x) - показывает изменение одного признака при изменении другого на единицу.
Сигму регрессии (δR), частную сигму, которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.
Порядок работы:
· Определить к какой группе роста относится испытуемый;
· Определить должные МТ и ОГК;
· Найти разницу между этими и реальными данными;
· Степень расхождения выразить в δR.
Оценка:
· Гармоничное - в пределах ± δR
· Дисгармоничное - в пределах ± 2 δR
· Резко дисгармоничное - свыше ± 3 δR
Достоинство: оценка производится по совокупности основных показателей в их взаимосвязи.
Недостаток: неприменим при оценке развития детей, имеющих непропорциональное развитие отдельных признаков.
ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Центильный метод позволяет оценить морфофункциональные показатели с учетом их несимметричного распределения, т.е. он более корректен с позиций математической статистики, прост в работе т.к. исключает какие-либо подсчеты.
Разновидности:
· Одномерный (по Матвеевой Н.А.);
· Двумерный (по Матвеевой Н.А.);
· По Воронцову И.М.
Сущность центильного метода:
Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадание в которые имеет равные вероятности. Размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерения неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является 50й центиль. Обычно для характеристики распределения признака приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3й, 10й, 25й, 50й, 75й, 90й, 97й.
3й центиль - такая величина исследуемого признака, меньше которой она у 3% вариант исследуемой группы.
50й центиль - медиана ряда.
Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностьюи выражают ее в %; промежутки между центильными вероятностями - центильными коридорами.
ОДНОМЕРНАЯ ЦЕНТИЛЬНАЯ ШКАЛА ПО Н.А. МАТВЕЕВОЙ
Очень трудоемка, используется при оценке результатов углубленных медицинских осмотров (поступление в школу, 3й, 6й, 8й классы).
Шкала разработана для 11 признаков:
1. Длина тела, см;
2. Масса тела, кг;
3. Окружность грудной клетки, см;
4. Жировая складка на животе, см;
5. Число постоянных зубов;
6. ЖЕЛ, мл;
7. Мышечная сила правой руки, кг;
8. Мышечная сила левой руки, кг;
9. Частота сердечных сокращений;
10. Максимальное давление, мм рт. ст.;
11. Минимальное давление, мм рт. ст..
Таблицы разработаны для мальчиков и девочек с возрастным интервалом в 1 год. За "N" признака принимаются значения ограниченные 4 и 5 интервалами. При оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из 8 центильных интервалов.
Оценка:
· 1 интервал - очень низкие;
· 2 интервал - низкие;
· 3 интервал - сниженные;
· 4-5 интервал - средние;
· 6 интервал - повышенные;
· 7 интервал - высокие;
· 8 интервал - очень высокие.
Ведущими признаками считают длину и массу тела.
Гармоничность:
Гармонично - если длина и масса тела лежат в одном или соседнем центильном интервале.
Дисгармонично - длина и масса тела выходят за границы соседних интервалов.
Недостаток:
Имеет тот же недостаток, что и метод сигмальных отклонений, в них масса не зависит от длины тела. Для преодоления этого недостатка создана двумерная центильная шкала.
ДВУМЕРНАЯ ЦЕНТИЛЬНАЯ ШКАЛА
(МАТВЕЕВА Н.А. И СОАВТОРЫ)
Шкала составлена для длины и массы тела.
Физическое развитие оценивают по тому, в какой интервал возрастной шкалы попадает величина длинны или массы тела испытуемого.
Гармоничность оценивают по интервалу номограммы, в котором пересекаются перпендикуляры от длинны и массы тела.
Оценка:
ІV и V –гармоничное
III и VI -дисгармоничное
I-II и VII-VIII –резко дисгармоничное
Для характеристики физического развития достаточно определить уровень длинны тела по возрастной шкале, затем по номограмме установить степень соответствия массы тела длине.
На основании этого метода выделяют 3 группы физического развития:
1. Нормальное – длинна тела с III по VI интервал, соотношение длины и массы
тела ІV-V;
2. Группа риска –
а) длина – VII или II при гармоничном развитии ІV-V;
б) длина тела - VII или II при дисгармоничном развитии III или VI интервал;
3. Группа с отклонениями в физическом развитии – все остальные.