Прирост массы прибыли от реализации продукции предприятия
Факторы прироста | Прирост массы прибыли | Относительный прирост массы прибыли за счет факторов, % | Индекс изменения факторов | |
млн. руб. | к итогу, % | |||
Цена реализации продукции | 175,1 | -1169,4 | 2,369 | |
Себестоимость реализованной продукции | -12574 | -74,6 | 498,2 | 1,520 |
Объем реализации продукции | -91 | -0,5 | 3,6 | 1,078 |
Итого | –667,6 | – |
При анализе полученных показателей следует иметь в виду, что в 2002г. был убыток 2524 млн. руб. Поэтому прирост за счет повышения цен в 2,369 раза, или на 29516 млн. руб., позволил уменьшить убыток в 11,694 раза, или на 1169,4%. Снижение прибыли за счет роста себестоимости продукции (Jz = 1,520) на 12574 млн. руб. по отношению к убытку 2002 г. является ростом убытка в 4,982 раза. Это касается и объема реализации продукции, за счет которого прибыль сократилась на 91 млн. руб. (3,6 %). В то же время индекс Jq = 1,078 указывает на увеличение физического объема реализованной продукции. Но увеличился объем в первую очередь убыточной в базисном году продукции 3, прирост прибыли по которой составил (q1 – q0)(p0 – z0) = (79,3 – 43,1)(26,0 – 30,2) = –152,0 млн. руб., а также продукция 1 (–15,3 млн. руб.). Возросла реализация прибыльной продукции 2 (42,3 млн. руб.) и продукции 5 (54,1 млн. руб.).
Типовая задача 2
По данным предыдущей задачи о реализации продукции предприятия изучить изменение уровня рентабельности в 2003 г. по сравнению с 2002 г.
Решение
Рентабельность каждого продукта может быть рассчитана как отношение суммы прибыли на 1ц (р – z) к полной себестоимости z, то есть
В задаче 1 определены также абсолютные показатели массы прибыли за базисный и отчетный годы M0 = –2524 млн. руб. и M1 = 14327 млн. руб., а также полной себестоимости реализованной продукции:
= 22527 и = 36743 млн. руб.
Это позволяет рассчитать средние показатели рентабельности продукции:
за 2002 г. %;
за 2003 г. %.
Уровень рентабельности возрос на %. Рост произошел вследствие изменения рентабельности отдельных продуктов ri, а также структуры реализации, то есть изменение соотношения продукции с разным уровнем рентабельности. Для оценки степени влияния этих двух факторов на общее изменение рентабельности следует рассчитать среднюю условную рентабельность при отчетной структуре реализации продукции по себестоимости z1q1 и базисной рентабельности продуктов r0.
Рассчитаем необходимые для анализа показатели и разместим их в таблице.
Вид продукции | Рентабельность, % | Полная себестоимость, млн. руб. | Структура полной себестоимости, доли | |||
2002г. | 2003 г. | 2002г. | 2003 г. | 2002г. | 2003г. | |
r0 | r1 | p0q0 | p1q1 | d0 | d1 | |
Продукция 1 | - 18,6 | 34,4 | 0,742 | 0,693 | ||
Продукция 2 | 31,2 | 95,4 | 0,079 | 0,087 | ||
Продукция 3 | -13,2 | 5,3 | 0,058 | 0,082 | ||
Продукция 4 | 6,6 | 68,3 | 0,056 | 0,045 | ||
Продукция 5 | 8,9 | 36,0 | 0,065 | 0,093 | ||
Итого | -11,2 | 39,0 | 1,000 | 1,000 |
Средняя условная рентабельность %.
Следовательно, общая рентабельность продукции возросла в 2003 г. за счет рентабельности отдельных продуктов на %. Ее уровень, как видно из таблицы, увеличился по всем продуктам, в том числе по продукция 1 на 53 %, продукция 2 на 64,2, продукция 4 на 61,7 % и т. д. В 2003 г. в общем объеме реализации сократилась доля продукция 1 на 4,9 % с убыточностью в 2002 г. r0 = –18,6%, повысилась доля высокорентабельных продукция 2 и продукция 5, что свидетельствует об улучшении структуры реализованной продукции. В целом за счет структурных сдвигов средняя рентабельность была повышена на %, что в абсолютном выражении составляет 36743 ∙ 0,01= 367 млн. руб.