История олимпийских парусных регат
Памятная медаль Олимпийских Игр 1896 года | Первые Олимпийские игры состоялись в 1896 году в Афинах и уже в те годы вопросов о целесообразности включения в программу состязаний парусных гонок ни кого не вызывало сомнения. Популярность этого вида спорта высоко котировалась на мировой арене. |
В конце IXX века еще не было создано международного руководящего органа парусным движением, отсутствовали единые правила соревнований и схемы деления яхт на классы. Поэтому было решено допустить к гонкам всех желающих (имеющих свои яхты), независимо от их величины и устроить показательные состязания. К сожалению, из-за шторма регата не состоялась.
Вторые Олимпийские игры проходили во Франции в 1900 году. Уже произошло деление яхт на классы. Гонки более крупных судов состоялись в Гавре; для более легких яхт состязания устраивали в Мелане,вблизи Парижа.
На третьей Олимпиаде 1904 года парусная регата не была включена в программу игр, но именно тогда была предпринята попытка объединить усилия всех яхтсменов мира и разработать однотипные правила проведения соревнований.
В 1907 году официально начал свою деятельность Международный союз парусного спорта (ЙЯРУ), который утвердил правила парусных гонок. С этого момента строительство гоночных яхт должно было вестись по определенным стандартам.
На IV Олимпийских играх в Лондоне 1906 года участники были разделены на четыре группы 6-ти, 7-ми, 8-ми и 12-ти метрового классов. Довольно необычно была проведена процедура награждения победителей. Только рулевым вручались медали согласно занятому месту, члены же экипажа награждались медалью более низкого достоинства.
В 7-ми метровом классе в составе британской яхты выступала первая женщина – чемпионка Олимпиады Франциска Клотье Ривет-Карнак, и по положению, как члену экипажа, ей была вручена серебряная медаль. Весьма курьезно проходила регата в этом классе, так как только эта яхта участвовала в состязаниях. Во всех трех гонках экипаж добросовестно выходил на старт, стартовал, проходил дистанцию, финишировал и только за это был награжден золотой медалью.
На V Олимпийских играх в Стокгольме (1912 г.) впервые дебютировали яхтсмены России, их яхта «Галия-2» завоевала бронзовую медаль в 10-метровом классе. |
VII Олимпийские игры 1920 года проходили в Антверпене, где в программу регаты были включены гонки в четырнадцати классах. В семи классах на старт вышло по одному экипажу. На торжественной церемонии награждения только одна яхта из 24 осталась без медалей.
Олимпийская регата 1924 года в Париже собрала яхтсменов девятнадцати стран и имела новинку: в одном из классов (12-ти футовых иолов-одиночек) суда предоставлялись страной-организатором соревнований. Если на предыдущих регатах одним из самых весомых вкладов в достижение золотых медалей давало качество (следовательно, стоимость материальной части), то в 1924 году впервые была сделана попытка уравнять шансы, как богатых, так и малообеспеченных яхтсменов, чтобы в борьбе побеждал более подготовленный и опытный. Таким образом, в подготовке яхтсмена-гонщика экстра-класса помимо пункта «подготовка материальной части» стали весомую роль играть техническая подготовка, опыт участия в соревнованиях и т. д.
Следующие IX Олимпийские игры в Амстердаме (1928 год) собрали яхтсменов уже из 23 стран. Участникам соревнований были снова предоставлены 12-ти футовые иолы.
В 6-ти метровом классе победу одержала норвежская яхта «Норма» и обладателем золотой медали наравне с остальными генами экипажа стал кронпринц (а впоследствии король Норвегии и почетный член ИЯРУ) Олав V.
Сенсацией стала победа в 6-метровом классе, где золотую награду получила французская спортсменка Вирджиния Эрио, имя которой было широко известно благодаря океанским плаваниям. Перед Олимпийской регатой Вирджиния участвовала в 49 парусных состязаниях; победила в 23 из них, пришла второй в 16-и, третьей в 10-ти. За успехи на Олимпиаде Вирджиния Эфио была награждена высшей наградой Франции – «Орденом Почетного легиона». Спустя четыре года она умерла на борту своей яхты во время очередных гонок.
Следующие Олимпийские игры проходили в США в Лос-Анджелесе. Из-за удаленности на регату смогли приехать спортсмены только 11 стран. Гонки проходили на судах 6-ти и 8-метровых классов, монотипах-одиночках и яхтах американского национального класса «Звездный» («Стар»), сконструированного еще в 1911 года.
XI Олимпийские игры состоялись в Берлине в 1936 году и явились рекламой для фашистского режима. Парусная регата была проведена в Киле и включала гонки в 6-ти и 8-ми метровых классах, «Звездном» а также на «Олимпике» – швертботе-монотипе который с 1924 года по традиции предоставлялся участникам от страны-организатора.
С немецкой тщательностью было построено 30 швертботов, таким образом,что вес их разнился не более чем на 500 граммов. Был введен обязательный обмер судов перед началом состязаний; выявление победителей осуществлялось после семи стартов, причем учитывались результаты всех семи гонок.
XIV Олимпийские игры были проведены уже после войны в Лондоне в 1948 году и собрали яхтсменов 23 стран. Под давлением ИЯРУ в программу были включены гонки на небольших дешевых судах.
Состязания проводились в 6-ти метровом классе, «Звездном», «Драконе», «Ласточке» и «Светлячке». Изменения коснулись и правил проведения соревнований: поворотные знаки в море стали выставляться непосредственно перед гонками (с учетом направления ветра); в каждом классе проводилось по семь гонок, шесть из которых шли в зачет; для определения победителя использовалась логарифмическая шкала подсчета очков с учетом числа стартующих яхт и места на финише.
Именно на этой регате впервые прогремело имя самого титулованного впоследствии гонщика из Дании Пауля Эльвстема. Он выступал на швертботе-одиночке «Светлячок» и сумел опередить 20 конкурентов.
Эльвстрем открыл новую страницу, как в истории парусного спорта, так и в методике подготовки яхтсмена к ответственным регатам. Вернувшись домой он, сидя на уроках и не слушая преподавателей, подолгу размышлял о проблемах подготовки Олимпийских чемпионов. И пришел к выводу, что физическое совершенство является краеугольным камнем в тренировке гонщика экстра-класса.
Пауль сделал из дерева станок-тренажер для имитации откренивания, установил его у себя в ванной и ежедневно тренировался утром, а также подолгу днем в те дни, когда не мог выйти в морена тренировку. Именно отличная физическая подготовленность позволила ему впоследствии стать четырехкратным Олимпийским чемпионом в одиночном классе. Он просто висел при откренивания там, где другие гонщики уже садились на борт.
ХV Олимпийские игры 1952 года проходили в столице Финляндии Хельсинки и для спортсменов нашей страны стали первыми соревнованиями такого ранга. В программу парусной регаты были включены гонки в 5-ти классах.
Не смотря на то, что советским яхтсменам в год Олимпиады закупили первоклассную материальную часть, их поражение было сокрушительным. П. Гореликов («Финн») занял 12 место из 28 участников; А. Чумаков («Звездный») 17 место из 21; И. Матвеев («Дракон») 15 место из17; К. Александров («5,5-метровый») был последний из 16 экипажей и Н. Ермаков («6-метровый») также занял последнее место из 11 экипажей.
Оказалось, что иметь высококачественную матчасть было мало; необходимо было уметь настраивать ее на максимальную скорость, показывать скоростную технику, а к этому отечественные гонщики были явно не готовы.
В послевоенные годы в нашей стране царила разруха, и яхтсмены гонялись в соревнованиях с пересадкой на судах сильно отличавшихся по скоростным качествам. Эти регаты проводились на коротких дистанциях, где очень важное значение имел старт и хороший выход к 1-му знаку. Именно в этом разделе мастерства наши гонщики были «на высоте» и выигрывали практически все старты Олимпийской регаты. Но затем из-за неумения настроить яхту на максимальную скорость проигрывали.
В классе «Финн» вторую олимпийскую медаль завоевал Пауль Эльвстрем. В классе «Звездный» первым стал итальянец Агостино Страулино, который в этом же году был еще чемпионом мира и Европы.
ХVI Олимпийские игры 1956 года состоялись в Мельбурне. И хотя результаты советских яхтсменов улучшились (по сравнению с предыдущей Олимпиадой) о победах говорить еще было рано. Ю. Шаврин («Финн») 12 место из 20 участников; Т. Пинегин («Звездный») 8 из 12; И. Матвеев («Дракон») 11 из 16; Б. Ильин («12 м2 Шарпи») 7 из 13; К. Александров («5,5-метровый») 8 из 10 экипажей.
За эти четыре года резко вырос олимпийский флот в нашей стране, участились поездки советских яхтсменов на крупневшие международные регаты, но профессионализма в подготовке еще не хватало.
В классе «Финн» третью олимпийскую медаль убедительно, с большим отрывом завоевал Пауль Эльвстрем; Агостино Страулино («Звездный») довольствовался серебряными наградами.
И вот ХVII Римские Олимпийские игры 1960 года, где впервые среди лидеров мирового парусного спорта прозвучали имена советских яхтсменов. Гонки проходили в Неаполе на родине Агостино Страулино и собрали яхтсменов 46 стран, Еще на пресс-конференции, посвященной открытию регаты президент итальянской федерации заявил: «По крайней мере, одно золото мы уже имеем, ведь Страулино много лет тренируется именно на этой акватории».
Тимир Пинегин | Но именно в этом классе произошла, одна из самых главных сенсаций Олимпиады: победу с большим отрывом одержал советский экипаж Тимира Пинегина. По всей видимости, роль сыграла «опасность знакомых акваторий» когда гонщик высокого класса, зная назубок вероятность отходов и заходов ветра, автоматически, не задумываясь, выбирает то или иное направление, не перепроверяя несколько раз обоснованность своего выбора. |
Но вероятность – это только статистика, а направление ветра на акватории может измениться и по маловероятному варианту. И здесь Тимир Пинегин со своим шкотовым Федором Шутковым были «на высоте» и чутко отслеживали каждое изменение направления ветра.
Давайте попробуем определить, из каких факторов складывалась победа. Во-первых, качественная материальная часть и большой опыт международных стартов (на предыдущей Олимпиаде Тимир Пинегин уже выступал и был знаком с накалом олимпийских страстей). Блестящей была физическая подготовка экипажа: Пинегин каждую зиму проводил в среднегорье, катаясь на горных лыжах (а мы знаем, что длительное, пребывание в горах совершенствует аэробную выносливость спортсменов); Шутков являлся в те годы самым выносливым человеком команды советских яхтсменов. В молодые годы он увлекался бегом на длинные дистанции и тренировался с самим Куцем.
Именно лошадиная выносливость экипажа позволяла ему полноценно трудиться на дистанции, не обедняя кислородом свой мозг, который ежеминутно анализировал сложную ветровую обстановку Неаполитанского залива.
Надо отметить, что советские яхтсмены в те годы занимались парусом только летом, а зимой обязательно тренировались еще в одном-двух видах спорта. Александр Чучелов из Таллинна зимой занимался гимнастикой (не очень подходящим видом спорта для паруса). Но, тем не менее, стал очередной сенсацией, заняв второе место в классе «Финн» вслед за легендарным Паулем Эльвстремом, который вновь получил золотую медаль (уже четвертую) с больший отрывом от остальных конкурентов.
Мастерство Эльвстрема подавляло: материальная часть была у него лучшая (на него работала собственная фирма); блестящая физическая подготовленность; огромный опыт участия в соревнованиях. О своей технической подготовке Пауль говорил следующее: «Если при ветре в 5 баллов я подойду на «Финне» к стартовому бую и не буду три минуты удерживать там свое место (допуская перемещения в ту или другую сторону не более полуметра), я считаю, что моя техническая подготовка недостаточна» (С.А. Машовец, 1991).
Молодой Пауль Эльвстрем (Дания) | За период с 1948 по 1983 год Пауль Эльвстрем был четырехкратным Олимпийским чемпионом, 13-ти кратным чемпионам мира на судах различных классов, 8-ми кратным чемпионом Европы. С 1982 года гонялся исключительно со своей дочкой Триной (1962 года рождения), с которой в 1983 году становился чемпионом Европы в классе катамаран «Торнадо». |
Большое знания парусного дела позволили ему в середине 1950-х годов основать собственную фирму «Эльвстрем» по производству материальной части. Через 25 лет фирма обанкротилась и перешла к другому хозяину. А ее бывший основатель оставался там шефом-конструктором яхт-бюро, торгующего парусами и судами.
Пауль Эльвстрем внес много новинок в подготовку яхтсменов и технику ведения судна. Пробовал он свои силы и как тренер. На ХVII Олимпийских играх вместе с Эльвстремом праздновал победу в классе «Дракон» его ученик, 19-ти летний кронпринц Греции Константин, ставший впоследствии королем, а, еще позднее – почетным вице-президентом ИЯРУ.
Среди наших соотечественников неплохо выступил Александр Шелковников и Виктор Пильчин, имевших в классе «Летучий голландец» 6 место. Экипажи Э. Стайсона («Дракон») и В. Горлова («5,5-метровый»), соответственно 16 и 14 места. Советские гонщики в командном зачете заняли второе место, уступив только датчанам.
XVIII Олимпийские игры 1964 года проходили в столице Японии Токио. В парусных гонках (залив Сагами) участвовали спортсмены из 40 стран на 109 яхтах. Выступление советских гонщиков было неудачным – 11 командное место. Только А. Шелковников и В. Пильчин в общем зачете заняли на «Летучем голландце» 5 место.
Хорошо начавший регату Тимир Пинегин, возглавлявший таблицу лидеров после двух гонок, сломал мачту и не смог подняться выше 5 места. Экипаж Ю. Шаврина («Дракон») был девятым, а в «5,5-метровом» классе К. Александров – тринадцатым. Крайне неудачно выступил Александр Чучелов («Финн») – 12 место (В. Саатпалу, 1980). Здесь большую отрицательную роль сыграла некомпетентность руководства команды в вопросах психологии. Гонщика буквально измотали длительными отборочными соревнованиями с Валентином Манкиным.
Именно проблемы психологии в последующие годы не позволяли нашим ведущим гонщикам показывать на Олимпиадах то, на что они были способны.
Одной из причин неудачи, как считали специалисты того времени, явился серьезный разрыв между небольшой элитой и большинством из молодых яхтсменов. Сборная команда длительное время не получала притока свежих сил, что в конце концов не могло не сказаться на ее результатах. Ведущие яхтсмены – Тимир Пинегин, Константин Александров и некоторые другие – до десяти и более раз становились чемпионами СССР. Конкуренции им фактически не было.
К концу 1960-х – началу 1970-х годов относится подъем детско-юношеского парусного спорта в стране. Во многих городах стали открываться юношеские секции и отделения в спортивных школах. Появился ряд перспективных молодых тренеров, открылась кафедра парусного спорта в Краснодарском институте физкультуры, которая стала готовить дипломированных парусных тренеров (в Санкт-Петербурге аналогичная кафедра была создана два десятка лет позднее). Заработала научная мысль в поиске путей повышения спортивного результата. Ежегодно проводились научно-методические конференции, где тренеры и специалисты могли обмениваться своим опытом, повышать свою профессиональную квалификацию.
Стали регулярно проводиться соревнования в международных классах детских судов «Оптимист», «Кадет», «420» и «ОК-Динги», производство которых наладили верфи в Таллинне и Ленинграде. Большое количество качественных судов этих классов было закуплено в Польше и ГДР.
Расширился календарь детских соревнований. Хорошей школой для молодых яхтсменов, многие из которых позже стали лидерами сборной команды страны, зарекомендовали себя ежегодные гонки с пересадкой экипажей, получившие название «Хрустальный кубок». Это многоступенчатое соревнование начиналось с городских и заканчивалось всесоюзной регатой в Таганроге, на которой были представлены лучшие молодые яхтсмены союзных республик. В этом всплеске активности существенную роль сыграл Юрий Владимирович Пильчин, впоследствии главный тренер сборной команды страны.
XIX Олимпийские игры 1968 года были организованны в Мексике. Яхтсмены соревновались в Акапулько. Парусная регата собрала 250 участников из 41 страны. Нововведением явилась оригинальная система подсчета очков, предусматривающая ноль штрафных очков – за первое место; 3 – второе; 5,7 – третье; 8 – четвертое; 10 – пятое; 11,7 – шестое. Начиная с седьмого места, очки начислялись по схеме: место плюс шесть очков. Изменилась и схема установки дистанции гонок, которая уже включала «треугольник», «петлю», «прямую».
Главным тренером советской команды был Игорь Николаевич Климчинский. В классе «Финн» выступал Валентин Манкин – второй призер «Золотого кубка» 1967 года (неофициального чемпионата мира в этом классе). Ему противопоставляли свое мастерство В. Кувайде, Х. Винд, А. Акерсон, Ю. Майер, Х. Раудашл. Все они чемпионы мира разных лет. Кувайде дополнительно Олимпийский чемпион, а Х. Винд – бронзовый призер олимпиады.
Валентин Манкин | И, тем не менее, Валентин Манкин был первым. Этого спортсмена характеризовала громадная работоспособность и напористость в освоении парусного мастерства, блестящая физическая подготовка. Валентин показывал результаты на уровне 1 разряда в плавании и гребле и, по слухам, на чемпионате СССР 1957 года, входил в десятку сильнейших гребцов-одиночек (!!!). |
Отличная техническая подготовка, особенно старты, где он на голову превосходил остальных спортсменов страны, и умение агрессивно вести «дуэльную борьбу», хорошая психологическая устойчивость к действию неблагоприятных сбивающих факторов, отличное знание правил парусных гонок и умение выигрывать протестовые ситуации сделали Валентина Манкина вторым (по числу олимпийских наград) яхтсменом мира. Но главное – это бесконечная любовь к парусу, фанатизм в работе на воде, которые сумел воспитать у Валентина его тренер – Сергей Аркадьевич Машовец.
Манкин уже тренировался, когда остальные яхтсмены только поднимались с постели, а заканчивал он свои занятия поздно вечером. Манкин также как и Эльвстрем был экспериментатором-новатором и разработал целую серию тренажеров, помогающих сократить время на отработку технических приемов: скамейку для откренивания; поворотный тренажер с яхтой для тренировки на берегу; шлюпку, в которой нужная поза откренивающего яхтсмена совмещалась с попеременными движениями веслами; или трапецию для шкотов (это уже впоследствии), которая крепилась прямо на стене казармы Севастопольского яхт-клуба ВМФ, где он любил тренироваться.
Манкин впервые ввел тесты для оценки технической подготовленности при стартах с места и с хода. Каждый год выезжал за границу для строительства по собственным чертежам усовершенствованных яхт; кое-что из современных приспособлений на гоночных судах включают элементы, изобретенные им в 1970-е годы.
Безусловно, у него были и слабые стороны. Например, как человек с «сильной» нервной системой, Манкин тяжело воспринимал тонкие ощущения скорости, чувство руля и т. д., что приходилось компенсировать чудовищной работой на воде и маркировкой натяжения шкотов при ветре различной силы.
Этот спортсмен тренировался всегда и везде (по 12 часов в сутки), начиная с раннего утра, когда он на остановке автобуса старался рассчитать длину тормозного пути, чтобы точно очутиться напротив его входной двери. И заканчивая поздним вечером на самостоятельных занятиях с переводной литературой по тактике и вырабатывая выносливость, сидя часами на корточках перед телевизором, что крайне необходимо гонщику на яхте при слабом ветре.
Кроме фамилии В. Манкина на регате в Акапулько прозвучало и имя Роднея Паттисона чемпиона в классе «Летучий голландец»; Лев Рвалов с Виктором Пильчиным от советской команды были лишь пятнадцатыми.
Не повезло Паулю Эльвстрему, который перешел в класс «Звездный», и хотя он там добивался высоких результатов (дважды в 1976 и 1977 гг. становился чемпионом мира), в Акапулько ему досталось только четвертое место. Наш Тимир Пинегин на побитой при транспортировке яхте был 16-м.
Сказались психологические просчеты при подготовке к стартам у чемпиона Европы в классе «Дракон» Юрия Анисимова, когда на тренировочных гонках он приходил первым и посчитал, что золотая медаль в кармане. Первые старты все расставили по местам. Просто его конкуренты специально не показывали свою скорость. Проигрыш, стресс, снова проигрыш – и в итоге одиннадцатое место. У его товарища по команде К. Александрова («5,5-метровый») девятый результат. Причина –точно такое же шапкозакидательское настроение, как и у Анисимова.
Регата XX Олимпийских, игр 1972 года в Германии (ФРГ) проходила в Киле. Стартовало 152 экипажа из 42 стран, причем, в программе Игр впервые были представлены только яхты-монотипы. Паруса у всех участников были из синтетических тканей, большинство корпусов яхт построено из пластмассы, а рангоут стали изготавливать из металла.
На церемонии открытия состоялся парад крупных крейсерских яхт, прибывших специально для этого из 17 стран мира. Участников парада в море сопровождало свыше трех тысяч катеров; на берегу Кильского залива присутствовало свыше полумиллиона зрителей, чтобы посмотреть это грандиозное шоу.
На этой Олимпиаде сборную команду СССР возглавлял Леонард Яковлевич Митницкий. В классе «Финн» бронзовую медаль завоевал Виктор Потапов; в «Летучем голландце» второе золото досталось Роднею Паттисону; наш Виктор Леонтъев – шестой. Экипаж Бориса Будникова в «Звездном» – девятый; Тимир Пинегин («Солинг») – 7; Борис Хабаров («Дракон») – 14. А в классе «Темпес» свою вторую золотую медаль завоевал Валентин Манкии со своим шкотовым Виталием Дырдырой.
Двое этих яхтсменов оказались в одной яхте не по своей воле, что позволило по-новому посмотреть на подготовку экипажей. Когда Манкин ушел из «Финна» и пересел в новый олимпийский класс «Темпест», то столкнулся с серьезными трудностями в подборе шкотового.
На фоне относительно вольной жизни яхтсменов Манкин со своими жуткими объемами тренировок, со своим строгим спортивным режимом выглядел фанатиком. Дополнительно, у Валентина Манкина был довольно тяжелый характер; мог и выругать «последними словами» при всей команде, не взирая на титулы.
Именно поэтому никто не захотел идти шкотовым в экипаж к чемпиону. И Валентину пришлось взять к себе первого попавшегося молодого пацана со вторым разрядом и на первых же крупнейших соревнованиях сделать из него мастера спорта международного класса (этим счастливцем был в будущем, действительно сильный яхтсмен –Владислав Акименко).
Это бросавшееся в глаза несоответствие – Олимпийский чемпион в паре со вчерашним второразрядником – сильно раздражало руководство Спорткомитета СССР, и оно своим приказом (!!!) объединило в одном экипаже двух бывших сильнейших гонщиков класса «Финн» Валентина Манкина и Виталия Дырдыру (который также имел титул чемпиона страны). Они были непримиримыми врагами, но объединенные одной целью сели в яхту, работали каждый за троих и выиграли золотую медаль.
Блестящие физические данные Дырдыры (а он был мастер спорта по гребле) и опыт Манкина сделали свое дело и показали, что экипаж – это не «семья с ее тонкими длительными психологическими притирками друг к другу», как это считалось длительное время, а рабочее место, куда приходят самые высококвалифицированные специалисты, обязанные сразу же демонстрировать свой высокий профессиональный уровень.
Виктор Потапов | XXI Олимпийские игры 1976 года проходили в Канаде, где в Кингстоне на озере гонщики из 40 стран оспаривали самые высокие награды четырехлетия. Неплохо выступили братья Виктор и Александр Потаповы в новом классе «470», заняв четвертое место и набрав одинаковое число очков с бронзовыми призерами. Виктор Потапов – был второй человек в команде страны (после Манкина) по числу завоеванных титулов; к третьему и четвертому местам на Олимпиаде |
он впоследствии присовокупил еще два первых места на чемпионатах мира в классе катамаран «Торнадо».
Если Манкин брал напористостью, большими объемами работы на воде, то Виктор имел более чувствительное и тонкое устройство своей нервной системы, недолюбливал физическую подготовку, избегал борьбы со старта, предпочитая уходить в гонку с третьего эшелона, искать «чистый ветер» и использовать «ветровую тактику». Вот эта непохожесть на других «великих» спортсменов раздражала тренеров сборной команды и делала Виктора объектом критики, даже в годы его наивысших спортивных достижений.
На Олимпийской регате в Канаде Виктор со своим братом могли стать первыми (по крайней мере, шанс был). Ожидание победы привело к стрессу, причем к такому стрессу, что накануне решающей седьмой гонки братья не смогли ночью уснуть. Именно упущения тренеров, их безграмотность в психологии не позволили экипажу Потапова получить олимпийские награды.
Другие наши гонщики выступили неплохо: Валентин Манкин на «Темпесте» – второе место; в классе «Финн» серебряную медаль завоевал Андрей Балашов; Борис Будников («Солинг») – четвертое; Виктор Леонтьев («Летучий голландец») – пятое; и только Б. Васильев на катамаране «Торнадо» – 12 место из 14 экипажей.
В классе «Летучий голландец» не повезло Роднею Паттисону, хотя он начал регату с победы в первой гонке, в итоге – второе место. А золотые медали неожиданно для всех заняли братья Диш из ФРГ. Они не имели первоклассной матчасти, как Паттисон, ни в одной гонке не приходили первыми и, тем не менее, отличная разносторонняя подготовка, без слабых мест, позволила импревзойти своих именитых соперников.
Если до 1976 года непременным условием победы на Олимпиаде была «супер» материальная часть, то братья Диш показали всему миру, что чемпионом можно стать и на серийной лодке. И главным, или одним из главных условий побед, является универсальность гонщика.
XXII Олимпийские игры 1980 года проходили в Москве, а яхтсменов встречал гостеприимный Таллинн. Возглавлял команду на Олимпиаде Олег Алексеевич Ильин, незадолго до начала Игр сменивший Ю.В. Пильчина на посту главного тренера.
О.А. Ильин (справа) с судьей В.П. Елизаровым |
Когда ряд западных стран бойкотировал игры, руководство Спорткомитета СССР требовало от олимпийцев только победы. Нарастал ажиотаж. Зачастили в команду высокопоставленные начальники, которые не понимали в парусном спорте ничего, но, тем не менее, считали возможным давать множество рекомендаций и негодовали, если эти рекомендации выполнялись недостаточно быстро.
Но особого накала психологическое давление на наших спортсменов достигло в дни гонок, когда, выходя из гостиницы, они должны были проходить через толпы болельщиков-доброжелателей, знакомых спортсменов, тренеров. И каждый из них считал своим долгом поздороваться за руку, посочувствовать, посоветовать, тем самым еще и еще раз заставить спортсмена психологически пережить самые драматические моменты своих гонок. И наши яхтсмены были психологически «раздавлены» таким ходом событий. Они сидели по своим номерам, боясь высунуть нос, лишь бы не встречаться с болельщиками.
Олимпийский огонь в Таллиннском яхт-клубе |
Сыграло свою отрицательную роль и доскональное знание акватории Таллиннского залива. Виктор Потапов на катамаране «Торнадо» поворачивает в сторону от флота, чтобы первым встретить ветер, который по статистике должен был вскоре появиться. Ветер пришел именно с той стороны, откуда его ждал Виктор, но только тогда, когда гонка уже закончилась. Это маленькое запаздывание ветра лишило одного из самых одаренных отечественных яхтсменов олимпийской награды – только четвертое место.
Психологически раздавило присутствие болельщиков Бориса Будникова («Солинг») – 2 место. Бронзовая награда в классе «Финн» у Андрея Балашова.
Отрицательно повлияла «знакомая акватория» и на Валентина Манкина, который выступал в классе «Звездный». Он практически проиграл регату (и это в отсутствие американцев), и только его колоссальный опыт и цепкость позволили поймать соперника на нарушении правил парусных гонок и «вырвать» свою третью золотую олимпийскую награду. Шкотовым на этот раз у него был Александр Музыченко.
У Манкина уже сложился стереотип: каждое четырехлетие встречать с новым шкотовым (зачастую недостаточно обученным). И готовить своего матроса путем громаднейшего объема работы на берегу и на воде, не расслабляясь ни на минуту сам. Данный прием имел психологическую подоплеку, связанную с введением нового члена экипажа, вносящего свежую струю в отношения между спортсменами, а также делающий необходимым по-новому, с нуля, шлифовать технику, тактику, физическую подготовку, знание правил парусных соревнований, которые при других условиях очень тяжело повторять умудренному опытом ветерану.
По окончанию XXII Олимпийской регаты в Таллинне был проведен развернутый анализ деятельности победителей по классам судов и описан перечень условий способствующих уверенной победе:
– высокие физические кондиции;
– техническое совершенство;
– умение стратегически правильно спланировать не только отдельную гонку, но и всю серию в целом; ясное понимание своей позиции после очередной гонки и правильное планирование следующей; умение держать свою позицию, отсутствие неоправданного риска, особенно после первой лавировки;
– умение быстро осваивать новую акваторию;
– знание психологических особенностей своих конкурентов и умение вести жесткую индивидуальную борьбу с учетом этих особенностей;
– выраженные волевые качества, упорство, настойчивость, умение вести борьбу до последнего, как в отдельной гонке, так и в серии гонок;
– высокая теоретическая грамотность, умение сознательно и целенаправленно работать с материальной частью в целях достижения высоких ходовых качеств;
– строжайшее соблюдение спортивного режима, большое внимание к физической подготовке даже в период самих Олимпийских игр, полное исключение алкоголя в любых формах в период подготовки и участия в Олимпийских играх (О.А. Ильин, 1981).
XXIII Олимпийские игры 1984 года проходили в США в Лос-Анджелесе. Недальновидные амбиции некоторых руководителей нашей страны лишили советских спортсменов возможности участвовать в величайшем состязании четырехлетия. Обычным людям СССР было даже запрещено смотреть эти соревнования. Не по советскому телевидению, а по каналам из Финляндии, наши яхтсмены наблюдали Олимпийские игры из США в Таллинне, во время проведения международной регаты «Дружба-84».
Американцы поразили мир своей рациональностью, как при проведении церемоний открытия игр где отсутствовали синхронные движения длинных рядов спортсменов (как на Московской Олимпиаде), так и проведением парусной регаты, которая проводилась прямо с пляжа, оборудованного надувными легкими сооружениями.
Впервые на Олимпийской регате проводились выступления на парусных досках (пока только плоских, первого дивизиона) – «Вингляйдер». Чемпионом в этом классе стал Ван Ден Берг (Голландия).
Самой высокой точкой последнего подъема отечественного парусного спорта специалисты рассматривают «Игры доброй воли» 1986 года. Команда яхтсменов США специально провела интенсивную подготовку к этому соревнованию; финансировала поездку своих гонщиков на Кильскую регату и регату в Финляндии. И когда советские гонщики победили – это было наглядным доказательством успеха, прежде всего, научно-методического обеспечения подготовки яхтсменов, а также целенаправленным и последовательным выполнением запланированного.
В регате XXIV Игр, проходившей в Пусане (Южная Корея), добавился еще один класс – женский экипаж в классе «470». Это был первый прорыв женщин в программу Олимпийской регаты. И тем приятнее, что наш экипаж из Украины Лариса Москаленко и Ирина Чуниховская был отмечен бронзовыми медалями. Чемпионами в этом классе стали спортсменки из США А. Джолли и Л. Джевел – бывшие пловчихи. |
Вторая (серебряная) медаль была завоевана также в этом классе, но уже в мужской номинации экипажем братьев Тынисте из Эстонии. Остальные спортсмены выступили неудачно. А «досочник» был даже досрочно отправлен домой за крайне слабое выступление.
Возглавлял команду Александр Леонидович Соболев. Выступление нашей команды Спорткомитет СССР признал неудачным и потребовал максимально откровенно анализировать свои недочеты.
Первой крупной ошибкой отечественных яхтсменов было неспособность успешно стартовать и выходить на первый знак в числе лидеров. Второй – отказ от запланированной поездки в Сеул, решающей проблемы обеспечения психологической свежести гонщиков. И промахи, прежде всего, в психологическом управлении команды дали срыв. Спортсмены «перегорели», демонстрировали «авантюрную стратегию» и желание выиграть гонку одним галсом.
Две сильнейших команды – США и Франция имели в составе своих команд метеорологов, прогнозирующих течения с помощью ЭВМ, спарринг-партнеров для своих олимпийцев и большой вспомогательный персонал. В то время как советская команда не смогла направить на регату психолога, врача-реабилитолога, мастера по ремонту судов и, даже, двух тренеров классов (В.В. Коваленко и Р. Оттосона – тренеров экипажей завоевавших медали).
Владимир Леонтьев, А.Л. Соболев, Лариса Москаленко и тренер ОФП на Олимпиаде в Южной Корее (Пусане) |
То, что команда была и по уровню материальной части и по мастерству одной из сильнейших говорит состав участников Олимпиады от сборной СССР: «Солинг» – чемпионы Европы 1987 года, «Финн» – чемпион Европы и 2 место на Золотом Кубке 1985–1986 годов, «Торнадо» – чемпионы мира 1988 года, «Летучий голландец» – вторые призеры чемпионата мира 1987 года, «Звездный» – чемпионы Европы 1985 года.
И жесткий приказ «не отходить от американцев ни на шаг», прагматичная «паразитарная тактика» подтвердили высокий уровень подготовки отечественных гонщиков. Но слабая физическая подготовка и неумение вести борьбу в сильный ветер довершили неудачное выступление нашей команды в седьмой гонке.
Основной вывод: неудачное выступление команды на XXIV Олимпийских играх был связано с комплексом причин. И одна из них – отсутствие, у отдельных гонщиков, хорошей «школы парусного спорта» (А.А. Кислов с соавт. 1989).
Подготовку сборной команды с 1989 по 1990 год возглавлял Валентин Манкин. После его отъезда в Италию на работу главным тренером этой страны команду возглавил Станислав Орешкин, работавший до этого тренером молодежного состава сборной.