Повышения уровня жизни населения региона
4. Формирование организационно-экономического механизма управления повышением уровня жизни населения региона. Основу функционирования данного механизма составляет увязка его целей и задач с методами, средствами достижения целей и управленческими решениями, которые являются элементами управления.
Исходя из содержания этапов формирования механизма управления повышением уровня жизни населения принципиальную схему этого механизма можно представить следующим образом (рис. 3).
Эффективность функционирования механизма управления повышением уровня жизни населения региона обеспечивается мониторингом его показателей .
Сбор необходимой и достоверной информации, на основании которой могут быть разработаны основные направления политики повышения уровня жизни населения Ульяновской области является чрезвычайно актуальной проблемой.
На современном этапе существует множество дефиниций, раскрывающих смысл этого понятия. Статистический словарь определяет мониторинг как "вид непрерывного наблюдения по специально разработанной программе наблюдений с изменяющейся периодичностью, которая зависит от изменения наблюдаемого явления в динамике [148, с. 236].
Понятие мониторинга встречается в различных сферах научного знания и уточняется спецификой и направлением исследования. Данная дефиниция формулируется в естественных [16, с. 235; 148, с. 237] и в экономических [158,
с. 552; 60, с. 67] науках.
В различных зарубежных странах, таких как Япония, Германия, Франция, Турция, Ирландия, наблюдается некоторая специфика осуществления мониторинга. Ведущие министерства и ведомства этих стран (в основном, центральные банки, министерства промышленности, внешней торговли, финансов, центральные статистические органы, профсоюзные организации, специальные исследовательские центры) формируют необходимую первичную информацию, основанную на фактических данных, о хозяйственной деятельности, финансовом положении и балансах предприятий, состоянии деловой активности и конъюнктуры.
Мониторинг в этих странах направлен на изучение финансового состояния предприятий, обеспечение переучета векселей предприятий реального сектора экономики, сферы услуг, целей рефинансирования, анализ макроэкономических процессов с учетом тенденций развития экономической конъюнктуры на региональном и микроуровнях, управление финансовыми ресурсами региона [94, с. 7-22].
В Российской Федерации в рамках ежегодных Федеральных программ статистических работ Росстатом осуществляется мониторинг важнейших социально-экономических проблем:
- факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности;
- производства, оборота, запасов и средних цен важнейших потребительских товаров;
- объема производства, оборота, запасов нефтепродуктов и потребительские цены на них;
- показателей, характеризующих социально-трудовую сферу.
В оценке экономической конъюнктуры и финансового положения предприятий участвуют несколько организаций: Росстат, Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, Московская межбанковская валютная биржа, аудиторско-консалтинговая фирма "Росэкспертиза", финансовая академия при Правительстве РФ [94, с. 27-36].
Вопрос по созданию достаточных информационных ресурсов для целей эффективного управления реальным сектором экономики, регулирования социальными процессами в том числе и повышением уровня жизни населения, разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития на уровне регионов и муниципальных образований, находится в стадии теоретических дискуссий.
Во-первых, действующая система показателей, методология их сбора и разработки, приемлемые для Федерального центра, мало приспособлены для регионального уровня и еще меньше для уровня муниципального. Применяемые методы наблюдения, досчеты и дорасчеты, корректирующие коэффициенты, не дают полной и объективной оценки происходящих в реальном секторе экономики процессов и явлений на уровне республики и самоуправляемой территории.
Во-вторых, для восприятия статистической информации, ее эффективного использования в управлении необходимы специальные знания, профессиональная подготовка, способность четко сформулировать задачу, запрос на ту или иную информацию, а это порой отсутствует у многих специалистов и руководителей, занятых в сфере экономики и управления.
Главной целью мониторинга социально-экономических процессов является сбор, изучение и подготовка информации для принятия и анализа экономических решений на различных уровнях управления. Это обуславливает две особенности, которым должен удовлетворять мониторинг как система сбора и обработки информации: целевая направленность информационных процессов и максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии переработки данных.
В составе мониторинга социально-экономических процессов традиционные функции сбора, обработки и анализа информации определенным образом изменятся.
От стандартной статистической технологии мониторинг отличается:
- целевым характером наблюдения с ориентацией на выявление тенденциальных и локальных изменений, возможностей возникновения неблагоприятных и рисковых ситуаций;
- интегрированным учетом социальной, экономической и индивидуально-психологической информации;
- включением в сферу наблюдения, накопления и анализа не только количественных, но и качественных, нечисловых данных, а также "статистики связей", "статистики факторов" и других видов результатов обработки данных;
- широким использованием компьютерных методов представления, обработки и визуализации информации.
Если классический отечественный анализ хозяйственной деятельности служил базой для составления планов, то мониторинг социально-экономических процессов должен быть ориентирован на широкий класс принятия решений управленческого характера.
Прежняя методика экономического анализа была в значительной мере направлена на оценку отклонений показателей деятельности предприятия от плана, задаваемого вышестоящими органами. В задачу же мониторинга социально-экономических процессов входит не только фиксация и выяснение причин отклонения фактического состояния от нормативного, но и всесторонний анализ самого нормативного состояния как итога работы участников процессов принятия решений.
Политические и экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления. Решение широкого круга проблем социального, экономического, экологического, градостроительного характера в значительной мере определяется конкретными социально-экономическими условиями, присущими той или иной территории.
От знания этих условий, правильного учета их в значительной мере зависят: конечные результаты социально-экономического развития регионов. Постановка вопроса совершенствования информационного обеспечения управления регионом в современных условиях приобретает особую актуальность, что обусловлено такими факторами, как, повышение роли регионов в развитии национальной экономики, переносом центра тяжести в решении важнейших проблем экономического и политического реформирования на уровень субъектов федерации и местного самоуправления.
Процессы реформирования управления социально- экономическим развитием регионов весьма динамичны, протекают достаточно противоречиво, что обуславливает необходимость постоянной информационной поддержки управленческих решений.
Настоящее состояние информатизации управления сегодня далеко не в полной мере удовлетворяет потребности регионов России. Система информационной поддержки управления, ядром которой служат данные государственной статистической отчетности, "настроенной" на централизованно управляемую экономику, зачастую оказывается бессильна в вопросах оценки новых процессов, территориального управления, а значит и такого процесса, как спад уровня жизни населения, должны послужить важнейшим побудительным мотивом активизации работ по созданию в регионах комплексных систем информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на базе современных информационно-компьютерных технологий.
Проблемы организации социально-экономического мониторинга попали в последние годы в поле зрения федеральных и региональных органов управления. Например, специальным распоряжением Правительства Российской Федерации (15.03.93г.) была введена система показателей для оценки хода экономических реформ. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. Министерству труда совместно с другими заинтересованными центральными органами поручалось подготовить и представить Правительству предложения об организации всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы отдельных членов общества, социально-профессиональных и социально-демографических его групп и населения в целом. Было признано, что именно она формирует образ жизни и мышления, идеалы и жизненные ценности. Ее состояние является одновременно и показателем результативности экономических реформ, и фактором, который либо содействует, либо препятствует им.
Правительством Российской Федерации были приняты постановления "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге (06.10.94); "О мониторинге социально-экономического потенциала семей (14.12.94 г). В отдельных публикациях освещались вопросы проведения мониторинга уровня жизни населения, государственного регулирования сельского хозяйства, социально-экономического мониторинга аграрной реформы в России.
В результате были созданы условия для превращения мониторинга в фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.
Толкование термина "региональный мониторинг" в научной литературе и в практике не устоялось и употребляется в различных смыслах.
В одних работах под мониторингом подразумевается поступление оперативной и достоверной информации о поведении отдельных объектов наблюдения, в других - контроль над всей системой, в третьих - прогноз возможности возникновения качественно новых процессов. и количественных изменений в социально-экономических, экологических, производственных процессах на территории. Имеющиеся научные работы и экономическая практика позволяют сделать вывод о том, что на основе мониторинга социально - экономических процессов в регионе можно:
- ускорить процессы, если они желательны для территориального сообщества, и повысить их результативность;
- заблаговременно принять адекватные будущим событиям меры, повысив тем самым результативность управления социально-экономическими процессами на территории.
Используемый сегодня региональный мониторинг выступает, как правило, в качестве:
- специфического инструмента "обратной связи" в территориальном управлении, обеспечивающего устойчивость развития территориальных образований и управления в критических ситуациях;
- особого метода получения знаний о противоречиях и закономерностях социально-экономических процессов, формирования гражданского общества;
- основы для выявления причин отклонений от запланированного хода событий, для принятия решений.
Таким образом, если говорить о трактовке регионального мониторинга в широком смысле, то представляется конструктивным использовать такое толкование этой категории, в соответствии с которым под региональным мониторингом социально-экономических процессов можно понимать систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления.
Определение территориального мониторинга социально-экономических процессов в узком смысле связано с представлением его в качестве системы территориальной поддержки управления административно-территориальным образованием, реализующей функции наблюдения, оценки, анализа и прогноза складывающейся ситуации, подготовки проекта управленческого решении.
Затем, следуя сложившейся в данном исследовании логике изложения материала, автор считает целесообразным сформулировать понятийно-терминологический аппарат регионального мониторинга социально-экономических процессов.
Определение регионального мониторинга в широком и узком смыслах приведено автором выше. Далее рассмотрим остальные дефиниции понятийно-терминологической системы, характеризующей понятие "региональный мониторинг". Основными задачами регионального мониторинга являются:
- сбор фактов, характеризующих социально-экономические процессы в регионе;
- анализ и интерпретация социально-экономической информации.
Объектами регионального мониторинга являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.
Предмет регионального мониторинга - сложная совокупность социально-экономических процессов и явлений в регионах страны. Выделяются следующие комплексные направления регионального мониторинга:
- экологическое;
- экономическое;
- медико-биологическое;
- общественно-политическое;
- социальное;
- научно-техническое.
Отслеживание и регулирование процессов регионального развития является основной целью регионального мониторинга.
Задачи регионального социально-экономического мониторинга могут быть следующие:
- организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;
- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер социально-экономических процессов;
- выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе;
- обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
- разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;
- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до органов регионального управления.
В связи со сложностью внутренней организации, а также управления региональной социально-экономической системой к мониторингу предъявляются дополнительные требования:
- достоверность мониторинга - использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
- оперативность - ориентация на сокращение, сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений, если того требует складывающаяся социально-экономическая ситуация;
- систематичность - осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации. Относительно стратегического планирования длительность мониторинга должна превышать период, на который разработана стратегия, поскольку в задачи мониторинга входит не только текущее наблюдение и оценка реализации стратегии, но также оценка результативности достижения стратегических целей и выявление новых проблем стратегического характера
- комплексность - одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны развития (при этом возможен как мониторинг каждого отдельно взятого показателя, так и сведение их в интегральный показатель, позволяющий судить о процессе реализации стратегии в целом) независимость и объективность. Система мониторинга не должна зависеть от субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать политические интересы, поскольку в противном случае не выполняется требование объективности и достоверности.
При формировании информационной базы мониторинга социально-экономических преобразований в регионе необходимо опираться на существующую систему региональной статистики с учетом ее трансформации в процессе перехода к международной системе учета и контроля, в частности, к системе национальных счетов (СНС). Это позволит проводить сопоставительный анализ, изучать динамические характеристики (тренды) процессов и прогнозировать перспективы и результаты преобразований. Одновременно, помимо постоянной, базовой информации, характеризующей процессы реформирования, может возникать потребность в дополнительной уточняющей информации, для получения которой необходимы разовые обследования как экономического, так и социального поведения объектов реформирования.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие основные принципы формирования информационной базы регионального мониторинга социально-экономических процессов:
- органично вписываться в систему информационного обеспечения, контроля и регулирования социально-экономического развития региона, содержать информацию, необходимую федеральным, региональным и муниципальным органам государственного управления, отражая при этом специфику региона и его развития;
- содержать сущностную информацию о системе целей в каждой конкретной области экономики региона, факторах, показателях и индикаторах развития объектов мониторинга;
- основой формирования системы целей и характеризующих их показателей являются законодательные акты, постановления, программы органов государственного управления, а также инструктивно-методические материалы по направлениям регионального мониторинга;
- агрегированные показатели, характеризующие ход и результаты социально-экономических процессов в регионе, должны быть наглядными, простыми в интерпретации, доступными для анализа и использования в практике управления.
Определение регионального мониторинга уровня жизни населения и система понятий и терминов, относящихся к этому определению будут сформулированы автором в главе 3 данной диссертационной работы.