Статистика товарных запасов

Со статистикой товарооборота тесно связана статистика товарных запасов. Её основные показатели:

· скорость товарооборота - отношение валового товарооборота за период к величине среднего товарного запаса за этот период;

· обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях - отношение объёма товарных запасов на дату к однодневному товарообороту;

· продолжительность одного оборота в днях – отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту.

Скорость товарооборота указывает, сколько раз в течение периода в среднем обернулся товарный запас.

Показатель, обратный обеспеченности товарооборота товарными запасами в днях, называется временем обращения товарных запасов в днях.

Товарные запасы находятся в сфере товарооборота с момента их поступления до момента реализации конечным потребителем. Их объем по каждому виду товаров определяется:

· особенностями товара;

· ассортиментом товара;

· условиями производства;

· условиями транспортировки;

· условиями хранения;

· характером спроса.

Рассмотрим простейшую детерминированную модель Уилсона управления запасами, входными параметрами которой являются:

1) m − интенсивность спроса запасов;

2) g – накладные расходы на оформление заказа;

3) h – стоимость хранения единицы запаса в течение единицы времени;

4) t – время доставки заказа.

Выходные параметры модели:

1) минимальные затраты на управление запасами в единицу времени:

Z статистика товарных запасов - student2.ru ; (3.1.1)

2) оптимальный размер партии заказа:

статистика товарных запасов - student2.ru ; (3.1.2)

3) интервал между поставками:

статистика товарных запасов - student2.ru ; (3.1.3)

4) точка заказа – количество единиц запаса на складе, при котором следует оформлять заказ:

статистика товарных запасов - student2.ru . (3.1.4)

Для составления модели на рабочем листе Excel в ячейки А1-D1 запишем обозначения входных, а в ячейки А3-А6 – обозначения выходных параметров. В ячейки В3-А6 запишем соответственно формулы (1)-(4). Все ячейки, кроме А2-D2, в которых будут записываться значения входных параметров, блокируем и защищаем лист.

Пример 3.1.1.Накладные расходы на запуск производства цемента и доставку его на склад равны 2080 руб., партия цемента доставляется на склад в течение 2 суток, издержки хранения 1 т цемента на складе в течение суток составляют 15 коп., в сутки со склада отгружается 70 т цемента. Требуется найти минимальные затраты на управление запасами, оптимальный размер партии заказа, интервал между поставками и точку заказа.

Записывая в ячейки А2-D2 значения входных параметров соответственно 70; 2080; 0,15 и 2, получаем искомые значения выходных параметров (рис. 3.1.1): минимальные затраты на управление запасами составят 209 руб. в сутки, оптимальный объем партии равен 1393, 32 т, интервал между поставками составит 19,9 суток и точка заказа равна 140 т.

статистика товарных запасов - student2.ru

Рис. 3.1.1. Модель управления запасами (пример 3.1.1)

Увеличение интенсивности спроса цемента до 100 т в сутки приведет к увеличению затрат на управление запасами до 249,8 руб. в сутки и оптимального размера партии заказа до 1665,33 т, к уменьшению интервала между поставками до 16,65 суток и увеличению точки заказа до 200 т (рис. 3.1.2а).

Увеличение накладных расходов на оформление заказа до 3000 рублей приведет к увеличению затрат на управление запасами до 251 руб. в сутки, оптимального объема партии заказа до 1673 т и интервала между поставками до 23,9 суток (рис. 3.1.2б).

Увеличение стоимости хранения 1 т цемента на складе до 20 коп. в сутки приведет к увеличению затрат на управление запасами до 241 руб. в сутки, к уменьшению оптимального размера партии заказа до 1206,65 т и интервала между поставками до 17,24 суток (рис. 3.1.2в).

Увеличение времени доставки цемента на склад до 3 суток увеличивает только точку заказа до 210 т 17,24 суток (рис. 3.1.2г). Аналогично проводится анализ при совместном изменении значений входных параметров.

статистика товарных запасов - student2.ru статистика товарных запасов - student2.ru Для составления автоматизированных моделей в среде Excel достаточно знать алгоритмы вычисления значений выходных параметров и уметь применять Excel на уровне пользователя.

а) б)

статистика товарных запасов - student2.ru статистика товарных запасов - student2.ru

в) г)

Рис. 3.1.2. Анализ примера 3.1.1

Статистика цен

Цена товара представляет собой денежное выражение стоимости. Статистика цен исследует уровень цен, их структуру и динамику, изучает методы установления цен и денежные доходы населения.

Заметим, что в условиях плановой экономики, когда цены устанавливаются государством, для исследования цен используются данные статистической отчетности, а в условиях рыночной экономики - данные выборочных наблюдений.

Уровень цен – средний показатель, характеризующий состояние цен товаров и товарных групп за определенный период времени на определенной территории. Выделяют индивидуальные и средние уровни цен.

Индивидуальный уровень цен - сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу.

Средний уровень цен – средняя цена однородных товарных групп, рассчитываемая за определенный период времени (за месяц, квартал, год) по отдельным территориям, где наблюдается различие в уровнях цен на товарные группы.

Применяются различные способы расчета средних цен, выбор которых зависит от наличия информации. Для ряда экономических расчетов широко используются средние групповые цены, например, цена 1 т мяса всех видов и сортов. Они могут быть рассчитаны как арифметическое или гармоническое среднее. Средняя групповая цена зависит от уровня цен каждого вида продукта и от структуры продаж – удельного веса каждого вида продукта в объеме реализации.

Уровень цен связан с покупательной способностью дохода населения - величиной, измеряемой товарным эквивалентом денежному доходу и представляющей относительный уровень цен.

Покупательная способность денежного дохода показывает, какое количество определенного товара можно купить на величину среднедушевого денежного дохода. Другими словами, покупательная способность - это стоимость денег, выраженная в товарах.

На рис. 3.1.3 перечислены факторы, влияющие на уровни цен.

статистика товарных запасов - student2.ru

Рис. 3.1.3. Факторы, влияющие на уровни цен

На уровень цен оказывают влияние ассортиментные сдвиги - появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен.

При анализе цен применяются различные статистические методы, среди которых особое место занимает индексный метод. Для построения индексов цен на товары необходимо располагать сопоставимыми ценами за сравниваемые периоды или даты. Индексы цен позволяют установить направление и степень их изменения.

Агрегатный индекс цен в форме Пааше исчисляется во всех случаях, когда имеются данные о количестве реализованного товара в натуральном выражении. Если учет продукции ведется в стоимостной форме, то индекс цен исчисляется в средней гармонической форме.

По каждому виду цен исчисляются годовые, квартальные и месячные индексы. Наряду с индексами широко используются ряды динамики, характеризующие изменения средних групповых цен.

Для того, чтобы продукция предприятия, реализуемая на товарном рынке, пользовалась спросом, необходимо маркетинговое исследование этого рынка, включающее его изучение с помощью системы статистических показателей. Без статистических данных, полученных в ходе такого исследования, невозможно получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений, связанных с выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Тест 3.1.

1. К торговым посредникам, принимающим на себя право собственно на товары, относятся:

а) маклеры;

б) дилеры;

в) брокеры;

г) дистрибьютеры.

2. К торговым посредникам, не принимающим на себя право собственно на товары, относятся:

а) маклеры;

б) дилеры;

в) брокеры;

г) дистрибьютеры.

3. Валовой и оптовый товарооборот составил соответственно 254 млн. руб. и 600 млн. руб. Организации-потребители приобрели товары на 16 млн. руб. Розничный товарооборот составил:

а) 362 млн. руб.;

б) 330 млн. руб.;

в) 346 млн. руб;

г) правильного ответа нет.

4. Валовой товарооборот и товарные запасы за месяц составили соответственно 46 млн. руб. 23 млн. руб. Скорость товарооборота равна:

а) 2;

б) 0,5;

в) 23;

г) правильного ответа нет.

5. Однодневный товарооборот составил 2 млн. руб. Обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях равна 3. Объем товарных запасов составил:

а) 1,5 млн. руб.;

б) 0,33 млн. руб;

в) 6 млн. руб.;

г) правильного ответа нет.

6. Объем товарных запасов на 1 марта составил 10 млн. руб., однодневный товарооборот равен 2 млн. руб. Обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях равна:

а) 8;

б) 5 ;

в) 0,2;

г) правильного ответа нет.

7. Объем товарных запасов на 1 марта составил 10 млн. руб., однодневный товарооборот равен 2 млн. руб. Время обеспеченности товарооборота товарными запасами в днях равна:

а) 8;

б) 5 ;

в) 0,2;

г) правильного ответа нет.

Общие положения статистики товарных рынков

Товарный рынок

Товарный рынок представляет собой систему отношений купли-продажи со своей иерархией и структурой.

В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка - продавцыи покупатели. Отношения субъектов рынка обеспечиваются его инфраструктурой. Объектом отношений купли-продажи является товар.

Роль государства в формировании и развитии товарных рынков сводится к осуществлению минимально необходимых мер по законодательному и нормативному регулированию рыночной деятельности, а также - к защите экономических прав и свобод субъектов рынка и интересов общества и государства.

Элементами товарного рынка являются товарное предложение, цена и спрос. Взаимосвязь элементов рынка приведена на рис. 3.2.1.

статистика товарных запасов - student2.ru

Рис. 3.2.1. Взаимосвязь товара, цены и спроса.

Продавцами товаров могут быть производители, реализующие свою продукцию, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям.

Покупателями товара могут быть конечные потребители, оптовые, мелкооптовые и розничные торговые посредники, а также производители, приобретающие товары для производственного потребления.

В зависимости от типа покупателя товарные рынки делятся:

· на оптовый рынок, где покупателями являются производители и массовые потребители;

· на торгово-посреднический рынок, где покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи;

· на розничный (потребительский) рынок, где покупателями выступают конечные потребители, приобретающие товар для личного потребления и для домашних хозяйств.

Оптовая и мелкооптовая продажа товаров, как правило, оплачивается по безналичному расчету, хотя, например, известен способ оптовой продажи под названием “плати и забирай” (сarri-and-cash), который заключается в оперативном заключении сделки, оплате наличными деньгами и немедленном вывозе товара (при этом обычно делается скидка с оптовой цены).

Момент фактического отпуска товара и момент уплаты денег могут не совпадать, что создает некоторые трудности в учете товарооборота. Так, при продаже в кредит при отпуске товара уплачивается лишь часть денег, но в товарооборот включается вся стоимость проданного товара. При продаже по подписке, наоборот, вносится вся сумма, а товар доставляется в установленные соглашением сроки.

В розничной торговле покупатель преимущественно расплачивается наличными деньгами, однако расширение продаж по каталогам и образцам, торговля в кредит, а также внедрение кредитных пластиковых карточек приводят к увеличению доли безналичных расчетов в розничной торговле.

В системе товарных рынков особое место занимает биржевой рынок товаров, выступающий не только посредником между продавцом и покупателем, но и организатором процесса купли-продажи, механизма, сводящего владельца товара и владельца денег, инструмента формирования и прогнозирования цен.

В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки готовых изделий, рынки сырья и полуфабрикатов, рынки услуг (рис. 3.2.2).

Товарные рынки     Рынки готовых изделий       Рынки машин и оборудования
    Рынки бытовых промышленных изделий
    Рынки прочих готовых изделий
       
    Рынки сырья и полуфабрикатов   Рынки топлива
    Рынки промышленного сырья
    Рынки сельскохозяйственных и лесных товаров
       
    Рынки услуг   Рынки научных изобретений
    Рынки транспортных услуг
      Рынки прочих услуг

Рис. 3.2.2. Товарно-отраслевая классификация товарных рынков

При изучении товарного рынка, его разбивают на рынки отдельных товаров. Например, рынок промышленного сырья включает рынки стали, никеля, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс и др. На рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, а на рынке сельскохозяйственных товаров - рынок зерна, так как эти продукты являются биржевыми товарами.

В формировании структуры товарного рынка важнейшую роль играют степень монополизации рынка. Ее основными вариантами являются:

· монополия (один продавец и неограниченное число покупателей);

· монопсония (один покупатель и неограниченное число продавцов);

· олигополия (несколько продавцов и неограниченное число покупателей):

· олигопсония (несколько покупателей и неограниченное число продавцов);

· полиполия и полипсония, приближающиеся к состоянию неограниченной конкуренции.

Поэтому различают следующие виды рынка:

· монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика;

· олигополистический рынок, характеризующийся доминированием группы крупнейших продавцов.

Подобное разграничение товарных рынков абстрактно, так как даже однотипные рынки имеют различную степень монополизации.

На рис. 3.2.3 приведены основные секторы и сегменты товарного рынка.

Товарный рынок       Закрытый сектор       Внутрифирменные поставки
    Долгосрочные коммерческие сделки
    Субпоставки
    Специальная торговля
    Встречная торговля
       
    Открытый рынок   Краткосрочные сделки
    Розничная и оптовая торговля
    Нелегальная торговля

Рис. 3.2.3. Основные секторы и сегменты товарного рынка

Закрытый сектор товарного рынка представляет часть рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не имеющих коммерческого характера. К основным сегментам закрытого рынка относятся:

· внутрифирменные поставки товаров;

· долгосрочные коммерческие сделки;

· субпоставки товаров - поставки мелких и средних фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий;

· специальная торговля - поставки товаров по программам помощи и особым межправительственным соглашениям;

· встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные операции.

Открытый сектор товарного рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора относятся:

· краткосрочные сделки;

· розничная и оптовая торговля;

· нелегальная торговля.

Методология статистической оценки товарных рынков (федерального, регионального, местного) разработана на базе Концепции развития товарных рынков в Российской Федерации.

Статистические исследования товарных рынков целесообразно проводить дифференцированно, разделяя рынки на сектора по видам товаров. Кроме того, надо исследовать рынки предприятий различных форм собственности, а также рынки организованной и неорганизованной торговли. Такие исследования позволяют выделить:

· разные источники формирования ресурсов;

· механизм ценообразования;

· разные каналы товародвижения;

· различные типы покупателей;

· специфику формирования и распределения прибылей.

Главной целью статистического изучения товарных рынков является получение информации, необходимой для функционирования рынка.

Наши рекомендации