Независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и ФЗ
Принцип независимости судей – важная гарантия самостоятельности судебной власти. Согласно ст.120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.
Основные гарантии независимости судей установил Закон о статусе судей. Согласно ст9 этого Закона независимость судей обеспечивается:
· наличием предусмотренной законом особой процедуры осуществления правосудия;
· установлением под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
· установлением порядка приостановления и прекращения полномочий;
· правом судей на отставку;
· неприкосновенностью судей;
· системой органов судейского сообщества;
· предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
· наличием особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи и их имущества.
К числу дополнительных гарантий независимости судей относиться также: особая процедура назначения судей на должность, неограниченный срок их полномочий, несменяемость судей, особый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Независимость судей обеспечивается также правилами об отводе судей от участия в рассмотрении дела, предусмотренными в процессуальном законе, когда объективность и беспристрастность судьи по тем или иным причинам вызывает сомнения. Нарушение этого правила влечет признание приговора суда или иного судебного решения незаконным и их обязательную отмену.
Гарантией независимости судей служит строгое соблюдение процедуры осуществления ими правосудия. Рассмотрение и разрешение судами уголовных и гражданских дел происходит в предусмотренной законом процессуальной форме при обязательном проведении судебного заседания, причем соблюдение его распорядка распространяется на все участвующие в деле гос.органы и на всех лиц. Разбирательство дел во всех судах происходит гласно. Такое положение призвано оградить судей от незаконного вмешательства в отправлении ими правосудия.
Независимость судей гарантируется неприкосновенностью судьи. Он не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности без соблюдения специальных процедур. Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и ФЗ призван реально служить обеспечению законности, а также объективности при выполнении судами задач правосудия, прежде всего по защите прав и законных интересов граждан. Все права и интересы граждан могут быть обеспечены только действительно независимым судом.
Равенство всех перед законом и судом.
Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Содержание принципа проявляется в том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо тот пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношении к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. обстоятельств.
В ч.2 ст.7 ФКЗ «О судебной системе РФ» закреплено требование о том, что суд не отдает предпочтение участвующим в процессе лицам также в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности, места рождения и др. предусмотренным законом основаниям.
Действие принципа распространяется не только на непосредственное судебное разбирательство, но и на досудебное производство по уголовным делам. Равенство граждан реализуется не только во взаимоотношениями с судебными органами, но и с дознавателем, следователем, прокурором.
Равенство всех перед судом означает, что суд в равной мере доступен для всех и перед лицом суда все равноправны. Данный принцип тесным образом связан с такими принципами, как осуществление правосудия только судом и обеспечение каждому права на судебную защиту. Принцип равенства всех перед законом в полной мере относиться к иностранным лицам и лицам без определенного гражданства.
Изъятия из принципа, относящиеся к неприкосновенности отдельных категорий должностных лиц: согласно ст.98 Конституции РФ неприкосновенностью обладают члены Совета Федерации, депутаты Гос.Думы, Президент РФ (ст.91) и судьи (ст.122).
Кроме того, согласно гл.52 УПК РФ «Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц», особый порядок возбуждения уголовного дела, задержания, избрания меры пресечения установлен в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, прокурора, следователя, адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Одной из гарантий обеспечения принципа равенства всех перед законом и судом является установление в ст.136 УК РФ уголовной ответственности за дискриминацию.