Факторы, отрицательно влияющие на развитие рынка

Рассмотрим факторы, которые отрицательно влияют на рост и развитие книжного рынка в России.

1. Одной из основных проблем является грозящий кризис затоваривания. Книжные сети работают на пределе своих возможностей и не в состоянии пропустить через себя больший объем продукции. В результате этого происходит затоваривание и снижение объемов выпускаемых тиражей, в то время как книжный ассортимент постоянно растет, стремясь удовлетворить потребности потребителя. В магазины преимущественно пробиваются крупные издательства, обладающие большим брендовым портфелем, книгами-бестселлерами, которые приносят розничному продавцу большие и быстрые деньги.

2. Низкая рентабельность книжного бизнеса 8-10% влечет за собой замедление оборачиваемых средств и способствует нестабильному финансовому положению. Как следствие этого из-за высоких рисков российские и западные инвесторы не стремятся вкладывать средства в развитие отрасли.

3. Высокие налоги и несовершенная система налогообложения увеличивают издержки компаний, уменьшают ее прибыль и приводят к вынужденному занижению фактических тиражей.

4. Локализованность книжного рынка в Москве и Санкт-Петербурге влечет за собой кризис перепроизводства вызванный отсутствием рынков сбыта в регионах. Как следствие этого во многих регионах ощущается острая нехватка книжной продукции, влекущая спад интереса к чтению, и как следствие - издательства и книготорговые компании теряют потенциальных клиентов.

5. Из-за отставания развития торгово-розничных сетей от издательского рынка уменьшаются объемы книжного рынка в стоимостном выражении в связи с недостаточной пропускной способностью рынков сбыта.

6. Цены на книги в России ниже в 2-6 раз по сравнению с Европейскими странами, при этом стоимость затрат на полиграфию и бумагу находится примерно на одном уровне. Доходы российских издательств гораздо ниже аналогичных европейских и это сказывается на ухудшении качества книг из-за экономии на оплате квалифицированного персонала.

7. Высокие цены на бумагу, плохое состояние полиграфической базы России влечет за собой удорожание книг и делает их недоступными для малоимущей части населения.

8. Отсутствие государственной поддержки издателям и книготорговым компаниям замедляет рост и развитие книжного бизнеса, повышая риски для потенциальных инвесторов.

9. Падение интереса к чтению и уменьшение количества населения в стране уменьшает целевую аудиторию книжного бизнеса.

10. В России нет открытых данных по оборотам компаний. Нет официальной статистики продаж. Отсутствие прозрачности на рынке повышает риски потенциальных инвесторов.

11. Неразвитая маркетинговая система по продвижению конкретной продукции сказывается на потере потребителей. Недостаток рекламы не способствует привлечению новой аудитории. Происходит необоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций. Снижается объем продаж.

12. Дефицит квалифицированного персонала на управленческих должностях компании приводит к ухудшению качества продукции и как следствие уменьшение доходов компании.

13. У большинства книжный магазинов наблюдается нехватка торговых площадей. Даже самый большой по площади магазин в Москве — «Дом книги» на Арбате, имея 5 тыс. квадратных метров, может выставить у себя 60 тыс. книг, а выходит уже под 100 тыс. наименований.

14. Прекращение роста суммарного тиража и рост цен на книги происходят, по мнению участников рынка, из-за недостаточной развитости книжной розницы. «В последний год стало понятно, что пропускная способность розничной сети практически исчерпана,- говорит Денис Котов из «Буквоеда». Однако потенциал рынка полностью не реализован: разрыв между ним и сегодняшними продажами книг составляет около 30%». Господин Котов считает, что произошло это из-за несоответствия роста стоимости аренды росту конечной цены на книгу. «Рынок недвижимости в России догнал европейский по уровню цен,- рассуждает он.- При этом цены на книги в разы ниже европейских. Получается, что за аренду мы платим по высоким европейским ценам, а сам продукт продается значительно дешевле. В итоге низкая рентабельность книжной розницы снижает инвестиционную привлекательность этой отрасли. Именно поэтому книжная розница развивается медленнее, чем продуктовые или аптечные сети».

15. Растет цифра затрат, связанных с необходимостью выставить определенное количество наименований книг в торговых точках. Падение среднего тиража и падение продаж в экземплярах – еще одна опасная тенденция – обуславливают увеличение доли затрат книготорговца, приходящихся на одно наименование книги.

16. В России нет единого информационного пространства. То есть наш читатель не может, как во всем мире, зайти в общую издательскую или книготорговую базу и найти книгу. Ее нужно искать либо на сайте издательства, либо на сайтах книжных магазинов. Однако по словам директора книжного магазина «Москва» Марины Каменевой, книгоиздательское сообщество этим очень озабочено и работает над этой проблемой.

17. Развивающееся пиратство в интернете, где можно бесплатно или очень дешево скачать необходимую литературу, относительная неразвитость электронных продаж в интернете.

Наши рекомендации