Факторы, влияющие на цены мирового рынка

Ценообразующие факторы Уровень и сфера действия Примеры
Общеэкономиче­ские     Конкретно-экономические     Специфические   Специальные Действуют независи­мо от вида товара и его реализации   Определяются осо­бенностями данного товара, условиями его производства и реали­зации   Действуют только в отношении некоторых товаров   Связаны с действием особых механизмов и экономических инстру­ментов Экономический цикл, ин­тернациональная стоимо­стная основа, состояние совокупного спроса и предложения, инфляция   Издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на этот товар с учетом взаимозаменяе­мости, потребительские свойства- качество, надежность, внешний вид, престижность   Сезонность, эксплуатационные расходы, комплект­ность, гарантии и условия сервиса   Государственное регулирование, валютный курс

К обычным торговым операциям обоснованно относить сделки, характеризующиеся следующими признаками:

— раздельность, взаимная несвязанность экспортных и

импортных поставок;

— крупномасштабность и регулярность их осуществле­ния;

— платеж в свободно конвертируемой валюте;

— осуществление в условиях свободной торговли, сво­бодного торгово-политического режима. Торговые сделки, осуществляемые на вышеперечисленных условиях, можно рассматривать как обычные по следующим причинам: они типичны для мировой торговой практики, распространя­ются на значительную часть мирового товарооборота, их цена доступна любому поставщику или покупателю, цена формируется при сравнительно высокой конкуренции на низшем уровне. Особой разновидностью обычных торговых операций являются поставки на основе долгосрочных со­глашений (внешнеторговых контрактов).

К категории специальных сделок относятся продажи на условиях товарного кредита; сделки, предусматривающие особые платежные условия, не соответствующие обычным торговым условиям, принятым на мировом товарном рын­ке; сделки, когда платеж осуществляется за счет займа, предоставленного правительством экспортирующей стра­ны; сделки с платежом в неконвертируемой валюте; това­рообменные операции; сделки в рамках государственных программ закупок; предоставление товара в порядке дара и т.д.

Определяющим критерием для суждения о представи­тельности отдельных видов цен в международной торгов­ле является процент мирового экспорта, который охваты­вает или представляет цена конкретного товара. Однако количественный размер оборота имеет решающее значение для оценки представительности цены не при всех услови­ях. В некоторых случаях представительной может считать­ся цена, действующая на рынке, уступающем по объему торговли другому рынку, если по остальным критериям, в частности доступности, она в большей степени отвечает понятию мировой цены. На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основ­ных поставщиков и покупателей соответствующих товаров, устанавливаемые в ходе осуществления крупных и регу­лярных сделок с товаром. Цены случайных, эпизодиче­ских, а также специальных сделок, как правило, не явля­ются мировыми.

Мировая цена характеризуется следующими признака­ми:

— это цена, по которой производятся крупные экспорт­ные или импортные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков, то есть она должна носить раздельный коммерческий характер. Исключаются взаимо­связанность экспортных и импортных поставок, товарообменные операции (бартер, компенсационные поставки, поставки в рамках государственной помощи, реализация продукции совместных предприятий и т. п.);

­­­­­ — это цена, используемая в регулярных сделках на важ­нейших рынках;

— это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободной торговле в свободно конвертируемой валюте в рассматриваемый период.

Процесс формирования и движения цен мировой торговли имеет две характерные основные особенности. Первая состоит в том, что на мировом товарном рынке складываются объективные условия для отклонения мировой цены от внутренних цен отдельных стран. Это предопределяется их разной стоимостной основой. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости и основываются на издержках ведущих стран-экспортеров на мировом товарном рынке. Внутренние цены базируются на национальной стоимости и отображают издержки национальных производителей.

. Интернациональная стоимость определяется как общественно необходимые затраты труда при общественно-нормальных среднемировых условиях производства и средне­го мировом уровне производительности, интенсивности и умелости труда. Она формируется преимущественно под влиянием условий производства в тех странах, которые являются главными поставщиками товара на мировой рынок. Характерной чертой интернациональной стоимости является более низкий уровень по сравнению со стоимостной ось новой внутренних цен национальных рынков отдельных стран-участников мировой торговли. Более низкий уровень интернациональной стоимости объясняется в основном следующими моментами: в поставках на мировой рынок участвуют, как правило, наиболее эффективные производители отдельных стран; конкуренция на мировом рынке острее; осуществляя продажу продукции на внешний рынок, производители (поставщики) могут расширить рынок сбыта, что ведет к увеличению масштабов реализации и соответ­ственно к уменьшению издержек. Именно наличие подоб­ной зависимости между объемом реализации и издержками производства является объективной основой широкого распространения в мировой торговой практике скидок. От­носительно низкий уровень стоимостной основы мирового рынка в свою очередь служит материальной основой, как правило, более низкого по сравнению с внутренними рын­ками уровня цен.

Цены международной торговли отличаются от внутрен­них в силу различных объемов мирового и внутреннего рынков, условий их функционирования и других ценообразующих факторов. Эти различия поддерживаются ком­плексом факторов, действующих на границах между внут­ренними рынками и мировым товарным рынком. Как правило, мировая цена ниже внутренней из-за наличия ряда влияющих на формирование цен внутри страны эко­номических инструментов (пошлины, налоги и др.), кото­рые ограждают национальные рынки и в итоге смягчают конкуренцию.

Таким образом, внутренняя цена, хотя она и является одним из существенных факторов в механизме формирова­ния цен мирового рынка, в большинстве случаев не предо­пределяет окончательные их уровни.

Переход от внутренних цен к мировым при экспорте, от мировых цен к внутренним при импорте состоит, как правило, из целой цепочки доплат, «наслаивающихся» при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы и т. д.) или «отслаивающихся» при экспорте от внут­ренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и прочие льготы, субсидии и т. п.).

Различия в уровнях мировых цен по одним товарам со­ставляет всего несколько процентов, по другим достигает десятков процентов, по третьим кратных величин. Средний разрыв между мировыми и внутренними ценами составля­ет около 30%, при этом на готовые товары он значитель­нее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой про­дукции. Кроме того, по этой продукции на мировом рынке шире возможности формирования более низкого, чем при поставках на внутренний рынок, уровня цен (например, за счет серийных поставок и др.).

Существенная особенность формирования стоимостной основы мировых цен связана с тем, что различия в национальных нормах прибыли, а также большие по сравнению с существующими на внутренних рынках, препятствия для перелива капитала рабочей силы, товаров, и других производственных ресурсов приводят к тому, что мировая цена формируется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем равнения на «лидера», то есть наиболее эффективного производителя. Относительно низкая норма прибыли, обеспечиваемая реализацией по мировым ценам, может устраивать соответствующих экспортеров в силу того, что она, будучи ниже, чем у других поставщиков на мировой рынок, в то же время не ниже средней для национального хозяйства нормы прибыли. Следует отметить, что вышеназванный фактор действует и со стороны импортеров.

Для формирования мировой цены не обязательно устранение различий в национальных нормах прибыли, поскольку в качестве поставщиков выступают не все, а лишь отдельные национальные производители. В результате в ценообразовании на мировом рынке не действует принцип| «равная прибыль на равный капитал». Это является особенностью формирования цен производства товаров, реали­зуемых на мировом товарном рынке.

Вторая характерная особенность механизма формиро­вания мировых цен связана с многослойностью мирового рынка, проявляющейся в дифференциации, или множественности, цен мирового рынка, то есть в параллельном существовании целого ряда цен на один и тот же товар.

Дифференциация цен мировой торговли может вызы­ваться различными факторами:

— транспортным фактором, который является основой территориальной дифференциации цен;

— характером торговой сделки;

— условиями поставки и платежа, которые формируют коммерческую дифференциацию цен, и некоторыми други­ми факторами.

Территориальная дифференциация цен определяется удаленностью мест производства от мест потребления и наиболее ощутимо проявляется по товарам с наиболее высоким удельным весом транспортных расходов в общих затратах на производство и реализацию. Доля транспортных расхо­дов в ценах на сырьевые и сельскохозяйственные товары достигает 20-25% и более. По готовым изделиям террито­риальная дифференциация цен имеет меньшее значение, поскольку транспортная составляющая цен на готовую про­дукцию, как правило, не более 1-2%.

Различия в характере сделок ведут к формированию в сфере международного товарообмена следующих уровней цен на одну и ту же продукцию:

— цены по обычным торговым сделкам (разового харак­тера и долгосрочных соглашений) с платежом в свободно конвертируемой валюте (СКВ);

— цены по клиринговым соглашениям;

— цены по сделкам с платежом в несвободно конверти­руемой валюте и по другим специальным операциям.

Цены по обычным сделкам с платежом в СКВ находятся, как правило, на наиболее низком уровне. Следующей ступе­нью по уровню цен являются сделки, осуществляемые в рам­ках клиринговых соглашений. Наконец, наиболее высокий уровень цен складывается в сделках на «замкнутую валюту».

Операциями особого рода являются торговые сделки, совершаемые на отдельных региональных рынках, в тех случаях, когда эти рынки обособляются от обычного меж­дународного товарооборота сложным набором торгово-политических барьеров — пошлинами, компенсационными сбо­рами, лимитами импортных цен и пр. Цены региональных группировок и трансфертные цены (то есть цены внутри­фирменного товарооборота) отклоняются от обычных ры­ночных операций как вверх, так и вниз в зависимости от цели регулирования и имеют преференциальный, то есть не всеобщий характер. Они действуют только для партнеров, охватываемых соответствующим региональным объедине­нием, внутрифирменным или межправительственным со­глашением. Иной предприниматель не может купить или продать товары по этим ценам.

Коммерческая дифференциация цен означает различия в их уровнях в зависимости от ценообразующих факторов,

действующих на уровне внешнеторгового контракта при нормировании конечной цены: размеры поставок, условия (Мятежа, объем гарантийного и постгарантийного технического обслуживания и т. д. Под влиянием указанных факторов уровень цены колеблется вокруг средней рыночной юны при обычных коммерческих условиях.

Дифференциация цен на мировом товарном рынке в определенной мере зависит от характера продукции, орга­низованности рынка, информированности продавцов и покупателей, оценки полезности продукции. Чем однороднее продукция, выше уровень организации рынка, больше информации о ценах, ближе оценки полезности продукции различными покупателями, тем слабее дифференциация цен.

При биржевой торговле сырьевыми товарами дифференциация цен проявляется в меньшей степени, чем, например, по машинам и оборудованию [46, с. 14].

Мировые цены различаются в зависимости от времени Рода, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами-экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (например, зерновые культуры) мировые цены устанавливаются в| процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен:

— цены на сырье;

— цены на продукцию обрабатывающей промышленно-

Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль при определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотно­шение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет уровень издержек, который выступает как бы регулятором мировых (экспортных) цен: производители-экспортеры с подобным «регулирующим» уровнем издержек получают нормальную прибыль; производители-экспортеры с меньшим уровнем издержек получают большие прибыли, а производители-эк­спортеры с высоким уровнем издержек вынуждены доволь­ствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их про­изводство рентабельно).

Еще одной из особенностей мировых цен сырьевых това­ров является сочетание цен основных производителей и экс­портеров, с одной стороны, и биржевых котировок — с дру­гой. Относительная значимость этих двух групп мировых цен для отдельных сырьевых товаров различна. Для одних решающую роль играют цены основных производителей-экспортеров, а биржевые котировки играют дополнитель­ную или вспомогательную роль (прежде всего роль показа­теля общей ценовой конъюнктуры на соответствующем рынке). По другим сырьевым товарам биржевые котировки в роли мировых цен либо «равноправны» с ценами основных производителей-экспортеров, либо занимают господствую­щее, хотя и в разной степени, положение (например, в по­следние десятилетия на мировых рынках таких плантаци­онных культур, как какао-бобы, кофе, чай). Еще биржевые котировки выступают в качестве единственных представи­телей мировых цен (например, по некоторым сельскохозяй­ственным непродовольственным культурам).

Следующая особенность — множественность цен основ­ных производителей-экспортеров (а иногда и биржевых ко­тировок), играющих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множественность в данном случае проявляется в наличии разнородных частей мирового рынка на тот или иной товар. В рамках общего мирового рынка выделяются отдельные сохраняющие значительную специфику своего ценообразования зоны, например, западноевропейский ры­нок сельскохозяйственной продукции (часто цены этого рынка относят не к мировым, а к внутренним). Множе­ственность мировых цен на сырье усиливается за счет ис­пользования различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США). С учетом нео­динакового темпа обесценивания отдельных валют могут возникать существенные различия в уровне и динамике мировых цен на одно и то же сырье. Также множественность цен резко усиливается при нарушении баланса предложения и спроса на сырьевые товары. Так, в период дефицита нефти на мировом рынке отличия цен на один и тот же стандарт нефти в зависимости от стран-поставщиков и групп покупателей в отдельные годы были полутора-двухкратными. В подобной множественности цен отражались (Отражаются и сейчас) различные взаимоотношения между продавцами и покупателями, в том числе скидки тем покупателям, которые вкладывают в разведку нефти в стране-экспортере, и наоборот, наценки за неучастие в подобной деятельности и пр.

Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров у тех государств или групп государств, которые выступают в качестве ведущих экспортеров или импортеров. (При формировании мировых цен промышленной продукции государство в подобной роли не выступает.) группа государств — основных производителей и экспортеров чаще всего функционирует в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять в выгодном направлении на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров. Развитые страны с тех случаях, когда они играют важную роль в качестве производителей и экспортеров тех или иных сырьевых товаров, уповая на свою экономическую мощь, предпочитают действовать самостоятельно или на базе временных соглашений (гласных или негласных) с другими странами. В результате им удавалось и удается хотя бы временно сформировать на определенных рынках достаточно эффективную систему регулирования и контроля над мировыми ценами определенных видов сырья. Описанный механизм формирования мировых цен показывает, что они лишь условно и ограниченно могут трактоваться в качестве некоего ориентира для уровней внутри страны, особенно для стран с емким внутренним рынком. Это подтверждается и основными количественными характеристиками взаимосвязи уровней внутренних и мировых цен на однородные товары. Важнейшие из этих характеристик:

— совпадение внутренних и мировых (экспортных и им­портных) цен встречается очень редко;

— преобладающим вариантом ценовых расхождений яв­ляется превышение внутренних цен над внешними;

— формирование более высокого уровня внутренних цен по сравнению с мировыми ценами на однородную продук­цию характерно для всех стран, независимо от уровня их развития;

— превышение внутренних цен над внешнеторговыми в большей степени типично для импортных и в меньшей сте­пени для экспортных, то есть собственно мировых цен;

— по отдельным товарам, производственное использова­ние которых имеет большое значение для экономики стран-экспортеров, типичной оказывается обратная картина — бо­лее низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми. Решающими причинами подобных расхожде­ний между внутренними и мировыми ценами являются сле­дующее.

1. Между отдельными национальными рынками и ми­ровым рынком существуют значительные экономические — тарифные и нетарифные — барьеры. Это таможенные по­шлины, компенсационные сборы, субсидии, налоговые, кредитные и! прочие льготы и т. д. Чем сильнее нацио­нальный рынок обособлен от мирового рынка с помощью подобных барьеров, тем глубже разрыв между ними, чем меньше эти барьеры, тем больше сближаются их уровни.

2. Поставкой на мировой рынок осуществляются наибо­лее конкурентоспособными производителями стран-экспор­теров. Во многих случаях эти поставки составляют лишь часть выпускаемой в стране продукции, а остальное идет на внутренний рынок. При большом объеме внутреннего рынка, например, в США, подобные производители полу­чают возможность компенсировать низкие мировые цены за счет более высоких внутренних цен.

3. Наличие более острой ценовой конкуренции на миро­вом рынке по сравнению с национальными рынками часто ведет к тому, что мировые цены на промышленные и сырь­евые товары образуются не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания цен

по наиболее эффективным (с меньшими издержками) производителям, играющим по сути роль неких ценовых «лидеров».

В качестве мировых цен продукции обрабатывающей промышленности, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции. Базой экспортных цен являются формируемые этими компаниями цены на внутреннем рынке. При исчислении цены в этих компаниях в основном используют метод полных затрат и метод прямых затрат. Причем первый — главенствующий, так как он удобен в применении. Проанализируем определение цены методом полных W затрат. Месячные затраты на производство некой продукции распределяются следующим образом (в долл. США):

• Материалы — 9000

• Рабочая сила — 1000

• Косвенные расходы — 3800

Всего затрат: 13 800

• Ожидаемая прибыль — 2700

• Ожидаемый доход от реализации — 16 500

• Месячное производство — 1000 (штук)

• Цена единицы продукции — 16,5

Суммируя все затраты, связанные с производством продукции, и добавляя к ним; величину предполагаемой прибыли, определяют доход, ожидаемый от реализации всей продукции (16 500). Разделив величину дохода на количество товаров, производимых каждый месяц (1000 единиц), получают фабричную цену единицы изделия (16,5 долл. США). Устанавливаемая таким образом цена, базирующаяся на полных издержках производства, предполагает полную реализацию производственных изделий. Если же пред­приятие не сможет продать всю свою продукцию по установленной цене, оно не получит заложенный в расчет ожидаемый доход и, следовательно, будет испытывать фи­нансовые затруднения.

Метод прямых затрат имеет некоторые специфические особенности. Полные издержки производства единицы про­дукции и надбавка на прибыль рассчитываются, как пра­вило, с учетом определенной нормы загрузки производственных мощностей предприятия (обычно 75-80%). Рост загрузки мощностей сокращает издержки на единицу про­дукции и, наоборот, снижение загрузки увеличивает издер­жки на единицу продукции (так как сохраняется пример­но одинаковый объем части издержек - так называемые условно-постоянные издержки — при изменении объема производства). Ориентируясь на уровень издержек при фиксированной и неполной мощности, крупные компании заметно ослабляют влияние конъюнктурных колебаний производства на ценообразование. Далее используется дос­таточно гибкая процедура при определении надбавок на прибыль, что придает большую гибкость и самим ценам. Эта процедура направлена на максимизацию прибыли на капи­тал, исчисляемой как процентное отношение реализуемой прибыли к величине инвестированного капитала, рассчи­танной на длительный период на перспективу (так называ­емая «целевая» норма прибыли). Полученная от общей ве­личины прибыли на капитал надбавка на прибыль распределяется затем по продуктовому набору (перечню продуктов производства) весьма дифференцированно: по одним продуктам она велика, по другим незначительна, в отдельных случаях она равна нулю или даже допускается убыточная продажа. В основе определения величины над­бавки по каждому конкретному продукту лежит оценка рынка: меньшая эластичность спроса по цене на тот или иной продукт обычно связана с более высокой по доле при­были ценой. Метод прямых затрат выгоден для крупных компаний. Однако использование его ограничивается труд­ностью получения многих исходных данных (например, фирма не знает точно своих кривых спроса объема про­даж). Поэтому большинство фирм при исчислении цен пред­почитают пользоваться методом полных затрат.

Ввиду множества факторов, влияющих на процессы це­нообразования фирм, их методы ценообразования и в целом ценовая политика не ограничиваются применением одного из описанных выше методов. Полученные цены служат ба­зой для дальнейшего маневрирования, при котором фирмы стремятся учесть многообразные ценообразующие факторы, параллельно и активно воздействуя на рынок и приспосабливаясь к меняющимся рыночным условиям (причем соотношение этих двух элементов ценовой политики — активного и пассивного — непрерывно меняется в зависимости ШИП'' складывающейся рыночной конъюнктуры). Одна из форм подобного маневрирования — использование систем явных и тайных скидок (или приплат) к ним. Так, например, цены производителей или основанные на них оптовые цены предполагают развернутую систему скидок и приплат I за изменение качества, условий поставки, размер партии, упаковку, маркировку и т.д. с базовых публикуемых прей­скурантных цен, которые обычно устанавливаются на товар стандартного качества. Наличие разветвленной системы скидок и надбавок дает возможность компаниям лучше и оперативние приспосабливаться к меняющимся условиям конкуренции. Эта система позволяет, не меняя объявленных цен, фактически повышать или понижать их, когда того требуют рыночные условия, временно избегая I нежелательной для компании гласности (отсюда и определение подобных цен как «теневых»). В результате по прейскурантным ценам проводится мало операций. Крупные партии, как правило, реализуются по «теневым» ценам, то есть со скидками от прейскурантных цен, либо по ценам, специально обусловленным в договорах и соглашениях. Особенно широкое распространение договорные или разовые цены получили в связи с развитием такой формы реализации, как прямые Доставки потребителю. Прямые поставки осуществляют либо на основе контрактов и индивидуальных заказов, либо путем эпизодических актов продажи продукции — как стандартной, так и учитывающей требования заказчиков. В договорных или разовых ценах обычно заранее оговариваются все технические параметры и характеристики продукции, условия поставки и т.д. Неоднородность цен крупных компаний обрабатыва­ющей промышленности предопределяет и значительные различия основанных на них мировых цен. Например, наи­более сложный мировой рынок промышленной и конечной продукции — рынок машин и оборудования.

Мировой рынок продукции машиностроения — понятие условное, оно скрывает множество в той или иной степени взаимосвязанных рынков различных машин и оборудова­ния со своими отличиями и особенностями. Основные ком­пании, как правило, сосредоточены, прежде всего, в разви­тых странах. Внутренние рынки большинства машин и оборудования отличаются высокой концентрацией предло­жения, в том числе и на базе развитой системы специализа­ции. Однако в масштабе всего мирового рынка машин и обо­рудования ввиду значительных качественных отличий и большого числа производителей весьма сильна конкуренция (острее, чем на внутренних рынках). Другая характерная черта мировых рынков машин и оборудования — существен­ные различия в мировых ценах на однородную продукцию в зависимости от выбора производителя-экспортера (из-за больших различий в издержках), например ценовые пре­имущества японских компаний при высоком качестве их продукции.

Взаимосвязь значительной части мировой торговли машин и оборудования с инвестиционными процессами в странах-импортерах придает некоторые особенности функ­ционированию соответствующих рынков и процессов цено­образования на них. Так, это способствует распространению финансирования покупки машин и оборудования с помо­щью предоставления покупателям кредитов, условия кото­рых связаны и с конкуренцией, а иногда и с заключением соглашений межгосударственного характера. Далее, это способствует также формированию двухканального харак­тера международной торговли машинами и оборудованием. Первый канал — конъюнктурный, связанный с обычными торговыми соглашениями, и второй — торговля машинами, уже включенными в сложившуюся систему производствен­но-инвестиционного кооперирования. Когда машины и обо­рудование реализуются в рамках инвестиционных потоков, это вызывает ряд специфических последствий. Во-первых, у страны-импортера появляется долговременная потреб­ность в закупке запчастей и услуг, связанных с эксплуата­цией оборудования. Во-вторых, импорт машин и оборудова­ния инвестиционного назначения часто сопровождается формированием необходимой для инвестиций инфраструк­туры. В результате торговля машинами и оборудованием инвестиционного назначения расширяет старые, и формируют новые рынки в странах-импортерах. В-третьих, в структуре цен машин и оборудования, связанных с инвестициями, значительный удельный вес занимают такие издержки, которых нет в структуре цен машин, идущих по конъюнктурному каналу.

Тема 3 Мировая цена как база расчета цен внешне­торговых контрактов.

Для определения взаимосвязи категорий «стоимость то­вара», «цена внешнеторговой сделки» и «таможенная сто­имость ввезенного товара» проанализируем некоторые понятия, базирующиеся на фундаментальных законах эко­номики.

Согласно экономической теории стоимость товара — это воплощенный в товаре и овеществленный в нем обществен­ный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в про­изводстве, проявляется в обмене, когда изготовленный то­варопроизводителем товар приравнивается к другим товарам. Величина стоимости товара определяется количе­ством труда, необходимого для его производства, и измеря­ется рабочим временем. Так как разные товаропроизводи­тели затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную стоимость. Но поскольку сто­имость воплощает общественный труд, величина обще­ственной (рыночной) стоимости не может определяться ин­дивидуальными затратами труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем:

— временем, затраченным на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;

— или временем, затраченным на производство основ­ной массы товаров данного вида.

Регулирование обмена товаров происходит в соответ­ствии с количеством затраченного на их производство об­щественно необходимого труда на основании объективного экономического закона товарного производства — закона стоимости. Закон стоимости — по К.Марксу — экономичес­кий закон товарного производства, регулирующий обмен то­варов в соответствии с количеством затраченного на их про­изводство общественно необходимого труда (общественной стоимостью). В сфере обращения товаров и капиталов в эко­номике с полным или частичным саморегулированием про­цессов производства и реализации товаров и услуг в усло­виях конкуренции (то есть в рыночной экономике), закон стоимости выступает как стихийный регулятор обществен­ного производства.

Экономическая категория «цена товара» служит денеж­ным выражением стоимости товара и предназначена для 'косвенного измерения величины затраченного на производ­ство товаров общественно необходимого рабочего времени. В основе уровней и соотношений цены также лежит закон стоимости. В условиях рыночного равновесия цена на то­вары и услуги определяется их предельной полезностью для потребителя. Регулирующий механизм закона стоимо­сти заключается в колебании цен, в их отклонении от об­щественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения и сводится к следую­щему: превышение рыночной цены над стоимостью стиму­лирует рост предложения, а следовательно, производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вы­зывает сокращение производства; когда уменьшается ра­бочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается - повышаются при про­чих равных условиях и цены. Рыночная стоимость това­ров является «центром тяготения*», вокруг которого колеблются цены. В то же время на динамику цены оказывают влияние и другие факторы (эластичность спроса, валютные курсы, социальные факторы), которые могут вызывать от­клонения цены от стоимости: «возможность количествен­ного несовпадения цены с величиной стоимости, или воз­можность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены» (Маркс К. и Энгельс-Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 112). Однако в общественном мас­штабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цен совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах, качестве.

В основе рыночной цены на товар лежит цена производ­ства — превращенная форма стоимости в условиях товар­ного производства, где цена товара определяется его стоимо­стью. Разность между ценностью продукции фирмы или отрасли (то есть между общей выручкой, полученной от про­дажи этой продукции) и стоимостью затрат сырья, комп­лектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции, выражается в добавленной сто­имости, — величине, которую фирма присоединяет к куп­ленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Затраты покупателя на приобрете­ние и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации формируют цену потребления. Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной сто­имости и затрат покупателя на приобретение и использо­вание товара.

На мировом рынке происходит хозяйственное взаимо­действие государств в связи с реализацией товаров и услуг, представляющее собой совокупность внешнеторговых опе­раций стран мира в сфере товарного обмена. Такое взаимо­действие базируется изначально на мировых ценах. Миро­вые цены — в международной торговле — цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импорт­ных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции. Мировая цена — в экономической теории — международная цена на товар или услугу, определяемая на основе соотношения мирового спроса и предложения.

Мировые цены являются денежным выражением ин­тернациональной (мировой) цены производства, склады­вающейся на мировом рынке. Интернациональная цена производства определяется условиями производства преоб­ладающей в мировой торговле массы товаров. Внешнетор­говые цены представляют собой виды цен на товары и услуги, обращающиеся в международной торговле. Разно­видности внешнеторговых цен — прейскурантные экспор­тные цены фирм — основных поставщиков данного вида изделий, цены бирж и аукционов сырьевых товаров, цены предложений торгов, сделок (контрактов).

Переходя к понятию, цена сделки, следует уточнить, что за основу при установлении окончательной цены в торго­вой сделке принимается базисная цена, согласованная сто­ронами, сформированная с учетом мировых цен и рыночной конъюнктуры. Окончательной ценой, зависящей от конкретных показателей качества товара, условий поставки, условий оплаты, является контрактная цена — цена сделки по купле-продаже товара, Зафиксированная в кон­тракте. Различаются по характеру стабильности: твердая, подвижная и скользящая цена. Цена реальной сделки куп­ли-продажи, которая может изменяться на величину транс­портных и страховых издержек в зависимости от условий контракта, определяет фактурную цену, или фактурную

стоимость товара.

Представленный анализ основ экономической теории позволяет дать диалектическое обоснование взаимосвязи категорий стоимость и цена товара, цена мирового рынка и базисная цена, стоимость внешнеторговой сделки и сто­имость товара при пересечении им таможенной границы, и аргументирует наше заключение, сводящееся к тому, что цена товара во внешнеторговой сделке в условиях рынка не может быть менее затраченного на нее количества труда (времени) в денежном выражении.

Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» таможен­ной стоимостью товара, ввозимого на таможенную терри­торию Российской Федерации, является стоимость сделки, т. е. цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии с Законом [4].

В соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса РФ та­моженная стоимость товара определяется декларантом со­гласно методам определения таможенной стоимости, уста­новленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании то­варов.

Тема 4. Ме

Наши рекомендации