Отличия посетителей от прочих категорий путешествующих лиц
Признаки | Путешествующие лица | |
посетители | прочие категории путешествующих лиц | |
перемещение | выезд за пределы обычной среды местонахождения | между различными географическими пунктами |
цель | туристская | любая |
Продолжительность пребывания | менее 1 года | любая |
Понятие о туристской поездке. Статистическая группировка
Туристских поездок
Туристская поездка является базовым понятием и единицей наблюдения в статистике туризма. Концепция туристской поездки была разработана ЮНВТО для оценки подлинных масштабов туристской деятельности в системе национальной экономики. Прежде туристская поездка нередко подменялась понятием посетителя: объемы туристских потоков измерялись не количеством туристских поездок, а выражались в миллионах людей. Между тем число посетителей (туристов) и число туристских поездок различаются, поскольку один и тот же человек может совершить несколько поездок в период статистического наблюдения.
В IRTS-2008 концепция туристской поездки была углублена. В документе дается уточненное определение туристской поездки, рассматриваются ее разновидности, приводятся основные характеристики.
Несмотря на существующие различия между понятиями посетителя и туристской поездки, они являются смежными и тесно связаны друг с другом. Более того, туристская поездка определяется через понятие посетителя. Согласно IRTS-2008, туристская поездка — это поездка, совершаемая посетителем (В российском законодательстве о туризме понятие «туристская поездка» не используется). Туристская поездка подразумевает путешествие посетителя с момента его отъезда с постоянного места проживания до момента возвращения. Таким образом, речь идет о поездке туда и обратно.
С туристской поездкой связано понятие «туристское посещение», т.е. остановка в посещаемом месте (дестинации) во время туристской поездки. Туристское посещение не обязательно предполагает ночевку. Проезд через какую-либо территорию без остановки (или с очень короткой остановкой) — транзит не считается туристским посещением, но, согласно IRTS-2008, должен отражаться в статистике туризма.
Для характеристики туристских поездок и их группировки ЮНВТО предложила ряд признаков:
- основная цель поездки;
- продолжительность поездки или посещения;
- место начала поездки и место назначения;
- виды используемых транспортных средств;
- виды размещения.
Цель, или основной мотив поездки. Этот признак используется в качестве одного из наиболее важных при выделении подмножества туристских поездок во множестве всех поездок (путешествий). В официальных документах и научной литературе цели туристских поездок трактуются очень широко. Они могут быть любыми, за исключением трудоустройства на предприятии и получения вознаграждения за труд.
В статистике туризма для каждой поездки выделяется одна-единственная основная цель, для достижения которой принималось решение о поездке, и без которой она бы не состоялась. Однако на практике посетителем могут двигать и иные мотивы, побуждая его к второстепенным видам деятельности. Их выявление имеет большое значение для разработки стратегии развития туризма в части диверсификации туристского предложения, сглаживания сезонных колебаний туристского спроса, увеличения продолжительности пребывания посетителей в дестинации и др.
Главная цель является основанием для группировки туристских поездок. Эта группировка увязывается с ключевыми видами деятельности, осуществляемыми посетителями в ходе поездки. Первоначально к ним относились только отдых и развлечения. Однако позднее вместе с расширением спектра мотивов туристских поездок трактовка туристской поездки изменилась. Одностороннее понимание деятельности посетителя как
«типично» туристской (осмотр достопримечательностей, купание и загорание на пляже или походы и участие в других спортивных мероприятиях) постепенно преодолевалось и заменялось более широкой трактовкой, охватывающей все виды занятий посетителя при подготовке и в ходе поездки.
Однако до сих пор в обыденном сознании людей еще не преодолено узкое понимание туризма, что следует учитывать при статистических обследованиях посетителей.
В IRTS-2008 выделено два вида целей туристских поездок — личные, а также деловые и профессиональные. Это укрупненное деление обусловлено особенностями экономического поведения соответствующих типов посетителей — классических и деловых. В отличие от поездок с личными целями решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами посетители, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы). Двум типам туристских поездок и посетителей отвечают разные поведенческие модели туристских расходов.
Кроме укрупненной группировки в IRTS-2008 приводится детализированный перечень целей туристских поездок, который был расширен в последнее время (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Группировка основных целей туристских поездок
I. Личные цели |
I. 1 проведение отпуска, досуг и отдых |
I. 2 посещение родственников и друзей |
I. 3 получение образования и профессиональная подготовка |
I. 4 лечение |
I. 5 религиозные цели |
I. 6 шопинг |
I. 7 транзит |
I. 8 прочие туристские цели |
II. Деловые и профессиональные цели |
Личные цели туристских поездок включают:
1) проведение отпуска, досуг и отдых. Это наиболее распространенный мотив туристских поездок. На их долю, по разным оценкам, приходится примерно 70% всех туристских поездок в мире. По-прежнему повышенным спросом у населения пользуются поездки к теплому морю. Хотя мода на приморские курорты постепенно проходит, тем не менее купально-пляжный отдых пока еще считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления, регенерации сил и энергии. Неотъемлемой частью цивилизованных форм отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, посещение театров, музеев и других учреждений культуры, в конечном счете, расширение общественного кругозора.
Повышенный интерес посетитель проявляет к местному колориту, особенностям быта, нравов, культуры чужого народа. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, которые становятся возможными благодаря туристским поездкам.
Нельзя не отметить и другие формы занятий на отдыхе, популярность которых возросла в последнее время: посещение зрелищных событийных мероприятий, непрофессиональные занятия спортом (горные лыжи, гольф, подводное плавание, серфинг, пешие походы, ориентирование и т.д.), круизный отдых, посещение относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий, отдых на даче и пр.;
2) посещение родственников и друзей. Поездки с этой целью становятся все более многочисленными в связи с ростом миграции в мире, рассеиванием семей по странам и континентам и возникновением такого явления, как «глобальные кланы». Многие мигранты
сохраняют привязанность к своей родине, крепкие семейные и родственные узы и совершают ностальгические поездки. Они приурочивают посещение родных мест к памятным и юбилейным датам.
Участвуют в свадьбах, похоронах и других мероприятиях, когда родственники и друзья обычно собираются все вместе. Приезжают для кратковременного ухода за больными или престарелыми членами семей или знакомыми и т.д.;
3) получение образования и профессиональная подготовка. Поездки с этой целью предпринимаются для получения полноценного университетского образования, учебы в школе, обучения на курсах иностранных языков, занятий выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов, повышения квалификации и т.д. Статистика поездок с образовательными целями сталкивается с рядом проблем.
Одна из них состоит в том, что обучение нередко комбинируется с другими видами занятий. Например, изучение иностранных языков в летних специализированных лагерях обычно сочетается с отдыхом и развлечениями. Другой пример относится к обучению по долгосрочным академическим программам в зарубежных университетах, когда студенты выкраивают время, чтобы совершить познавательные поездки по стране, и вынуждены для этого подрабатывать. В обоих случаях главным мотивом и первостепенным видом деятельности посетителей является обучение. На этом основании их поездки квалифицируются как образовательные. Еще одна проблема статистического учета таких поездок проистекает из того, что образовательная программа может длиться несколько лет, и приезжие слушатели часто предпочитают все это время проводить по месту учебы, не прерывая пребывание и не возвращаясь на постоянное место жительства, например во время каникул. Такие продолжительные поездки (12 и более месяцев подряд) не являются туристскими и не учитываются в статистике туризма;
4) лечение. Забота о здоровье — один из распространенных мотивов туристских поездок. Люди отправляются в поездки, чтобы воспользоваться отсутствующими или недоступными в месте постоянного проживания медицинскими технологиями. А также прибегнуть к косметической хирургии с применением современного медицинского оборудования, пройти курс послебольничного долечивания на курорте, сделать запрещенные на родине операции (например, многие вмешательства в репродуктивную систему человека в ряде стран запрещены), получить консультации высококвалифицированного медицинского персонала и т.д. Важно подчеркнуть, что речь идет только о краткосрочном лечении, поскольку длительное лечение, требующее продолжительного пребывания в медицинском учреждении в течение года и более, не относится к туристским целям со статистической точки зрения. Более того, пациенты, покидая место постоянного проживания и переезжая временно в стационар или любое другое медицинское учреждение, руководствуются, в конечном счете, мотивом повысить качество собственной повседневной (!) жизни. Другими словами, психологически они часто не выходят за рамки обыденности, каждодневной рутины и остаются в пределах обычной среды местонахождения, поэтому даже в случае с краткосрочным лечением отчасти
сохраняется некая условность отнесения подобных поездок к категории туристских;
5) религиозные цели. Люди стремятся поклониться местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей, прикоснуться к религиозным святыням и получить благословение, принять участие в культовых обрядах, собраниях религиозных организаций и пр. Ими движет общий мотив — посещение известных культовых мест для духовного совершенствования;
6) шопинг. Покупка вещей является одним из наиболее распространенных видов туристских занятий. В современном обществе потребления она превратилась из скучной обязанности домохозяек в разновидность отдыха и развлечений для большинства людей вне зависимости от их социального положения и культурного уровня. У некоторых людей походы по магазинам перерастают в настоящую болезнь. Неконтролируемое желание покупать пре
вращается в одну из форм патологической зависимости, подобной алкоголизму, наркомании или страсти к азартным играм. Обеспокоенные распространением этой новой формы зависимости, США даже объявили Национальный день борьбы с покупками. Возможность занятия шопингом играет важную роль в выборе туристского направления. Обычно посетителя предъявляют следующие требования к шопингу: быстрый и комфортный проезд к торговым центрам, наличие в достаточном количестве магазинов известных брендов и привлекательные цены. Посетители руководствуются разными мотивами при покупках. В статистике туризма учитываются покупки потребительских товаров для личного потребления или для подарков. Покупки товаров для перепродажи или использования в каком-либо производственном процессе относятся к видам туристской деятельности с деловыми и профессиональными целями;
7) транзит. При транзитных переездах возможны кратковременные остановки без какой-либо определенной цели, кроме как продолжение следования к другому месту назначения;
8) прочие туристские цели. Встречаются иные мотивы туристских поездок, например работа в качестве волонтеров, изучение возможностей трудоустройства и миграции, осуществление других видов временной неоплачиваемой деятельности, не включенных в предшествующие группы.
Деловые и профессиональные цели поездок включают:
- участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, торговых ярмарках и выставках;
- чтение лекций, выступление с концертами, представлениями и спектаклями;
- рекламирование, закупку и продажу товаров и услуг от имени производителей-нерезидентов;
- участие в иностранных правительственных делегациях-миссиях в качестве дипломатов, военнослужащих или сотрудников международных организаций;
- участие в миссиях неправительственных организаций;
- участие в научных прикладных или фундаментальных исследованиях;
- участие в профессиональных спортивных мероприятиях;
- посещение курсов профессиональной подготовки без отрыва от производства;
- составление программ туров, заключение договоров на предоставление услуг по размещению и транспортных услуг, работу в качестве гидов от лица турфирм-нерезидентов и т.д.