Этапы проектирования вагонов
Техническое предложение — совокупность конструкторских документов, содержащих технические и технико-экономические обоснования целесообразности разработки изделия на основании анализа технического задания и различных возможных вариантов создания данного вагона (узла, элемента), сравнительной оценки различных решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей, а также патентных материалов. Техническое предложение разрабатывает завод-изготовитель. После согласования и утверждения оно служит основанием для разработки эскизного (технического) проекта. В практике вагоностроения этап технического предложения часто опускают, т. е. на основе технического задания сразу разрабатывают эскизный (или технический) проект.
Эскизный проект — совокупность основных конструкторских документов, которые содержат характеристику принципиальных конструктивных решений и дают общее представление об устройстве вагона и его главных узлов, а также определяют назначение, важнейшие параметры и габаритные размеры разрабатываемой конструкции.
Эскизный проект после обсуждения, согласования и одобрения служит основой для разработки технического проекта и рабочей конструкторской документации. Иногда для ускорения сроков создания новой техники эскизный проект можно не выполнять, если основные принципиальные параметры разрабатываемого вагона достаточно ясны из согласованного ранее технического задания или технического предложения.
Технический проект — важнейшая творческая стадия создания новой конструкции вагона.
Разработанный технический проект вагона завод направляет на экспертное заключение головному отраслевому институту — ВНИИВ. По результатам экспертизы составляют заключение, вместе с которым завод представляет технический проект на согласование заказчику. После этого согласования технический проект утверждает руководство завода-разработчика или вышестоящая организация.
На основе утвержденного технического проекта разрабатывают рабочую документацию опытного образца (опытной партии).
Рабочую техническую документацию утверждает руководство завода-изготовителя, после чего ее можно использовать при постройке опытной партии (опытного образца) вагонов. Изготовленный опытный образец вагона (опытную партию) принимает ОТ К завода-изготовителя и заводская инспекция заказчика.
Для проверки и отработки конструкции нового вагона опытный образец (опытную партию) согласно ГОСТ 15.001—73 подвергают следующим основным испытаниям: предварительным (заводским), приемочным (межведомственным).
Предварительные (заводские) испытания опытных вагонов проводят для определения соответствия конструкции техническому заданию и технической документации и решения вопроса о пригодности изделия для приемочных (межведомственных) испытаний.
Рабочую техническую документацию утверждает руководство завода-изготовителя, после чего ее можно использовать при постройке опытной партии (опытного образца) вагонов. Изготовленный опытный образец вагона (опытную партию) принимает ОТ К завода-изготовителя и заводская инспекция заказчика.
Для проверки и отработки конструкции нового вагона опытный образец (опытную партию) согласно ГОСТ 15.001—73 подвергают следующим основным испытаниям: предварительным (заводским), приемочным (межведомственным).
Предварительные (заводские) испытания опытных вагонов проводят для определения соответствия конструкции техническому заданию и технической документации и решения вопроса о пригодности изделия для приемочных (межведомственных) испытаний.
На основании результатов заводских испытаний решают вопросы о необходимости корректировки рабочей технической доку-ментации, изготовления нового опытного образца и повторных испытаний или о возможности представления (готовности) конструкции к межведомственным (приемочным) испытаниям.
В последнем случае завод-изготовитель оформляет акт заводских испытаний и уведомление о готовности опытного образца к сдаче приемочной (межведомственной) комиссии. Минтяжмаш проводит необходимые согласования с заинтересованными организациями и подготовляет приказ об организации межведомственной комиссии и о сроках проведения приемочных испытаний.
Приемочные (межведомственные) испытания опытного образца вагона проводят для определения соответствия изделия требованиям технической документации и возможности постановки его на промышленное производство. Приемочные испытания должны учитывать результаты заводских испытаний и обеспечивать проверку уровня качества опытного вагона. Приемочные испытания проводят по программе, разработанной заводом-изготовителем, согласованной с ВНИИВ и заказчиком и утвержденной Минтяжмаш (или другим Министерством, если завод-изготовитель не входит в систему Минтяжмаша).
Приемочная (межведомственная) комиссия проводит испытание опытного вагона и составляет протокол, в котором дает оценку соответствия конструкции требованиям технической документации, а также выносит решение о присвоении категории качества изделию и принятии (или непринятии) его к промышленному производству.