Картографирование рисков фирмы
Картографирование рисков- это системат-ное представление опасностей, с которыми фирма сталкивается в результате проведения каких- либо действий, а также воздействия внешнего окружения и финансовые отношения.
Цель картографирования– идентификация риска (вид, частота и сила воздействия).
Принципы построения карты риска:
- для этой процедуры привлекаются внешние эксперты;
- картографирование рисков проводиться на основе составления вопросника – это основной перечень ситуаций риска, с которым может столкнуться организация.
Вопросник:
- Описательный: подробное указаны все элементы внешней и внутренней среды с основными характеристиками.
Все вопросники составляются на основании предыдущего опыта их авторов.
- Точечный:перечень вопросов, на которые эксперт должен ответить утвердительно или отрицательно.
Недостатки вопросников:
- Ни один вопросник не способен отразить все связи организации;
- Либо чрезмерное дробление риска, либо чрезмерное обобщение;
- Трудно заполнять и обобщать вопросник.
- Карты рисканезависимо от формы и содержания должны описывать один и тот же рисковый профиль. По форме и содержанию выделяют карты:
- Географический план;
- Карта-схема технологического процесса.
- По каждому виду риска определяются показатели:
- источник, вызывающий риск;
- сфера проявления риска;
- масштаб и сила воздействия.
Основные виды карт рисков:
- Карта географических признаков– составляется в том случае, если организация только начинает свою деятельность и выбирает месторасположение; или расширяется;
- Карты рабочих помещений(например, карта пожарной безопасности);
- Карта поставщиков– имеет вид таблицы, в которой указывается наименование поставщика, объемы и виды работ и услуг, его репутация по 5-ти бальной шкале;
- Карта потребителей – таблица строится по такому же принципу, что и карта поставщиков, только по системе сбыта;
- Карта персонала;
- Карта конкурента– имеет вид таблицы, в которой рассматриваются угрозы со стороны конкурентов;
- «Оргструктура» - имеет вид схемы, на которой отмечены все подразделения организации и степень их риска. Самые рисковые: отделы сбыта, закупки и финансовый отдел (мертвые точки);
- Карта проекта;
- Карта сегментации рынка– собирается вся маркетинговая информация о сегменте рынка;
- Карта финансовых инструментов– указываются все финансовые инструменты организации и степень их риска;
- Карта внешнего окружения– оценка всех рисков внешней среды.
Завершением процедуры картографирования является составление сводной таблицы рисков фирмы.
Факторы риска | Виды картографических рисков | |||
персонал | поставщики | конкуренты | и т.д. | |
1. 2. 3. … |
Стратегические риски
Стратегический риск – это риск, который проявляется в деятельности организации, связанный с реализацией стратегии и способный доходить до катастрофического масштаба.
Источниками стратегических рисков являются внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
- изменения в экономической среде, наличие и доступность денежных ресурсов;
- политические факторы;
- изменение правовой стороны среды;
- изменение в социально-культурной среде;
- технологические факторы
Внутренние факторы:
- неверная оценка стратегического потенциала;
- особенности кадрового состава;
- технология управления ресурсами;
- ошибка в прогнозе развития страны;
- ошибочный выбор целей.
Стратегические риски менее управляемые и самые разрушительные.
Используется для оценки модель «5 сил» Портера.
Уровни стратегического риска:
- Низкий:
- Риск-менеджмент является частью стратегического планирования;
- Все сотрудники организации знают и разделяют стратегические цели и принимают элементы корпоративной культуры;
- За последние несколько лет были достигнуты цели организации, стратегии, при этом управленческий состав был активно задействован;
- Принимаемые инициативы обеспечения финансовыми средствами могут оказать лишь незначительное влияние на доходы фирмы;
- Возможность менять управленческие решения и корректировать цели организации.
- Средний:
- Риск-менеджмент частично согласовывается с процедурами стратегического управления;
- Руководство организации способно принимать эффективные решения и контролировать их выполнение;
- Вероятность успеха новых стратегических инициатив довольно высока, при этом сотрудники могут о них не знать;
- Принимаемые инициативы могут нанести серьезный ущерб доходу и капиталу лишь в незначительном количестве случаев;
- Стратегические инициативы не ведут к резким изменениям в организации.
- Высокий:
- Стратегическим вопросам не уделяется достаточное внимание; риск-менеджмент отделен от стратегического управления;
- Несоответствие стратегии и тактики организации;
- Неэффективные процедуры диагностики риска;
- Отсутствие единой информационной системы, поддерживающей стратегические инициативы;
- Стратегические инициативы сильно отличаются от принятой стратегии;
- Стратегические решения сильно влияют на стоимость фирмы;
- Отменить принятые решения трудно и дорого.