Почему дети нарушают законы?

Нарушение закона детьми: смириться или бороться?

Работу выполнил: ученица МБОУ «Гимназия № 1» Попаз Аделина Михайловна, класс 8 В; телефон: 89086244132, e-mail: [email protected]

Руководитель: учитель истории МБОУ «Гимназия № 1» Данилова Наталья Павловна; телефон: 89086244132, e-mail: [email protected]

Астрахань – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

страницы

Введение………………………………………………………….2

Кем быть?.................................................................................3 – 4

Почему дети нарушают законы?..............................................5 – 6

Влияние семьи на формирование чувства законности………..7 – 8

Профилактика правонарушений несовершеннолетних……….9 – 10

Что говорит закон?...................................................................9

Что можем сделать мы?...........................................................10

Заключение…………………………………………………….....11

Список источников и литературы………………………………12

Приложение……………………………………………………….13 – 14

(статистические данные, методическое пособие «Я знаю свои права!»)

Введение

Актуальность темы исследования определяется возросшим числом преступлений несовершеннолетних[1]. По официальным данным,по итогам прошлого года в Российской Федерации был зафиксирован рост преступности несовершеннолетних на 5 %. На учете в органах внутренних дел сейчас стоит 175 тысяч несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений.[2]

По статистике детский возраст[3] характеризуются повышенной криминальной активностью. Вместе с тем, они будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Не удивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности уделяется столь большое внимание в отечественной и зарубежной литературе — криминологической, социологической, психологической, педагогической.

Цель исследования заключается в комплексном изучении проблемы правового регулирования преступлений несовершеннолетних, изучении причин роста преступности в детской среде.

Гипотеза исследования – лучший способ борьбы с преступностью несовершеннолетних – профилактика, которая заключается в широком информировании детей об их правах и обязанностях.

Методологической основой исследования является принципы объективности, критической интерпретации источников и систематизации.

Источниковую базу исследования составили зарубежные и российские законодательные акты.

Кем быть?

…Ларра был сыном женщины и орла. Гордый и высокомерный, он презирал людей, считая себя первым на земле. Однажды он убил девушку за то, что та оттолкнула его, и тогда люди придумали самое страшное наказание, которое только может выпасть на долю человека, - они оставили его в одиночестве. И жизнь превратилась для него в бесконечную муку.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть и другая легенда – о Данко, который «спас всех один». «Между больших деревьев и в грозном шуме молний», через чащи и болота Данко вел свой народ из рабства к вольной и счастливой жизни. И когда трудности стали казаться непреодолимыми, а люди зароптали, обвиняя его в неумении управлять ими, «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой…

- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

В этих романтических легендах М. Горький противопоставляет два типа морали – эгоизм, индивидуализм («все – для меня, я – центр вселенной») и коллективизм (предпочтение общественных интересов личным, забота о людях, способность пожертвовать даже своей жизнью ради их счастья).

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый живущий в данном обществе, осознает он или нет, включен в его деятельность, систему норм, культурных традиций. Нет и не может быть такого уголка, куда можно было бы спрятаться от требований окружающей жизни.

Тон в нашей жизни задают те, кто способен сочетать в своей работе творческую инициативу, деловитость и строгую дисциплинированность. Малейшие отклонения от социальных норм вносят в жизнь беспорядок, вследствие которого несет убытки хозяйство страны, ослабляются нравственные устои.

Несколько лет назад на одном из российских предприятий сделали подсчет потерь рабочего времени из-за прогулов работников (пропущенных ими рабочих дней без уважительной причины). Получилось 12849 часов! Сколько же продукции можно было сделать за это время? А ведь случаются еще и опоздания и простои…

Требование неукоснительно следовать нормам общественной жизни вовсе не означает, что люди лишаются всякой самостоятельности, права поступать так, как им кажется нужным и справедливым. Правовое государство обеспечивает возможность наиболее полного и свободного проявления гражданами их творческих сил, намерений, мыслей, чувств, стремлений, потому что такое государство основано на демократии, т.е. верховной власти народа.

В Конституции России сказано:«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»[4].

Основную тяжесть забот об укреплении законности и правопорядка берет на себя государство. А активность участия граждан в этом деле зависит прежде всего от их заинтересованности в том, чтобы законы исполнялись точно и неуклонно, без всяких исключений. Но чтобы эту заинтересованность ощутить, необходимо быть ответственным гражданином свое страны, обладать правовой культурой.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении гражданской позиции каждого, высокой культуре труда и поведения. Деятельность человека должна быть направлена на достижение положительных целей. Но стоит произойти сбою хотя бы в одном из элементов формирующейся общей культуры человека, и эта активность нередко приобретает чуждый нашим идеалам оттенок, становится «движущей силой» накопительства, карьеризма, бытового разложения, а подчас и преступлений. По уровню общей культуры человека можно судить об очень многом. Вот почему так важно сформировать у подрастающего поколения понимание необходимости следовать букве закона, уважать и ценить свое Отечество, честно служить ему.

Возникает вопрос: «Откуда тогда берутся несовершеннолетние преступники?» В современном мире есть ряд причин и условий (детерминанты), влияющих на их развитие.

Какие же детерминанты влияют на несовершеннолетних с отрицательной стороны:

1. Отрицательное влияние в семье со стороны родителей и других членов семьи.

2. Отсутствие возможности у родителей в кризисной ситуации обеспечить минимальные потребности детей.

3. Отрицательное влияние со стороны ближнего окружения.

4. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.

5. Длительное непосещение занятий либо их отсутствие (каникулы).

6. Беспризорность, безнадзорность.

7. Низкий уровень работы общеобразовательных учреждений.

8. Пропаганда в СМИ, литературе стандартов антиобщественного поведения (культура насилия, жестокости, наркотиков, порнографии).

Почему дети нарушают законы?

Однажды известный швейцарский психолог Ж. Пиаже рассказал А. Эйнштейну о своих исследованиях развития познания у детей. «Как это трудно, - сказал гениальный физик, - насколько психология труднее физики!». Это историю психологи очень любят приводить в доказательство сложности работы в своей области знаний. При изучении причин общественных явлений, закономерностей, которым они подчиняются, ученые сталкиваются с не меньшими проблемами, чем в ходе исследований неживой материи. Возьмите хотя бы вопрос о причинах отклонений от норм в поведении некоторых людей (аморальных поступков, правонарушений и преступлений). Когда мы говорим, что кто-то нарушил закон, то имеем в виду человека, пренебрежительно относящегося к обязательным правилам (нормам), установленным верховной государственной властью. Между законами природы и юридическими законами существует коренное различие. Законы природы заключают в себе явления, которые не зависят от воли человека, и помогают понять, как и почему природа развивается. Законы юридические предписывают, что и как можно делать и что делать нельзя. Содержание последних меняется в зависимости от характера общественных отношений, интересов людей, исторической ситуации. Древнеиндийские законы Ману, например, имеют очень мало общего с гражданским кодексом Наполеона. Законы природы незыблемы, нерушимы, а законы юридические, к несчастью, иногда нарушаются. Если бы люди вели себя так же однозначно и предсказуемо, как атомы или молекулы и, в какой-то мере, растения и животные, - не было бы нужды в создании общеобязательных правил поведения и действий в форме законов.

Право – порождение общественных отношений и, следовательно, постоянно сталкивается с противоречиями, острыми вопросами и правовой теории, и практики применения права.

Остановимся в связи с этим на старом как мир вопросе о том, способствует ли борьбе с преступностью ужесточение наказания. Существует немало людей, которые искренне убеждены, что чем суровее закон будет карать за преступления, тем скорее они исчезнут. Причина такого подхода к решению сложнейшего общественного вопроса не в какой-либо особой «кровожадности» этих людей, а в том, что они слабо представляют, чем же на самом деле руководствуются граждане, соблюдая установленный законом порядок. Вот какие ответы были получены на этот вопрос[5]:

«убежденностью в необходимости и полезности закона» - 52,3 %,

«привычкой соблюдать закон» - 27,4 %,

«тем, что так поступают другие» - 1,5 %,

«желанием избежать общественного осуждения» - 3,9 %,

«боязнью утраты доверия окружающих» - 3,9 %,

«страхом наказания» - 0,9 %,

«личным расчетом» - 1,7 %.

Как видим, лишь меньше одного процента опрошенных боятся наказания, большинство остальных послушны закону из уважения к нему, по привычке его соблюдать.По моему мнению, жестокость, не считающаяся ни с какими различиями, делает наказание совершенно безрезультатным, ибо она уничтожает наказание как результат права.

Или возьмем вопрос о сложностях рассмотрения некоторых дел судами. О том, как иногда суду непросто разобраться в том, что он рассматривает, повествует старинная история.

Двое обратились в суд с просьбой разрешить из спор. Судья выслушал первого и сказал: «Ты прав». Когда второй рассказал, как было дело, судья решил, что и он прав. «Как же так? – вмешалась присутствующая на суде жена судьи. – Не могут оба быть правы!» «И ты права», - сказал судья.

Далеко не все безответственные люди – неучи. Многие не только стремятся избежать выполнения своего общественного долга, но и пытаются «доказать» свою «позицию». Им говорят, что лгать, обманывать нельзя, а они отвечают, что «не обманешь – не проедешь», «все так делают», «жизнь такова» и т.п. Государство своими законами напоминает им, что запускать руку в общественный карман нехорошо, противозаконно, что за это неизбежно последует наказание, а они отвечают: «Не пойман – не вор»…

Когда мы собираемся что-то сделать, особенно в непростых ситуациях, то прислушиваемся к «голосу» чувства и соображения ума. Что перевесит?

Посмотрите, что пишет подростки, попавшие в тюрьму:

Женя, 16 лет: «Я всегда считала так: «Кого угодно может коснуться тюрьма, только не меня». Ведь я была хорошей ученицей, примерной девочкой, и, до поры до времени, не стояла не криминальной тропе. В 8-м классе я попала под влияние старших «товарищей», стала увлекаться наркотиками, перестала слушать свою бабушку.

Александр, 17 лет: «За те семь месяцев, что я здесь живу, я понял, что прежде всего в жизни надо дорожить своими родителями. Понял, что был неправ, когда говорил, что мне все равно, и что меня не поймают, когда обзывал всех плохими словами и думал, что так и надо. Отец с мамой не желали мне ничего плохого, они хотели сделать, как лучше».

Как же помочь детям не совершать опрометчивых поступков? Сурово карать? Запрещать все и вся? Думаю, нужно воспитывать в детях чувство законности.

Уважение к праву, чувство справедливости, долга, ответственности, законности – одни из самых высоких проявлений человека.Чувство законности помогает принимать решения и «по совести», и на основе правовых норм. У человека, обладающего им, вызывает протест любое отклонение от требований закона, он стремится восстановить справедливость там, где она нарушена. Он хочет, стремится поступать в соответствии с законом. Ведь право не только ограничивает наше поведение определенными рамками, но и побуждает к активным действиям в общественных интересах, как и совесть.

Наши рекомендации