Обеспечение безопасности при проведении туристских походов

Основой обеспечения безопасности, в первую очередь, считалось обучение новичков - и детей и взрослых основам туризма, как ос­новного фактора обеспечения безопасности. Второе направление де­ятельности - оказание помощи педагогам в подготовке похода и контроль за его проведением. Этими вопросами занимаются упоминавшиеся уже маршрутно-квалификационные комиссии (общест­венные организации) и поисково-спасательные службы (ПСС) сис­темы МЧС. Система взаимоотношений между МКК и ПСС опреде­лена в Инструкции по организации и проведению туристских похо­дов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспи­танниками и студентами Российской Федерации. Туристские группы обязаны неукоснительно выполнять требования МКК и ПСС.

При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-либо сложных его участках, однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. При наличии сомнений в готовности группы к походу члены МКК могут провести проверку ее действий на местности - смотр готовности: группе предлагают зада­ния, соизмеримые с теми ситуациями, какие будут у нее на маршру­те. Зачастую участники выполняют задания без участия руководите­ля группы. Второй эффективный способ проверки подготовленности групп - их участие в туристских слетах и соревнованиях.

Походы юных туристов имеют свою специфику. Поэтому умести рассмотреть классификацию, основанную на особенностях детского туризма. Здесь причины возникновения аварийных (экстремал ных) ситуаций можно разделить на три группы:

- возникающие по вине руководителя группы;

- возникающие по вине детей - участников похода;

- природные факторы и несчастные случаи в походе. Первые две группы - субъективные опасности (факторы), зависящие от поведения людей. В походах с детьми как нигде важна и ответственная роль педагога - руководителя группы. Поэтому доверят
руководство группами юных туристов можно только опытным, обладающим необходимыми личностными качествами педагогам. Част "
факторов риска, связанных с личностью руководителя, удается предотвратить с помощью членов МКК при рассмотрении материалов готовящегося похода. В первую очередь, это недостаточный туристский опыт руководителя группы. Его опыт должен соответствовать
требованиям «Инструкции по организации и проведению турист­ских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися воспитанниками и студентами Российской Федерации».

Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать также такие личные качества руководителя, как неумение владетьсобой, нетерпимость, раздражительность. В походе, при плотном: графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою нега­тивную роль. Здесь же можно отметить и неумение руководителя слушать детей. Своим невниманием он может невольно вывести ребенка из душевного равновесия и тем самым спровоцировать экстре­мальную ситуацию.

К допоходным опасностям можно отнести движение туристской группы по населенному пункту, переезд к месту начала похода на ав­тобусе или по железной дороге. Радость от выхода в поход порой зна­чительно снижает внимание детей. Необходимо объяснить юным ту­ристам, что посадку и высадку из вагонов поезда надо проводить ор­ганизованно, без суеты и шума, чтобы не вызвать негативного отно­шения окружающих. Следует исключить нахождение детей в тамбу­рах вагонов, ненужное хождение из одного вагона в другой. Обо всех недоразумениях и конфликтах с другими пассажирами дети должны немедленно ставить в известность руководителя.

Проявлением слабой технической подготовки руководителя может быть неверная организация движения группы на маршруте. При этом возможны чрезмерные физические нагрузки, недоступные не­которым участникам. Как следствие - быстрое их утомление, приту­пление бдительности и т.д.

И все же, как показывает статистика, большая часть экстремальных ситуаций в походе создается самими юными туристами. Первая при­чина - в их неопытности. Сюда следует отнести недостаточную физи­ческую, техническую и волевую подготовку, неумение оперативно оказать первую медицинскую помощь себе или товарищу по группе.

В туризме существует строгое правило: слово руководителя - закон для юных туристов. Все указания и распоряжения руководителя должны быть четкими и недвусмысленными.

При выходе в поход на длительный срок (2-3 недели) происходит кардинальная смена обстановки, ребенок вырывается из привычной среды обитания, привычного ритма жизни. Романтика палаточной жизни у многих детей быстро улетучивается, как только они сравнят сон на удобной постели со сном на жесткой подстилке на земле и в спальном мешке, теплую воду в ванной с холодной водой ручья. К то­му же дети часто боятся не справиться с новыми обстоятельствами, опозориться перед товарищами. Это уже серьезная предпосылка к стрессовому состоянию.

Задача руководителя группы - сгладить возможные негативные пос­ледствия резкой смены обстановки. Дети должны знать, что их ожида­ет в походе, должны к этому готовиться. Поскольку ничто так не угне­тает, как неопределенность, еще в период подготовки к походу следует разъяснить детям особенности жизни в полевых условиях без прикрас и беспочвенных обещаний. Чем раньше ребенок поймет (с помощью ру­ководителя и старших товарищей), что с неудобствами походной жиз­ни можно смириться, тем легче он воспримет образ походной жизни.

Очень важный аспект безопасности - взаимоотношения с местным населениемрайона проведения похода. В различных регионах сущест­вуют свои местные или национальные особенности образа жизни и по­ведения, с которыми туристам следует познакомиться в период подго­товки похода и продолжить знакомство с ними непосредственно в по­ходе. Необдуманные поступки и высказывания могут показаться обидными местным жителям, отсюда недалеко до конфликта. В насе­ленных пунктах при встрече с их жителями следует вести себя скром­но и приветливо. Такое поведение располагает к ответному радушию. В настоящее время значительно обострилась криминальная ситуа­ция в молодежной среде.

Следует иметь в виду и опасности, возникающие от взаимодейст­вия человека с окружающей природой:заболевания юных туристов вследствие укусов энцефалитного клеща, туляремия, отравления не­доброкачественными продуктами, непригодной для питья водой, ядовитыми ягодами, грибами. Серьезную потенциальную опасность представляют резкие изменения погодных условий, особенно в гор­ной местности. Возможна потеря или поломка части снаряжения, ут­рата продуктов. Во всех перечисленных ситуациях опытный подго­товленный турист, знающий особенности маршрута, умеющий безо­пасно организовать быт в полевых условиях, знакомый с практикой предсказания погоды, сумеет избежать опасностей.

Вывод: и на занятиях, и в походе надо быть предельно внимательным, готовым к любым неожиданностям, знать правила безопасного нахождения в природной среде и действия в случае воз­никновения экстремальных ситуаций.

Для этого необходимо дать юным туристам:

- сведения о природе родного края;

- навыки пользования основным туристским снаряжением;

- знания основ обеспечения жизнедеятельности в природной среде, основных приемов передвижения и ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.

- донести до каждого, что определяющим фактором безопасности в походе является соблюде­ние дисциплины.

Наши рекомендации