Самостоятельный выбор вида оздоровительных занятий
В последнее время с каждым годом в нашей стране молодёжному спорту уделяется всё больше внимания. Не только потому, что он имеет мощный оздоровительный эффект, но и потому что способен эффективно подготовить ко всем видам деятельности, и, конечно, в первую очередь к трудовой.
Между тем, согласно недавним статистическим данным, профессиональным спортом занимались 0,4-0,8%, а массовым - 15-20% от общего числа студентов в стране. В настоящее время из-за целого ряда социально-экономических причин эти показатели, вероятнее всего, еще ниже.
И все же, несмотря на трудности объективного характера, студентам необходим хотя бы минимум двигательной активности. Большинство исследователей выделяют 4 основных мотива, побуждающих студентов регулярно заниматься физической культурой, а именно:
1. Для достижения высоких спортивных результатов;
2. С целью укрепления здоровья, коррекции телосложения, повышения психологической устойчивости;
3. С целью активного отдыха;
4. С целью психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Как справедливо отмечают учёные-психологи и педагоги, при выборе вида оздоровительных занятий, следует ориентироваться не только на интерес к тому или иному виду спорта, но и на черты своего характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и снова быстро в нее включается, общителен, эмоционален, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или единоборствах; если же усидчив, склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять тяжелую физическую работу, то ему подойдут занятия бегом, лыжным спортом, плаванием; а если замкнут, необщителен, не уверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то ему не стоит заниматься в организованных группах. Индивидуальные же занятия различными системами физических упражнений без отвлекающих факторов помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.
Выбор спортивного увлечения может быть сделан ещё и исходя из того, какие цели перед собой ставятся, какие качества предпочтительнее развивать в первую очередь.
К видам спорта, в первую очередь развивающих выносливость, относятся легкая атлетика (спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции), лыжные гонки, биатлон, плавание, гребля, шоссейные гонки и кросс на велосипеде, бег на коньках, альпинизм, спортивное ориентирование и некоторые другие.
Видами спорта, преимущественно развивающими силу и скоростно-силовые качества являются, например, тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, легкая атлетика (спринт, прыжки, метание) и т. п.
Для развития быстроты следует использовать, например, легкую атлетику (спринтерский гладкий и барьерный бег, метание копья), конькобежный спорт (спринт), велоспорт (спринт на треке), фехтование, бокс и другие единоборства, бейсбол, русскую лапту.
Совершенствованию ловкости и гибкости способствуют акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, на лыжах с трамплина, фристайл, горнолыжный спорт (слалом), фигурное катание, спортивные игры, единоборства.
Разностороннему комплексному развитию качеств способствуют виды спорта, связанные с традиционными отечественными и восточными единоборствами (борьба вольная и классическая, самбо, дзюдо, джиу-джитсу, карате, таэквондо, ушу, бокс, тайбокс, кикбоксинг), фехтование; спортивные игры, виды спорта, в которых есть многоборье (например, легкоатлетические десятиборье и семиборье, лыжное двоеборье, современное пятиборье и т. п.).
Также следует упомянуть о значительном количестве появившихся в последнее время современных систем физических упражнений, развивающей, рекреативной (восстановительной) и корригирующей (исправляющей) направленности. Таких, например, как бодибилдинг, или атлетическая гимнастика, аэробика, или ритмическая гимнастика с основами хатха-йоги, шейпинг (сочетание ритмической и атлетической гимнастики), стретчинг (упражнения на растягивание мышц и повышение подвижности суставов), систем Купера (контролируемые физические нагрузки в циклических упражнениях), Амосова (гимнастика для суставов), Лидьярда (бег ради жизни), Моргауза (всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки), скрытая изометрическая гимнастика но Томпсону (произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины), системы дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейкои др.
Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Этот факт может быть использован для коррекции показателей физического развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо акцентированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества.
Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии и воспитании психических качеств и свойств личности. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило, направлены на развитие какого-либо определенного физического или психического качества (например, "стретчинг" или системы дыхательной гимнастики).
Каждый студент может выбрать вид спорта в элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура" из числа предлагаемых кафедрой физического воспитания в данном вузе. Чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека. В этом ему может помочь разделение основных видов спорта на группы:
1. преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);
2. развивающие, главным образом, силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки);
3. способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);
4. комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья).
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений обусловливают необходимость планирования спортивной подготовки студента. Это необходимо для обеспечения непрерывности тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных снятиях по дисциплине "Физическая культура" в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения (включая учебные и производственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.
Спортивная подготовка студентов планируется в соответствии с учебными планами и объёмом часов, отражённых в них. Перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязательного программного и элективного учебного материала. В конечном счете, это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.
Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом общей физической и спортивной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь или подтвердить определенные спортивные разряды по годам обучения в вузе.
Контрольные вопросы.
1. Назовите мотивы, побуждающие студентов регулярно заниматься физической культурой.
2. На что следует ориентироваться, выбирая вид оздоровительных занятий?
3. На какие группы можно разделить основные виды спорта?
4. Что Вы можете рассказать о планировании спортивной подготовки студента?