Управленческие задачи и их специфика

Задачи, которые стоят внутри организации, называются обычно управленческими задачами. Лицом, ответственным за решение задач организации, является руководитель. Основное содержание деятельности руководителя реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. Что такое задача в психологическом понимании слова?

Задача –это цель, данная в определенных условиях, которая достигается путем определенного преобразования этих условий. Задача включает в себя:

· требования – цель;

· условия – известное;

· искомое – неизвестное, которое формулируется в вопросе.

Когда называем термин "задача", то имеем в виду проблему, которую надо осмыслить. В психологии термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах:

а) решение как план(способ) решения задачи;

б) решение как процессосуществления требований задачи, выполнения плана решения;

в) решение как результатвыполнения плана решения.

Значит, решение задачи есть процедура разрешения проблемной ситуации.

При решении задачи проявляются общие закономерности мышления – логические и интеллектуальные. Сравнение этих сторон решения говорит о том, что они не совпадают: используемая (субъективная сторона) информация не соотносится полностью с объективной информацией. Это привело психологов к выводу, что в процессе решения задачи вся содержащаяся в ней информация осваивается не сразу, а добывается в ходе этого решения.

Управленческие задачи – это чаще творческие задачи, и их можно рассматривать как развитие решения и как развитие самой проблемы. Необходимой предпосылкой успешного решения задач является рефлексия, т.е. осознание ее значимых аспектов, что зависит от личности руководителя.

В процессе решения управленческих задач реализуются интеллектуальные и личностные возможности руководителей. Можно выделить наиболее типичные стили мышления руководителя:

1) системный стиль, при котором упор делается на определение метода решения задачи (проблемы), – в этом случае проблема чаще разделяется на отдельные компоненты;

2) интуитивный стиль, когда осознается проблема в целом и рассматриваются возможные методы ее разрешения;

3) рецептивный стиль, для которого характерно сосредоточение на отдельных деталях проблемы;

4) перцептивный стиль, которому свойственно стремление к установлению отношений между различными компонентами проблемы.

Управленческие задачи имеют свои характерные черты:

1. Эти задачи могут содержать неопределенные или противоречивые условия.

2. В задаче может не быть информации о возможных средствах ее решения.

3. Не наработано четких алгоритмов решения таких задач.

4. Управленческие задачи чаще решаются в условиях дефицита времени.

Можно выделить три основных типа управленческих задач:

1) концептуального плана (стратегические, связанные с долгосрочным планированием, прогнозированием);

2) связанные с технико-технологической стороной функциони-рования организации;

3) связанные с действием человеческого фактора (кадры, психологический климат, мотивация и др.).

Чтобы классифицировать управленческие задачи, можно выбрать следующие критерии (а могут быть и другие): содержательность, выполнимость, компетентность, сложность.

Содержательный критерий– согласно этому критерию все управленческие задачи могут быть разделены на значимые и малозначимые.

Критерий выполнимости задач– все управленческие задачи могут быть разделены на решаемые и нерешаемые.

Критерий знаний руководителя– все управленческие задачи делятся на входящие в сферу компетенции руководителя и не входящие в эту сферу.

Критерий оценки степени функциональных затрат– управленческие задачи по этому критерию могут быть легкие и трудные.

В решении управленческих задач каждый руководитель имеет свою субъективную систему оценок относительно сути и иерархии их решения, поэтому он оценивает:

1) какие управленческие задачи нужно решать в обязательном порядке;

2) какие управленческие задачи в исключительных случаях можно не решать;

3) какие управленческие задачи можно полностью проигнорировать.

Исходя из этого, выделим две экстремальные зоны значимости управленческих задач:

1) чрезвычайно значимые управленческие задачи;

2) задачи второстепенной важности (они могут перейти из 1-й зоны во 2-ю, если вовремя не решены, и наоборот).

Для каждого руководителя организации очень важной является установка степени значимости управленческих задач на конкретный период, однако некоторые руководители все управленческие задачи считают значимыми – это зависит от уровня управления, значит, надо уметь выбрать стратегию решения управленческих задач.

С чем бывает связан неправильный выбор стратегии решения задач? Во-первых, с недооценкой или переоценкой их сложности; во-вторых, с неправильной оценкой возможных последствий своих решений; в-третьих, с получением сверху управленческих задач, совершенно не свойственных организации.

Наши рекомендации