Задачи больничных учреждений
4 основных направления.
1. Восстановительное: диагностика, лечение, реабилитация, неотложная помощь.
2. Профилактическое (лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика инфекционных и хронических заболеваний, инвалидности).
3. Учебное (подготовка медицинского персонала и последовательное обучение).
4. Научно-исследовательское (проведение научных изысканий с целью поиска более современных средств и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний).
Структура больницы:
Любое стационарное учреждение(без поликлиники) по функциональному назначению, как правило, имеет 3 подразделение: управление, стационар и административно- хозяйственную часть.
Каждая функционально- структурная часть больницы, в свою очередь, из ряда подразделений. Так, к управлению больницей помимо главного врача и его заместителей относятся канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека и д.р.; стационар состоит из приемного отделения (централизованное или децентрализованное), специализированных платных отделений, операционного блока и д.р.
Лечебно- диагностическая служба может быть единой для стационара и поликлиники и включает различного профиля лаборатории, кабинеты (ЭКГ, рентгеновский, физиотерапевтический, ЛФК, массажа и д.р.). В больницах как структурный элемент должны быть аптека, патологоанатомическое отделение (морг). К административно- хозяйственной относятся пищеблок, склады, прачечная, (если они не централизованы в городе), технически отдел, транспорт, дезинфекционная камера и т. д.
Управление больницей:
Во главе больницы стоит главный врач,который отвечает за всю лечебно- профилактическую, административно- хозяйственную и финансовую деятельность учреждения. Главный врач объединенной больницы имеет заместителей по медицинской административно- хозяйственной работе и других.
Главный врач организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, уход за ними, диспансерное обслуживание, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в районе обслуживания, повышение квалификации в медицинского персонала, правильность ведения истории болезни, обеспеченность больницы медицинским и хозяйственным оборудованием. Он систематически анализирует показатели деятельности больницы, финансово-экономическую деятельность стационара, контролирует правильность расходования материалов и медикаментов, отвечает за санитарное состояние больницы, за подбор и расстановку кадров и т. д.
Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за постановку и качество всей медицинской деятельности больницы; непосредственно руководит лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работой больницы, контролирует качество диагностики, лечение и уход за больными, проверяет эффективность лечебно-профилактических мероприятий, анализирует каждый случай смерти в стационаре и на дому; обеспечивает правильную организацию лечебного питания и лечебной физкультуры; организует консультативную помощь больным.
Если больница крупная (на 800 коек и более) и в ней не более 300 коек хирургического профиля, то обычно выделяют должность заместителя главного врача по хирургической помощи. В больших многопрофильных стационарах (от 1000 коек и более) часто выделяют и должность заместителя главного врача по терапевтической помощи.
Если в состав стационара входит поликлиника, то обязательно имеется и должность заместителя главного врача по поликлиники.
Заместитель главного врача по поликлинике непосредственно руководит работой поликлиники и организует поликлиническую помощь населению; разрабатывает план лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в поликлиники и обеспечивает их выполнение; руководит работой клинико-экспертной комиссии (КЭК), организует диспансерное наблюдение за установлёнными контингентами населения и осуществляет контроль за его качеством и эффективностью; систематически изучает заболеваемость населения района обслуживания.
Заместитель главного врача по административно-хозяйственной частируководит всей административно-хозяйственной деятельностью больницы, обеспечивает снабжение предметами хозяйственного оборудования и инвентарём, продуктами питания, топливом, горячей водой, освещением, организует питание больных, отопление, проведение ремонта, противопожарные меры, бельевое хозяйство, транспорт и др.
Учитывая возросшую значимость заместителя главного врача по АХЧ в последнее время, связанную с обеспечением жизнедеятельности стационара в сложных экономических условиях, в условиях перехода к рынку медицинских услуг, работы в системе обязательного медицинского страхования, постепенного внедрения и расширения объема деятельности по программам добровольного медицинского страхования, в ряде крупных больниц в штатах расписании эту должность называют директором больницы.
Работа больницы в новых экономических условиях, в условиях, когда, финансирование стационаров осуществляется из разных источников (местных и федеральных бюджет, средства ОМС, финансирования по программам добровольного медицинского страхования, платные услуги и т. д.), возникла необходимость введение в аппарат управления больницей должности заместителя главного врача по экономике. Значимость этой должности в системе управления будет возрастать.
Непосредственно главному врачу больницы подчиняется главный бухгалтер стационара. В штате управления крупным стационаром имеется заместитель главного врача по гражданской обороне (по спец. работе), в ряде стационаров- заместитель главного врача по кадрам (начальник отдела кадров). С1993 г. в большинстве крупных стационаров в штат управления больницей введена должность заместителя главного врача по обязательному медицинскому страхованию и экспертизе. В ведении зам. Главного врача по ОМС обычно имеется страховой отдел. В ряде стационаров страховой отдел непосредственно подчиняется главному врачу больницы. Основные функции экспертов страхового отдела заключается в анализе госпитализации по линии ОМС (обоснованность госпитализации, анализ краткосрочной госпитализации- до 5 сут., анализ всех случаев госпитализации «самотеком», т. е. без направления ЛПУ или скорой помощи; разбор всех летальных исходов госпитализации, учет и документальное оформление всех случаев госпитализации иногородних больных и т. д.). Важной функцией страхового отдела является разбор всех жалоб пациентов и работа с экспертами страховых компаний и ТФ ОМС. В ряде стационаров страховые отделы руководят работой по организации в стационаре платных договорных услуг населению.