И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. § 1. Цели и задачи органов и учреждений

§ 1. Цели и задачи органов и учреждений,

исполняющих наказания

При всем разнообразии учреждений и органов, исполняющих наказания, и процессов, в них происходящих, возможно определить их общие задачи. Из них можно вычленить цели и задачи, присущие только уголовно-исполнительной системе в общем и исправительным учреждениям в частности, исходя из законодательства, регулирующего процесс, основания, порядок и условия исполнения наказаний, в том числе и в виде лишения свободы.

Статья 43 УК РФ устанавливает, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

В процессе исполнения конкретных уголовных наказаний данные цели в определенной степени корректируются, что закреплено в ст. 1 УИК РФ, где речь идет об исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Важнейшая цель уголовно-исполнительных органов - исправление осужденных. Исправление осужденных - генеральная линия деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания; она проходит красной строкой через все уголовно-исполнительное законодательство. Эта линия определена также требованиями международных стандартов по обращению с осужденными и ее осуществление является главной задачей органов и учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 УИК РФ "исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения".

Степень исправления осужденного может быть различной, но из закона сейчас исключены такие понятия, как "встал на путь исправления", "твердо встал на путь исправления", "доказал свое исправление".

Например, применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79), замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80) Уголовный кодекс РФ связывает с убежденностью судьи в целесообразности таких решений, принимаемых с учетом личности и поведения осужденного. В ст. 78 УИК РФ изменение вида исправительного учреждения связывается с положительной характеристикой осужденного. Следовательно, речь идет об оценочных понятиях.

В УИК РФ имеются различные термины, устанавливающие степень исправления. Так, в ст. 116 УИК РФ приводится определение и раскрывается содержание понятия злостного нарушения режима.

Цель предупреждения преступлений (ст. 1 УИК РФ) достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания. Эта цель считается достигнутой в том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое преступление. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные категории - друг от друга, организуется охрана и надзор за поведением осужденных, изменяется их правовой статус, например вводится цензура корреспонденции, досмотры и обыски и т.д.

Наряду с этими ограничениями правового статуса осужденных органы и учреждения, исполняющие наказания, организуют и проводят целый комплекс оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступных проявлений среди осужденных.

Также специально-предупредительные меры строго дифференцируются в зависимости от поведения осужденного. Например, за осужденными - злостными нарушителями режима в местах лишения свободы устанавливается более строгий надзор, особенно если они переведены на строгие условия содержания или отбывают дисциплинарное наказание в виде водворения в штрафной (дисциплинарный) изолятор, карцер, помещение камерного типа или в единые помещения камерного типа.

Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной адаптации и реабилитации, контроля и надзора, направленных на недопущение совершения этими лицами новых преступлений.

Общепредупредительные цели решаются органами и учреждениями, исполняющими наказания, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, склонных к совершению преступлений. Но здесь так называемый механизм выявления и определения степени эффективности общепредупредительной работы в отношении иных граждан практически не существует, и научные рекомендации в этом отношении пока несовершенны. В нынешних, новых условиях жизни общества данный механизм требует иной методологии и деятельности правоохранительных органов.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство, определяя задачи исполнения уголовных наказаний, возлагает их реализацию на органы и учреждения, исполняющие наказания.

§ 2. Уголовно-исполнительная система

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, как и составляющие их элементы, относятся к социальным системам.

Уголовно-исполнительная система (УИС) является таким социальным институтом, который играет особую роль в системе социального контроля, а следовательно, представляет собой важнейший компонент системы социальной организации в целом. С точки зрения внутренней организации УИС выступает как многофункциональная организация, обеспечивающая реализацию не только собственной целевой функции, но и функции адаптационной и интеграционной.

Можно выделить следующие элементы формальной организации УИС:

1) совокупность различного рода регуляторов;

2) структура формальной организации как совокупность устойчивых отношений;

3) разделение труда, возникающее как результат необходимой в современном обществе глубокой специализации;

4) система коммуникации.

Формальная организация УИС воспроизводит в основном характеристики социальной организации общества в целом, является ее прямым продолжением. В этом смысле все попытки проведения более или менее последовательных реформ УИС без наличия макросоциальных предпосылок обречены на неудачу.

Уголовно-исполнительная система, как и любая социальная система, должна отвечать признакам системности и состоять из связей субъектов управления, управляемых объектов, прямых информационно управляемых связей, обратных связей, командной информации, осведомительской информации, принятия и корректировки решений. Она представляет собой социальную, многокомпонентную, полифункциональную, многоуровневую систему и сосредоточена в Министерстве юстиции РФ.

Как социальная система УИС испытывает разнообразные внешние и внутренние воздействия, как положительные (организующие), так и отрицательные (дезорганизующие).

Центральным органом управления УИС является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ, функционирующая на правах самостоятельного подразделения.

Во всех федеральных округах созданы управления при ФСИН России.

Территориальными органами являются управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) субъектов РФ, которым непосредственно подчиняются органы и учреждения УИС.

В настоящее время в рассматриваемой системе функционируют 765 исправительных колоний общего, строгого, особого режимов, 154 колонии-поселения, 62 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 9 тюрем, 193 следственных изолятора для подозреваемых и обвиняемых и 2103 уголовно-исполнительных инспекции.

В УИС входят также предприятия, учреждении и организации, специально созданные для обеспечения ее деятельности.

Исправительные центры и арестные дома пока не созданы.

Подготовка кадров для УИС осуществляется в пяти высших учебных заведениях (с семью филиалами), в том числе в Академии права и управления Министерства юстиции РФ, в двух юридических колледжах, в одной средней специальной школе, в составе ее также имеется научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий.

Федеральная служба исполнения наказаний имеет объединенную редакцию, издающую журналы "Преступление и наказание" и "Ведомости УИС", газету "Казенный дом".

В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, обязаны:

1) обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства;

2) создать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории;

3) обеспечить привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное обучение;

4) обеспечивать охрану здоровья осужденным;

5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

Наряду с этим ст. 14 названного Закона закрепляет за органами, исполняющими наказание, следующие права:

1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах уголовно-исполнительной системы;

2) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях;

4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

5) производить досмотр, обыск осужденных и других лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений и на прилегающих к ним территориях, а также изымать документы и запрещенные вещи;

6) осуществлять регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование;

7) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

8) проводить медицинские освидетельствования осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование заключенных;

9) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;

10) производить уголовно-процессуальные действия;

11) применять физическую силу, специальные средства и оружие;

12) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к исправительному учреждению территориях, не допускать на эти территории граждан или обязывать их там остаться или покинуть эти территории;

13) вводить режим особых условий;

14) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и по возможности - специальности;

15) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом;

16) принимать во владение и пользование от учреждений, предприятий и организаций любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства, имущество;

17) обращаться в суды за защитой своих законных прав и интересов.

Права и обязанности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, реализуются сотрудниками этих учреждений в пределах их должностной компетенции.

§ 3. Виды органов и учреждений, исполняющих наказания

Исполнение назначенных судом уголовных наказаний и реализация государственного принуждения в отношении осужденных требуют постоянного контроля со стороны государства в лице его органов и учреждений, исполняющих наказания. Поэтому исполнение уголовных наказаний является прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные органы и учреждения, объединенные в стройную систему управления ими со стороны центральных и территориальных органов.

Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.

Наказание в виде штрафа исполняется приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется:

а) уголовно-исполнительной инспекцией;

б) исправительным центром;

в) дисциплинарной воинской частью;

г) исправительными учреждениями.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организаций, учреждений, в которых работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор. А требования приговора суда исполняются соответствующими должностными лицами или органом, который присвоил звание, классный чин или наградил государственной наградой.

Наказания в отношении военнослужащих исполняются:

а) содержание в дисциплинарной воинской части - в соответствующей воинской части;

б) арест - на гауптвахте;

в) ограничение по военной службе - командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные служащие.

Условно осужденные военнослужащие находятся под контролем командования воинской части.

Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:

а) ограничение свободы - исправительными центрами;

б) арест - арестными домами;

в) лишение свободы - исправительными учреждениями.

Осужденные к лишению свободы могут отбывать наказание в лечебных исправительных учреждения.

В следственных изоляторах и тюрьмах могут отбывать наказания осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Смертная казнь исполняется в специальных учреждениях уголовно-исполнительной системы (специальных СИЗО и тюрьмах).

Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры осуществляют применение к осужденным принудительных и обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 97 УК РФ и ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение о принудительном лечении. Такое решение обязана исполнять администрация указанных выше учреждений во время отбывания осужденными наказания.

Обязательное медицинское лечение применяется также по решению суда в отношении осужденных, больных токсикоманией, ВИЧ-инфицированных, осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения от венерического заболевания.

Из вышеизложенного следует, что уголовным и уголовно-исполнительным законодательством сфера назначения и исполнения уголовных наказаний в основном возложена на специальные государственные органы и учреждения, причем в рамках уголовно-исполнительного законодательства четко разграничены функции исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и наказаний в виде лишения свободы по приговору суда, возложив последнюю функцию на администрацию исправительных учреждений.

§ 4. Контроль за деятельностью исправительных учреждений

и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности.

Государственный контроль за деятельностью этих учреждений и органов осуществляют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Органы государственной власти и управления - мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры - обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения. Они имеют право осуществлять проверки-посещения исправительных учреждений, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.

Судебный контроль - одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, об изменении вида исправительного учреждения.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.

Ведомственный контроль установлен за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Формы ведомственного контроля разнообразны. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки, проверки отдельных направлений работы учреждений и органов, исполняющих наказания, проверки деятельности их служб и частей, проверки фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям, проверки плановой и отчетной документации, различных донесений, обращений, информационных справок и т.п.

Проводится и личный контроль со стороны руководителей органов управления различного уровня.

В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления государственного контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд должностных лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

К числу таких лиц относятся:

1) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;

2) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

3) должностные лица вышестоящих органов;

4) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.

Должностные лица, имеющие право на посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, могут встречаться с осужденными и сотрудниками названных организаций, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами в пределах, предусмотренных законом. При посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, названные должностные лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.

Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия самих осужденных, оформленного в письменной форме.

Кино-, фото- и видеосъемка объектов уголовно-исполнительной системы осуществляются с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

§ 5. Прокурорский надзор за исполнением законов

администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.

Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:

1) лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;

2) обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;

3) содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;

4) соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;

5) своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.

Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

1) посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;

3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;

4) знакомиться с оперативными материалами;

5) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц;

6) опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления, причем действие опротестованного акта приостанавливается до рассмотрения протеста;

7) прокурор вправе своим постановлением отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

8) прокурор вправе и обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (ст. 33, 34 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат незамедлительному обязательному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказания, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления - возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.

Наши рекомендации