Построить модель парной регрессии с наиболее информативным фактором; дать экономическую интерпретацию коэффициента регрессии
Для построения парной линейной модели используем программу РЕГРЕССИЯ (Данные / Анализ данных). В качестве «входного интервала Х» покажем значения фактора Х1.
Результаты вычислений представлены в таблицах:
ВЫВОД ИТОГОВ | |||||||||
Регрессионная статистика | |||||||||
Множественный R | 0,910987272 | ||||||||
R-квадрат | 0,82989781 | ||||||||
Нормированный R-квадрат | 0,815722627 | ||||||||
Стандартная ошибка | 2,221570556 | ||||||||
Наблюдения | |||||||||
Дисперсионный анализ | |||||||||
df | SS | MS | F | Значимость F | |||||
Регрессия | 288,9456626 | 288,9456626 | 58,54583 | 5,91E-06 | |||||
Остаток | 59,22450883 | 4,935375735 | |||||||
Итого | 348,1701714 | ||||||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t - статистика | P-зна-чение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | -3,709033 | 2,513834 | -1,47544 | 0,16584 | -9,1862 | 1,76814 |
X | 0,840183 | 0,109806 | 7,65152 | 5,91E-06 | 0,60093 | 1,07942 |
ВЫВОД ОСТАТКА | |||
Наблюдение | Предсказанное Y | Остатки | |
8,045121 | 0,284879 | ||
12,296445 | -1,896445 | ||
10,876537 | -0,276537 | ||
17,295531 | -0,715531 | ||
17,673614 | 3,266386 | ||
23,017175 | -3,887175 | ||
15,220280 | -1,340280 | ||
9,935532 | -1,135532 | ||
10,187587 | 3,702413 | ||
12,288043 | -1,258043 | ||
15,287495 | -0,407495 | ||
19,446399 | 0,983601 | ||
15,203477 | -0,403477 | ||
22,966764 | 3,083236 |
Коэффициенты модели содержатся в третьей таблице итогов РЕГРЕССИИ (столбец Коэффициенты).
Таким образом, модель парной регрессии (модель 1) построена, ее уравнение имеет вид
.
Коэффициент регрессии , следовательно, при увеличении цены нового автомобиля (Х1) на 1 тыс.у.е. цена реализации (Y) увеличивается в среднем на 0,84 тыс.у.е.
Свободный член в данном уравнении не имеет реального смысла.
3. Оценить качество модели с помощью средней относительной ошибки аппроксимации, коэффициента детерминации и F – критерия Фишера (принять уровень значимости α=0,05).
Для вычисления средней относительной ошибки аппроксимации рассмотрим остатки модели , содержащиеся в столбце Остатки итогов программы РЕГРЕССИЯ (таблица «Вывод остатка»). Дополним таблицу столбцом относительных погрешностей, которые вычислим по формуле с помощью функции ABS.
ВЫВОД ОСТАТКА | |||
Наблюдение | Предсказанное Y | Остатки | Отн. погр-ти |
8,045121 | 0,284879 | 3,419912 | |
12,296445 | -1,896445 | 18,235049 | |
… | … | … | … |
15,203477 | -0,403477 | 2,726195 | |
22,966764 | 3,083236 | 11,835840 |
По столбцу относительных погрешностей найдем среднее значение (функция СРЗНАЧ).
Оценим точность построенной модели в соответствии со схемой:
– модель (1) имеет удовлетворительную точность.
Коэффициент детерминации R-квадрат определен программой РЕГРЕССИЯ (таблица «Регрессионная статистика») и составляет
Таким образом, вариация (изменение) цены реализации Y на 82,99% объясняется по уравнению модели вариацией цены нового автомобиля Х1.
Проверим значимость полученного уравнения с помощью F – критерия Фишера.
F – статистика определена программой РЕГРЕССИЯ (таблица «Дисперсионный анализ») и составляет F = 58,55.
Критическое значение Fкр= 4,75 найдено для уровня значимости a=5% и чисел степеней свободы k1=1, k2=12 (Приложение 2 или функция FРАСПОБР).
Схема проверки:
Сравнение показывает: F = 58,55 > Fкр = 4,75; следовательно, уравнение модели является значимым, его использование целесообразно, зависимая переменная Y достаточно хорошо описывается включенной в модель факторной переменной Х1.
4. С доверительной вероятностью γ=90% осуществить прогнозирование среднего значения показателя Y в предположении, что прогнозное значение фактора Х увеличится на 20% от его среднего значения. Представить графически фактические и модельные значения Y, результаты прогнозирования.
Согласно условию задачи прогнозное значение факторной переменной Х1 составляет . Рассчитаем по уравнению модели прогнозное значение показателя Y:
.
Таким образом, если цена нового автомобиля увеличится на 20% от среднего значения и составит 26,69 тыс.у.е., то ожидаемая цена реализации будет около 18,72 тыс.у.е.
Зададим доверительную вероятность и построим доверительный прогнозный интервал для среднего значения Y.
Для этого нужно рассчитать стандартную ошибку прогнозирования для среднего значения результирующего признака
.
Предварительно подготовим:
- стандартную ошибку модели (таблица «Регрессионная статистика» итогов РЕГРЕССИИ);
- по столбцу исходных данных Х1 найдем среднее значение (функция СРЗНАЧ) и определим (функция КВАДРОТКЛ);
- (Приложение 1 или функция СТЬЮДРАСПОБР).
Следовательно, стандартная ошибка прогнозирования для среднего значения составляет
.
Размах доверительного интервала для среднего значения
.
Границами прогнозного интервала будут
;
.
Таким образом, с надежностью 90% можно утверждать, что если цена нового автомобиля увеличится на 20% от среднего значения и составит 26,69 тыс.у.е., то ожидаемая средняя цена реализации будет от 17,35 тыс.у.е. до 20,09 тыс.у.е.
Для построения чертежа используем Мастер диаграмм (точечная) – покажем исходные данные (поле корреляции).
Затем с помощью опции Добавить линию тренда… построим линию модели:
тип → линейная; параметры → показывать уравнение на диаграмме.
Покажем на графике результаты прогнозирования. Для этого в опции Исходные данные добавим ряды:
Имя → прогноз; значения Х → х*; значения Y → у*;
Имя → нижняя граница; значения Х → х*; значения Y → Uнижн;
Имя → верхняя граница; значения Х → х*; значения Y → Uверх.