Как правильно относиться к негативной истории ИСККОН / сознания Кришны? критике

Гуру-парампара в ИСККОН, история ИСККОН, положение Шрилы Прабхупады

Компиляция из дискуссий и статей в ВК

Шрила Прабхупада, другие ачарьи нашей парампары, Господь Чайтанья и ведическая литература фактически неуязвимы для критики сектоборцев и других недоброжелателей. Поэтому, по большому счету, Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) также является трудной мишенью для серьезной критики. Однако у ИСККОН есть уязвимое место, на котором могут недобросовестно спекулировать или же справедливо указывать на проблемы. Эта «ахиллесова пята» – отклонения, которые появлялись в истории ИСККОН или могут появиться, от указаний и наставлений Шрилы Прабхупады, основателя, ачарьи и высшего авторитета во всех вопросах ИСККОН, от наставлений, в которых отражена гаудия-вайшнавская сиддханта и воля Господа Чайтаньи. Преданные вынуждены сталкиваться с вопросом о том, как правильно относиться к «негативной» стороне истории ИСККОН, в чем основные проблемы, каков выход из них. Не зная данной темы, можно легко поддаться заблуждениям, пропаганде сектоборцев, которые нередко приписывают проблемы, связанными с отклонениями от наставлений Шрилы Прабхупады, самому Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье, Господу Кришне и тем самым потенциально могут подорвать веру преданных в процесс бхакти-йоги и вообще веру в Бога. На форуме Кришна.ру 15.06.2014 был задан вопрос:

Как правильно относиться к негативной истории ИСККОН / сознания Кришны? критике

Харе Кришна, у меня такой непростой вопрос: как относиться к истории ИСККОН и Харе Кришна (сознания Кришны вообще)? Меня особо интересует - какая должна быть правильная точка зрения на все события в ИСККОН, которые со стороны портят репутацию ИСККОН или даже Кришны.

http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=11141

Ответ на вопрос спустя год (по состоянию на 07.08.2015) не опубликован. Эта тема часто вызывает затруднения. Поэтому в данной статье будет рассмотрен один из основных аспектов «негативной» истории ИСККОН, который подвержен серьезной критике, а именно тема, связанная с наставлениями Шрилы Прабхупады о гуру, с соответствующим аспектом истории ИСККОН, с положением Шрилы Прабхупады в ИСККОН, а также рассмотрена история нашей парампары и проанализированы понятия гуру-таттвы, такие как шикша, дикша, инициирующий и наставляющий гуру.

Иногда звучат не совсем корректные утверждения, другая крайность по сравнению с пропагандой «сектоведов», а именно что проблемы ИСККОН остались в прошлом, в 1980-х годах, что были проведены реформы, однако на самом деле это не совсем так. Нужно хорошо знать данный аспект истории ИСККОН, чтобы понимать, что на самом деле происходило и происходит, и быть защищенным от различных искажений на данную тему. Необходимо честно разобраться в этом вопросе на основе наставлений Шрилы Прабхупады, так же как Арджуна честно высказал свои сомнения Господу Кришне и потом честно принял Его наставления.

Итак, факты таковы, что процесс введения в ИСККОН системы множества дикша-гуру после физического ухода Шрилы Прабхупады можно условно разделить на два этапа. В 1978 году по итогам двух официальных консультаций (которые действительно не доказаны как имевшие разрешение или указание со стороны Шрилы Прабхупады на такой шаг) делегации руководящего органа ИСККОН, совета GBC, с Б. Р. Шридхарой Махараджей, духовным братом Шрилы Прабхупады, была создана система "зональных ачарьев". Вот как начались эти консульитации в марте 1978 г.:

Д. Махараджа: Мы хотели бы получить Ваши советы относительно некоторых моментов, некоторых деталей того, как эти инициирующие духовные учителя должны решать некоторые вопросы. Можем ли мы задать Вам вопросы?

Шридхара Махараджа: Да, вы можете спрашивать.
(Беседа GBC с Шридхарой Махараджей, март 1978 г.)

В стенограмме беседы не упоминается о том, что Шридхаре Махарадже показали содержание письма от 9 июля 1977 г., подписанного Шрилой Прабхупадой, о назначении первоначального списка риттиков (ритвиков) Шрилы Прабхупады, но Шридхаре Махарадже было сказано, что «для инициирования и продолжения сампрадаи» Шрила Прабхупада назначил одиннадцать ритвиков, которые после его физического ухода должны стать «инициирующими духовными учителями», и у него стали спрашивать о разных аспектах будущей системы гуру в ИСККОН (см. текст бесед: http://www.gosai.com/chaitanya/gbc/78_ssm_gbc.html). По итогам этих консультаций была создана система зональных ачарьев, обоснованная публикацией GBC 1978 г. "Исполнение желания Шрилы Прабхупады о продолжении ученической преемственности" – публикация, подготовленная GBC (в консультации с высшими авторитетами)" (http://gosai.com/writings/the-process-for-carrying-out-srila-prabhupadas-desires-for-future-initiations), в которой в значительной степени отражены наставления, которые дал Б. Р. Шридхара Махараджа. Данный эпизод показывает, что появившаяся в то время система множества гуру в ИСККОН действительно была создана не на основе указаний Шрилы Прабхупады, поскольку таких указаний Шрила Прабхупада не дал.

Таким образом, после ухода Шрилы Прабхупады действие системы ритвиков было приостановлено. На первой Гаура-Пурниме после физического ухода Шрилы Прабхупады (в 1978 г.) на самом деле не было представлено каких-либо доказательств того, что Шрила Прабхупада уполномочил кого-либо из своих учеников (в том числе одиннадцать ритвиков) занять положение дикша-гуру в ИСККОН после его ухода (например, этих доказательств нет в публикации, упомянутой выше). В то время еще не было опубликовано множество аудиозаписей бесед со Шрилой Прабхупадой, многие документы и директивы Шрилы Прабхупады, письма Шрилы Прабхупады также еще не были изданы и не были широко известны преданным в ИСККОН. Фактически, было просто объявлено, что одиннадцать старших учеников, назначенных исполнять обязанности ритвиков, были избраны Шрилой Прабхупадой стать после его ухода полноправными гуру ИСККОН, заменив таким образом в этом положении Шрилу Прабхупаду. Однако выяснилось, что наставления Шрилы Прабхупады были иными. Вот что говорят старшие ученики Шрилы Прабхупады о тех событиях:

Мина деви даси: "Шрила Прабхупада покинул наше материальное восприятие в 1977 году. Я услышала о его уходе от одного хиппи в Вашингтонском национальном аэропорту. Когда я открыла "Шримад-Бхагаватам", этот парень увидел фотографию Шрилы Прабхупады, и сообщил мне эту весть. Он только что приехал из Нью-Вриндавана. Там все обезумели от горя.

Вернувшись в храм, который теперь располагался в Потамаке, я увидела страшно расстроенных преданных. Никто не знал, что теперь делать. Мы совершенно растерялись. Мы ждали указаний от руководства. Сообщение пришло: теперь будут новые ачарьи (гуру). Сатсварупа Махараджа должен быть гуру в Вашингтоне, Балтиморе и Гита-Нагари (община в Пенсильвании). Для других зон были другие ачарьи. Все должны продолжать служить как обычно.

Вот как это было. Шрила Прабхупада ушел. Атмосфера наполнилась идеей, что он воспитал учеников, некоторые из которых теперь стали гуру".

("Шрила Прабхупада – моя надежда, моя жизнь и душа", журнал "Обратно к Прабхупаде", номер 21, осень 2008 г., Мина деви даси, Теннеси, США http://www.iskconirm.com/ru/btp21_mdd_ru.html)

Говинда даси: "Второй вопрос: приняли ли ученики Прабхупады одиннадцать зональных ачарьев? Большинство из них не приняли. Следует отметить, что в то время, когда Шрила Прабхупада ушел, было понимание, что инициации продолжатся без перерыва в точности так, как они проводились уже несколько лет. Это было общим пониманием.

Несомненно, Шрила Прабхупада ввел много уникальных и "неортодоксальных" систем для своей проповеднической работы, и никому из нас даже не приходило в голову ставить под сомнение то, что он делает и как он это делает. Так что эта система инициаций [через представителей Шрилы Прабхупады] уже практиковалась некоторое время, еще с 1970 года, и у нас было понимание, что она продолжится.

Большие перемены наступили лишь во время заседания в Майяпуре – несколько месяцев спустя после ухода Прабхупады. Вот когда всё изменилось.

Интересно, как я услышала об этом. Я была в парке, когда мы проводили киртан примерно в день Гаур Пурнимы, спустя несколько месяцев после ухода Шрилы Прабхупады. Один из моих друзей и духовных братьев подошел ко мне и сказал: "Говинда даси, ты слышала, что они делают в Майяпуре? Они проводят заседания, собираются объявить себя зональными гуру, принимать поклонение на вьясасанах и тому подобное". Я была шокирована. <…> Что касается моего личного опыта: верила ли я когда-нибудь, хоть на секунду, что он назначил тех одиннадцать [ачарьями-преемниками]? НЕТ. Не верила ни секунды. И слова Бхагаджи лишь подтвердили эту истину. Бхагаджи был там вместе со Шрилой Прабхупадой, он всё видел и слышал. Он сказал мне: "Прабхупада никогда никого не назначал. Они попросту сделали это сами, вот и всё".

("Говинда даси (АЧБСП) об истории ИСККОН после 1977 года", http://www.prabhupadanugas.eu/?p=11368)

1 декабря 1998 года

"Шрила Прабхупада ввел в обращение слово "ритвик"

Вспоминает слышавший это Пита дас

Харе Кришна! Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны у стоп всех собравшихся вайшнавов – преданных Господа, которые подобны деревьям, исполняющим желания каждого. Слава Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Шриле Прабхупаде. Это факт, что Шрила Прабхупада очень ясно говорил о том, как новые преданные, которые придут в его движение, должны приниматься после его ухода. Слово "ритвик" я впервые услышал из Лотосных уст Шрилы Прабхупады, и Его Божественная Милость произносил это слово много раз в течение последних двух недель во Вриндабане. Я отчетливо помню это, потому что тогда я не знал, что такое ритвик.

Шрила Прабхупада называл это ритвик-ачарьей, прозрачной средой для предыдущего ачарьи. Таково положение, которое Его Божественная Милость дал этим одиннадцати ученикам, которые, как он говорил, пожертвовали больше других в служении ему для основания ИСККОН. Шрила Прабхупада много раз говорил о том, как этим преданным следует продолжать миссию ИСККОН после его ухода. Много раз я слышал, как он говорил: "Это ясно? Вы поняли? – Да, Шрила Прабхупада, всё ясно, – отвечал Тамала Кришна Госвами. – Нет никаких вопросов, Шрила Прабхупада, вы всё сделали очень ясным". В то время всё это записывалось на магнитофон, и множество преданных слышали это.

Что же случилось со всеми этими пленками? Тогда за них отвечал секретарь Шрилы Прабхупады. В 1978 году в его министерстве аудиозаписей я видел огромное количество пленок, относившихся к тому периоду [концу 1977 года]. Это факт, и он хорошо знает это, что бы он ни говорил сейчас. <...> Но тогда, спустя шесть месяцев после Махасамадхи Шрилы Прабхупады, они называли себя не ритвик-ачарьями, а гуру с большими вьясасанами. Бхагавану омывали ноги молоком. Некоторые его духовные братья говорили, что мы записываем каждое слово, которое произносит Бхагаван, и поэтому не совершим ошибок, которые совершили в присутствии Шрилы Прабхупады. Бхагаван спросил меня в апреле 1978 года: "Тебе нравятся храмы, которые я унаследовал?" Это произошло, когда меня отправили в Южную Европу собирать средства для библиотечной группы ББТ Индии. Что они сделали и делают до сих пор вот уже почти 22 года, так это сами себе дают положение, на котором неспособны удержаться".

(Полная версия статьи на английском языке: http://www.vnn.org/world/WD9812/WD01-2597.html)

Из интервью со старшим учеником Шрилы Прабхупады Гурукрипой прабху, который в 1970-е годы был членом GBC и участвовал в том собрании GBC в 1978 г.: «Не было НИКАКИХ РАЗГОВОРОВ об инициациях в эти месяцы [после ухода Шрилы Прабхупады и до Гаура Пурнимы 1978 года]. Я ничего такого не слышал ни во Вриндаване, ни в Майяпуре. Если бы Шрила Прабхупада назначил этих одиннадцать человек в качестве духовных учителей, почему они не начали инициировать сразу после его ухода? Потому что все они прекрасно знали, что их никогда не назначали в этом качестве! <...> На заседании GBC 1978 года был поднят вопрос об инициациях, и было видно, что они уже решили, что продолжат свой замысел и объявят о том, что их назначили гуру».
(Интервью с Гурукрипой дасом об истории ИСККОН http://krishna.org/gurukrpa-speaks-on-iskcon-history/)

Текст соответствующей резолюции GBC:

«16. Ежегодно во время Гаура-Пурнимы GBC будет рассматривать вопрос о назначении новых духовных учителей, которые будут избираться путем подачи 3/4 голосов. Однако в течение 1978 года никаких духовных учителей, кроме одиннадцати, избранных Шрилой Прабхупадой, назначаться не будет».
(Резолюция GBC № 16, 19 марта 1978 года)

Это утверждение об избрании Шрилой Прабхупадой духовных учителей никогда не было доказано, и впоследствии звучали признания в том, что подобные утверждения были ошибочными:

"На самом деле Прабхупада никогда не назначал никаких гуру. Он назначил одиннадцать ритвиков. Он никогда не назначал их гуру. <...> Я объясню, что произошло в действительности. Я уже объяснял это, но интерпретация была ложной. Вот что произошло на самом деле: Шрила Прабхупада однажды упомянул, что он, возможно, назначит несколько человек действовать в качестве ритвиков, поэтому члены GBC решили встретиться и спросить лично у Прабхупады. Нас было пятеро или шестеро [имеется в виду встреча, состоявшаяся 28 мая 1977 года – прим. ред.]. Мы спросили его: "Шрила Прабхупада, после Вашего ухода, если мы будем принимать учеников, они будут Вашими или нашими учениками?" К тому времени накопился список имен людей, ожидавших инициации. Он был огромен. Я сказал: "Шрила Прабхупада, Вы однажды упомянули о ритвиках. Я не знаю, что делать, мы не хотели тревожить Вас, но накопились письма сотен ожидающих посвящения. Я пока не отвечаю им. Я не знаю, как Вы хотите поступить". Шрила Прабхупада сказал: "Хорошо, я назначу столько…", – и он начал перечислять имена [имеется в виду беседа, состоявшаяся 7 июля 1977 года – прим. ред.]. Он ясно определил, что все они будут его учениками. В тот момент мне было совершенно ясно, что все, кого будут принимать ритвики, – ученики Шрилы Прабхупады. Позже я задал ему два вопроса: "Как насчет Брахмананды Свами?" Я спросил его об этом, потому что сам лично симпатизировал Брахмананде. <...> Шрила Прабхупада ответил: "Нет, пока он не обладает должной квалификацией". Перед тем, как я собирался напечатать это письмо [имеется в виду директива "Всем членам GBC и президентам храмов" от 9 июля 1977 года – прим. ред.], я спросил: "Шрила Прабхупада, это все, или Вы хотите добавить кого-то еще?" Он ответил: "По мере необходимости могут быть добавлены другие". Сейчас я понимаю, что он сделал совершенно ясную вещь. Он был неспособен физически исполнять роль инициирующего гуру, поэтому он назначил официальных священнослужителей, чтобы они инициировали от его имени. Он назначил одиннадцать и предельно ясно дал мне понять, что те, кто находится ближе всего, могут инициировать. <...> И все они в силу различных обстоятельств были разбросаны по всему миру. Поэтому он сказал: "Обращайтесь к ближайшему, и он возьмет вас на учет. А потом, от моего имени, он даст вам инициацию". И не ставится вопрос, готов ли ты возложить веру на этого человека, – ничего подобного. Верить надо в того, кого ты принимаешь своим гуру. "Чтобы управлять этим Движением, – сказал Прабхупада, – я создал GBC. Кроме того, чтобы люди в будущем могли присоединяться к нашему Движению и получать инициацию, мне необходимо назначить несколько священнослужителей. Они будут помогать мне, потому что я физически не могу принимать всех сам". Вот как все это было, и не более того. <...> Я могу определенно сказать за себя, и я смиренно прошу за это прощения, поскольку в моих действиях присутствовало желание контролировать других, но такова природа обусловленной души, получившей высшую степень возможностей: "Гуру, о чудесно! Итак, я гуру и нас всего одиннадцать". <...> Я думаю, что GBC должен признать этот факт, он должен осознать эту ошибку. Вы не можете показать мне ничего такого на аудиозаписи или в письменном виде, где Прабхупада сказал бы: "Я назначаю этих одиннадцать гуру". Такого свидетельства не существует, потому что он никогда не назначал никаких гуру. Это миф".

(Тамала Кришна Госвами, аудиозапись дискуссии в Топанга Каньоне после отстранения Тамала Кришны Госвами с поста зонального ачарьи в ИСККОН, 03.12.1980)

"Приведенное ниже письмо, написанное моему другу, наиболее корректно выражает мои искренние сожаления. Я публикую его здесь в скромной попытке обратиться ко всем преданным во всем мире с искренней и смиренной просьбой простить меня. – Хамсадута дас (один из 11 ритвиков / впоследствии зональных ачарьев)
Хотя сейчас я способен трезво смотреть на вещи в смиренном настроении, мне потребовалось для этого больше десяти лет мучительных духовных поисков и раскаяния, чтобы осознать мою проблему – проблему, которая тебе и многим другим искренним ученикам Прабхупады была очевидна с того момента (и даже раньше), когда Прабхупада покинул этот смертный мир в 1977 году. Охваченный лихорадкой пратиштхи (желания славы и почестей), одержимый амбициями стать гуру, короче говоря быть господином и хозяином преданных, я впоследствии стал полностью глух к указанию Шрилы Прабхупады, которое он ясно выразил в своем письме членам GBC и президентам храмов от 9 июля 1977 года. В том письме он назвал 11 преданных и дал ясно понять, что они должны действовать в качестве его ритвиков (представителей) для инициирования новых преданных от имени основателя и ачарьи А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Прабхупада никогда после этого не издавал никакой другой директивы, бюллетеня или какого-либо другого письменного документа, указывающего, что его ученики должны становиться ачарьями или гуру каким бы то ни было способом. Его письмо от 9 июля 1977 года, назначающее 11 старших учеников ритвиками-представителями, является единственным указом, который Прабхупада издал незадолго (за 4 месяца) до своего ухода в ноябре того же 1977 года. <...> Мой вывод прост: после ухода Шрилы Прабхупады старшие ученики должны были продолжать делать то, что они уже делали годами еще во время присутствия Прабхупады, а именно действовать как смиренные слуги Шрилы Прабхупады в отношении инициаций. Они были ритвиками в то время, когда он присутствовал, и должны были оставаться ритвиками после его ухода"

(Хамсадута дас, журнал "Прабхупада, его движение и вы").

Официальные извинения, опубликованные в журнале "Обратно к Богу":

"Под влиянием майи, иллюзии, вскоре появилась другая идея – что Шрила Прабхупада назначил одиннадцать "чистых преданных" действовать в качестве единственных гуру после него... Эта система зональных гуру практиковалась в ИСККОН около десяти лет, пока её ложность не стала очевидной... В 1986 году Руководящий совет ИСККОН официально отменил эту систему. Сатсварупа дас Госвами, главный редактор журнала в те годы, вместе со мной приносит извинения нашим читателям за согласие с ошибкой "зональных гуру". Особенно мы приносим свои искренние извинения за то, что внесли вклад в страдания и несправедливость, пережитые преданными в то время, когда ИСККОН отклонялся от наставлений Шрилы Прабхупады".

("Извинение", "Обратно к Богу", номер 25-01, 1991 г.)

В рамках системы "зональных ачарьев" все члены и сторонники ИСККОН были обязаны получать инициацию у того гуру, в ведении которого находилась данная зона. Одиннадцатью зональными ачарьями стали те, кого Шрила Прабхупада назначил в 1977 в качестве ритвиков, в обязанности которых входила помощь в проведении церемоний инициации в ученики Шрилы Прабхупады. Прекращение ими исполнения этих обязанностей и занятие положение ачарьев не имеет доказательств в виде задокументированных указаний Шрилы Прабхупады. Вскоре "зональные ачарьи" стали испытывать трудности и покидать свои посты при весьма скандальных обстоятельствах, что спровоцировало кризис в ИСККОН. В 1985 г. Равиндра Сварупа прабху, ныне гуру ИСККОН, так сформулировал проблему, связанную с введением новой системы гуру ИСККОН:

"Положение инициирующего гуру, официально закрепленное в ИСККОН, противоречит желанию Шрилы Прабхупады и несовместимо с его планами относительно ИСККОН. Собравшиеся преданные согласились с тем, что это отклонение от указания Шрилы Прабхупады лежит в основе наиболее сложных и закоренелых проблем ИСККОН" (Равиндра Сварупа дас, "По моему приказу: размышления о гуру в ИСККОН", 17 августа 1985 г.).

Позднее он написал:

"В мае 1980 года совет GBC был вынужден провести "внеочередное всеобщее собрание" в Лос-Анджелесе, чтобы отреагировать на сомнительное поведение Хамсадуты Свами (злоупотребление властью, наркотики, секс, криминал), Джаятиртхи Свами (ЛСД, как выяснилось позже) и Тамала Кришны Госвами (проявление чрезвычайной автократии). Однако всего три месяца спустя наложения санкций на этих гуру GBC опубликовал философскую статью, в которой защищалось мнение о том, что нынешних гуру ИСККОН следует считать маха-бхагаватами. В любом случае, к 1981 году члены GBC были вынуждены лишить Хамсадуту положения гуру, а в 1982 году это было сделано с Джаятиртхой. К тому времени многие старшие преданные стали думать, что падения и нарушения со стороны гуру не прекратятся и что GBC не способен их контролировать. Это растущее беспокойство, наконец, нашло официальное выражение на очередном собрании президентов храмов и санньяси Северной Америки в сентябре 1984 года. 94% членов собрания, имевших право голоса, согласились с тем, что "есть основополагающие и требующие решения проблемы с существующим институтом гуру в ИСККОН" (Равиндра Сварупа дас, "Столпы успеха: принципы и практика реформ в ИСККОН").

Уход одного за другим зональных ачарьев оставил большие географические зоны без инициирующих гуру, что усилило кризис:

"В результате истинное положение Прабхупады оказалось сокрытым... из-за этой системы в 1981 году мы впервые столкнулись с кризисом. Главным кризисом было то, что гуру начали испытывать духовные трудности. Из одиннадцати гуру шесть пали один за другим, что вызвало в нашем обществе масштабную катастрофу".

(Бхакти Чару Свами, встреча с учеником, 19.05.2003, РАМНО Text 6829041).

Однако проведенные в 1985-87 гг. реформы почти не изменили ситуацию, поскольку не восстановили неправомочно отмененную систему инициаций от имени Шрилы Прабхупады через ритвиков – единственную уполномоченную Шрилой Прабхупадой систему посвящений, в окончательном виде введенную им в 1977 году для всего ИСККОН на будущее, в том числе на период после его физического ухода (о чем есть ясное упоминание в беседе с делегацией GBC 28 мая 1977 года). Однако, по словам гуру ИСККОН Бхакти Чару Свами, новая система, появившаяся в результате реформ середины 1980-х годов, стала не более чем "смягчением первоначальной системы [зональных ачарьев] и продолжением в том же духе":

"Например, как в 1987 году. Хотя мы провели реформу после того, как пало столько гуру, мы сформировали комитет из 50 человек и провели реформу. Но на самом деле, по крайней мере, я так считаю, никакой настоящей реформы не было. Это было что-то вроде смягчения первоначальной системы и продолжения в том же духе. Всё, что мы сделали, так это назначили ещё несколько гуру и открыли для всех возможность инициировать в любом уголке мира, где кто пожелает. А до этого была система зональных ачарьев. Поэтому я считаю, что это главная ошибка, которую мы совершили после ухода Шрилы Прабхупады и которая не была должным образом исправлена. <...> После того как в 1998 году пал Харикеша, в 1999-м я сказал, что очевидно, что мы движемся не в том направлении. А когда идёшь не в том направлении, когда ты знаешь, что идёшь не в том направлении, что ты должен сделать? Ты должен остановиться и найти правильный путь. Поэтому давайте прекратим инициировать и постараемся найти истинный корень проблемы и её решение, если мы сможем найти это решение, а до тех пор давайте остановимся" (Бхакти Чару Свами, собрание в Торонто, 20 июля 2003 г.).

"В 1987 году, почти через 10 лет после ухода Шрилы Прабхупады, эта ошибка была рассмотрена ведущими преданными ИСККОН, но не была полностью исправлена. Просто добавив новых гуру и разрешив им инициировать всюду, где смогут привлечь учеников, они лишь разбавили эту ошибку до некоторой степени, но в действительности не исправили её. <...> Важно, чтобы мы в ИСККОН ясно признали тот факт, что всё в ИСККОН, включая даже всех преданных, принадлежит Шриле Прабхупаде. Только после того как эта ошибка, сдерживающая рост нашего Общества, будет исправлена, движение Сознания Кришны вновь начнёт очень быстро и беспрепятственно распространяться по всему миру" (из статьи Бхакти Чару Свами, опубликованной 12.07.2009 на сайте Dandavats.com).

Итак, с середины 1980-х годов происходит регулярное утверждение дикша-гуру в ИСККОН голосованием совета GBC, который никогда не получал разрешения от Шрилы Прабхупады на подобное голосование (следует отметить, что первое такое голосование состоялось еще в 1982 с добавлением к 11 зональным ачарьям трех новых ачарьев). Более того, Рекомендательный совет по шастрам при GBC ("Sastric Advisory Council") признал, что нынешний метод уполномочивания дикша-гуру в ИСККОН не основан на наставлениях "гуру, садху или шастры":

"Наша нынешняя система институализировала процесс, согласно которому старшие преданные голосуют или высказывают отсутствие возражений насчет кандидата в гуру. Но мы не находим, чтобы этот институализированный процесс обращения за благословениями был упомянут гуру, садху или шастрой в качестве процесса, согласно которому преданный обретает полномочия становиться гуру" (Balancing the roles of the GBC and the disciple in Guru selection, SAC).

Шрила Прабхупада говорил: пхалена паричийате – обо всем нужно судить по плодам. Одним из важных результатов этих новых систем гуру стал уход более 40 дикша-гуру (то есть, в среднем один дикша-гуру ежегодно с 1978 г. по настоящее время), что за последние десятилетия спровоцировало уход десятков тысяч сторонников ИСККОН по всему миру, значительную потерю репутации ИСККОН, недвижимости, денег и, самое главное, были нанесены душевные травмы тем, кто поверил в ИСККОН, в Шрилу Прабхупаду и в Господа Кришну – и, естественно, была причинена боль Им самим). Мой собственный опыт: придя в ИСККОН в январе 2000 г., я увидел в нашей ятре примерно 30-40 человек. Мне было сказано, что до ухода Харикеши Свами в 1998 г. и кризиса, который последовал за этим, в нашей ятре число прихожан было значительно больше (прозвучала цифра 200 человек). В результате этого кризиса действительно много преданных покинуло ИСККОН в различных городах. Помимо прочего, ИСККОН в России потерял один из крупнейших в Европе храмов – в Санкт-Петербурге (известная "Башня"), который остался за сторонниками Харикеши Свами, ушедшими из ИСККОН, и по состоянию на 2015 г. этот храм остается вне ИСККОН.

Вот лишь один пример из множества аналогичных признаний и решений об отстранении гуру ИСККОН с их положения, которые на самом деле не прекратились после реформ, проведенных в середине 1980-х годов, а продолжаются до сих пор:

"Я не чувствовал в себе сил обсуждать свои проблемы с кем-либо из-за страха негативных последствий и наказания за то, что кто-то в моем положении может испытывать такие проблемы. К сожалению, я должен признать, что, пытаясь найти своего рода отдых и общение, я не всегда строго соблюдал регулирующие принципы, хотя был неспособен обсуждать это ни с кем, кроме одного доброго преданного, который был мне настоящим другом. <...> Для всех тех, кто был мне по-настоящему хорошими друзьями и учениками, любившими меня и посвятившими свои жизни служению ИСККОН под моим руководством, у меня нет должных слов. Это не так, что я пренебрегаю вами или хочу избавиться от вас. Просто я больше не могу жить внешним шоу и претендовать на положение возвышенного преданного, которым я не являюсь. Я не думаю, что это могло бы принести какую-либо пользу как вам, так и мне. <...> Я надеюсь, что вы не проклянете меня в гневе и разочаровании. В конце концов, было бы жестоко и нечестно, если бы я продолжал поддерживать в вас заблуждение, что я в какой-то степени квалифицирован или способен действовать как ваш истинный духовный учитель. Нет, это не так. <...> Мои извинения всем вам за мой уход. Искренне ваш, Випрамукхья даса" (Из письма Випрамукхьи даса (до этого Випрамукхьи Свами) "Извинения и уход", опубликованного в сообщении PAMHO:5977801 от 11.09.2002).

Ключ к решению этих и других проблем ИСККОН – возвращение к указаниям и стандартам, данным Шрилой Прабхупадой, начиная с реального признания его положения в центре ИСККОН в качестве не только наставляющего, но и инициирующего гуру для всего ИСККОН. Это важнейшая предпосылка для развития духовной жизни (адау-гурвашрайам, как сказано в "Бхакти-расамрита-синдху") и более тщательного изучения и следования наставлениям основателя и ачарьи ИСККОН по всем вопросам философии и практики. В своем очерке "Истина и красота" Шрила Прабхупада отмечает, что "настоящая истина, то есть абсолютная истина, всегда прекрасна". Негативная история ИСККОН, в частности ситуация с массовым уходом гуру ИСККОН, – ситуация, в некотором смысле отдельная от ИСККОН Шрилы Прабхупады и не является следствием якобы неправильных наставлений Шрилы Прабхупады, якобы назначения им зональных ачарьев и т. п. Настоящая истина прекрасна: Шрила Прабхупада не переставал быть действующим звеном парампары для всего своего Общества. Он по-прежнему одаривает своей милостью тех, кто принимает прибежище у его лотосных стоп, и готов помочь нам вернуться домой, обратно к Богу.

Для начинающего важно как можно скорее выйти из оскорбительной стадии и подняться на уровень мадхьяма-адхикари. Для этого необходимо корректно следовать наставлениям духовного учителя и шастр, а эта практика начинается с серьезного принятия истинного, уполномоченного гуру. Все отклонения и нарушения указаний гуру и данных им стандартов – это препятствия, оскорбления. Поэтому призыв следовать системе ритвиков – это в первую очередь призыв принять Шрилу Прабхупаду своим учителем, всерьез пересмотреть программы и действия в ИСККОН и ББТ на предмет их соответствия тем указаниям, которые дал Шрила Прабхупада, чтобы просто наш путь был чище и на нем было меньше препятствий, чтобы мы принимали Шрилу Прабхупаду в качестве уполномоченного представителя Господа и предлагали свое служение через него – бхогу, пранама-мантры, утренние молитвы, вьяса-пуджи и вообще все действия. Ритвики – это обеспечение внешнего аспекта процесса дикши, но это, тем не менее, стандарт, который ввел Шрила Прабхупада и, строго говоря, никто в ИСККОН не имеет права его отменять, тем более что он явно был введен в том числе на период после физического ухода Шрилы Прабхупады. Свидетельства тому представлены ниже. Если все в ИСККОН будут принимать Шрилу Прабхупаду своим гуру, это будет значительно более сплоченная организация, не будет резонансных и болезненных падений гуру, сократятся разрастающиеся отклонения, преданные будут более серьезно относиться к изучению и следованию наставлениям Шрилы Прабхупады. Сейчас можно нередко услышать в ответ на указания Шрилы Прабхупады, что я спрошу у своего гуру, Прабхупаду нужно понимать через гуру, что мой гуру сказал, что надо делать так-то и так-то, и т. п. Исходя из последовательности принципов бхакти, изложенных Шрилой Рупой Госвами, первый шаг к решению всех этих и прочих проблем – признание Шрилы Прабхупады на его законном месте истинного духовного учителя в ИСККОН и принятие у него прибежища.

Большинство преданных не совсем осведомлены о реальной ситуации с парампарой в современном ИСККОН. К данному моменту как минимум 7 гуру ИСККОН (Тамала Кришна Госвами, Бхакти Тиртха Свами, Гоур Говинда Свами и др.) оставили тела, а преемников, утвержденных GBC, у них до сих пор нет. Появляется вопрос: получается, что ветви парампары остановились на них? Если речь зашла об истории, можно также спросить: где примеры того, чтобы комитет создавал дикша-гуру, применял к ним дисциплинарные санкции, временно или насовсем отстранял ачарьев/инициирующих гуру из-за их отклонений, падений и других действий, как это неоднократно происходило в современном ИСККОН (могу привести цитаты из резолюций GBC с наказаниями и отстранениями гуру – они выложены в открытом доступе на официальном сайте GBC – относительно Навайогендры Свами в 1999 г. и других гуру ИСККОН)? Шрила Прабхупада пишет в «Нектаре наставлений», что пытаться применить дисциплинарные меры к уполномоченному вайшнаву – гуру является оскорблением:

«Вот почему необходимо во что бы то ни стало избавиться от зависти к наделенному полномочиями вайшнаву – шуддха-вайшнаву. Оскорбительно считать, что уполномоченный вайшнав может быть подвергнут дисциплинарным мерам. Оскорбительно пытаться давать ему советы или поправлять его. Вайшнава-неофита от продвинутого вайшнава можно отличить по его делам. Продвинутый вайшнав всегда выступает в роли духовного учителя, а неофит всегда считает себя его учеником. Ученик не имеет права давать советы своему духовному учителю, более того, духовный учитель не обязан советоваться с теми, кто не является его учениками. В этом смысл наставления Шрилы Рупы Госвами, изложенного в шестом стихе».

«Нектар наставлений», стих 6, комментарий

Кроме того, сейчас ученики гуру ИСККОН становятся дикша-гуру одновременно со своими гуру (как, например, ЕС Бхактивигьяна Госвами и его Гуру Махарадж ЕС Радханатха Свами инициируют одновременно), а до 2001 года это было строго запрещено резолюциями GBC. В 2001 г. в резолюции GBC было сказано: в случае с ЕС Маха Вишну Госвами [учеником Шиварамы Свами] сделано исключение в отношении закона ИСККОН об инициировании собственных учеников в присутствии своего гуру. В 2002 г. в резолюции № 303 был изменен соответствующий закон, и с тех пор это превратилось в распространенное явление, и это факт, что подобные изменения законов о системе гуру происходили неоднократно. Это еще раз показывает, что поскольку Шрила Прабхупада не дал указаний о системе множества инициирующих гуру в ИСККОН, приходится изменять ее снова и снова. Более того, ряд гуру отстранялись временно, на несколько лет. Как к этому относиться в свете священных писаний? Одному из гуру (Сатсварупе дасу Госвами) запретили принимать новых учеников после его ясного, письменного признания в романе с замужней женщиной в 2004 году, подготовленного в консультации с исполкомом GBC (полный текст письма от 1 мая 2004 г. на английском: http://www.iskconirm.com/docs/webpages/SDG_letter.pdf), но разрешили быть гуру для тех, кого он принял ранее. Как эта ситуация соответствует принципам парампары? В 2011 году за гомосексуальные связи был отстранен гуру ИСККОН Умапати дас (ранее Умапати Свами). Члены GBC сообщили:

«Однако ИСККОН не признаёт инициации Умапати Даса, проведённые после февраля 2010 года. Преданные, инициированные до этой даты, признаются как должным образом инициированные члены ИСККОН. <…> Умапати Даса уже больше не является духовным авторитетом или членом ИСККОН. <…> Ему больше не будет разрешено жить в храмах ИСККОН, давать наставления, вести киртан в храмах ИСККОН или проводить мероприятия, спонсируемые ИСККОН».
(Заявление GBC, посвящённое Умапати Дасу, 28.02.2011, опубликованное 13.04.2011)

То есть, дикша-гуру отстранен, и те, кто был инициирован до его падений, считаются должным образом инициированными членами ИСККОН, а те, кто после, – нет. Кому должны произносить пранама-мантру, проводить Вьяса-пуджи, предлагать пищу и т. д. те, кто «должным образом инициирован», – гуру, который уже не считается членом парампары – то есть несуществующему звену парампары? Или Шриле Прабхупаде? Или получать «реинициацию», о которой никогда ничего одобрительного не говорил Шрила Прабхупада и не существует

Наши рекомендации