Показатели использования подвижного состава
Основным показателем использования локомотивов является среднесуточная производительность локомотива, которая определяется, как отношение грузооборота брутто и локомотиво-суток эксплуатируемого парка :
млн.т.км.брутто/лок-сут
Для характеристики использования мощности локомотива определяют среднюю массу поезда нетто , и среднюю массу поезда брутто . Средняя масса поезда нетто — это среднее количество тонн груза в поезде (бсз учета массы тары подвижного состава ) на всем пути его следования.
Средняя масса поезда брутто — это среднее количество тонн груза в поезде с учетом массы тары подвижного состава на всем пути его следования. Средняя масса поезда брутто определяется делением тонно-километров брутто на поездо-километры:
т. брутто
Средняя масса поезда нетто определяется отношением тонно-километров нетто и поездо-километров:
т. нетто
Для характеристики использования времени локомотива применяют показатель среднесуточный пробег локомотива, который определяется отношением километров линейного пробега локомотивов к локомотиво-суткам эксплуатируемого парка:
км/сут.
Линейный пробег является основной частью общего пробега локомотивов и представляет собой суммарное расстояние, фактически пройденное поездными локомотивами по перегонам. Линейный пробег состоит из основного и вспомогательного. К основному пробегу относится пробег локомотивов во главе поездов. Вспомогательный пробег - это пробег вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц, пробег локомотивов в двойной тяге, в одиночном следовании и в подталкивании. При расчете среднесуточного пробега локомотивов в линейный пробег включается пробег во главе поездов, пробег вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц, пробег в двойной тяге и одиночном следовании.
Условный пробег характеризует работу локомотивов на станции, на маневрах и простои в ожидании работы менее суток.
Долю непроизводительной работы локомотивов характеризует процент вспомогательного пробега локомотивов. Он исчисляется отношением вспомогательного пробега к линейному:
Производительность локомотива зависит от средней массы поезда брутто,
среднесуточного пробега и доли вспомогательного пробега локомотива. Аналитически это выражается формулой:
млн. т-км. брутто/ сут.
Средний состав поезда определяется по формуле:
вагонов