Тема 5. Личность преступника

Методические указания

Изучая данную тему, прежде всего, необходимо разо­браться в содержании социальной сущности личности пре­ступника, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Важно правиль­но представлять себе соотношение понятий «лицо, совершив­шее преступление», «субъект преступления», «обвиняемый», «осужденный», «личность преступника», «преступная лич­ность». Необходимо обратить особое внимание на следующие обстоятельства: общественная опасность личности проявляет­ся в факте совершения преступного посягательства, но скла­дывается до этого и является основанием для индивидуально­го профилактического воздействия; общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе кримино­генной.

Студентам необходимо ознакомиться с понятием структуры личности, знать характеристику социально-демографических, нравственно-психологических признаков личности преступника, уметь определять социальные роли (функции), социальные ориентации.

Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимо­действии социального и биологического в структуре личности преступника.

Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретического по своему содержанию понятия; группового понятия, характеризующего различные категории преступ­ников (например, корыстных, насильственных, несовершен­нолетних, рецидивистов), по виду преступления — убийц, хулиганов, насильников, воров, взяточников; на уровне от­дельной личности — конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения личности имеет определенное научное и практическое значение, о ко­тором надо знать, чтобы уметь использовать в своей буду­щей профессиональной деятельности. Исходя из особенно­стей характеристики личности преступника, студенты должны уметь назвать типичные черты личности несовер­шеннолетнего преступника, рецидивиста, неосторожного преступника, а также охарактеризовать социальный «порт­рет» личности убийцы, насильника, вора.

Особое внимание следует уделить вопросу классификации и типологии личности преступников, методам изучения лич­ности преступника и уметь применять их на практике; знать, чем преступник отличается от непреступника.

. . . . . . . . . 10 44

Задание 1

Ознакомьтесь со статистической карточкой на лицо, со­вершившее преступления (форма № 2) и выделите преду­смотренные в ней признаки, относящиеся к криминологиче­ской характеристике лиц, совершивших преступления. Классифицируйте эти признаки применительно к структуре личности субъектов, совершивших преступные посягатель­ства, и их типологии.

-

Задание 2

Ниже приведены некоторые признаки и особенности чело­века. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замк­нутость, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая ре­акция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, равнодушие, рассеян­ность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, зависть, конформизм.

Какие из перечисленных признаков могут детерминиро­вать антиобщественное поведение, а какие являются крими­нологически нейтральными?

Задание 3

Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом зна­чительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?

Задание 4

Определите, какие из перечисленных психофизиологиче­ских особенностей преступников относятся к числу факто­ров, детерминирующих преступность, какие служат благо­приятным фоном антиобщественного поведения:

а) унаследованные или приобретенные физические или пси­хические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) патологии, связанные с половыми извращениями, алкого­лизмом, наркоманией;

г) низкий интеллектуальный уровень, невежество, наивность;

д) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексу­альностью, импотенцией.

Задание 5

Ознакомьтесь с архивным уголовным делом и составьте по его материалам криминологическую характеристику лич­ности осужденного (привлеченного к уголовной ответствен­ности, в отношении которого уголовное дело производством прекращено по нереабилитирующим основаниям). Отразите в этой характеристике социальные роли и социальные стату­сы, нравственные свойства и психические особенности,

Укажите, какие сведения, необходимые для его кримино­логической характеристики, в материалах дела отсутству-46

ют и из каких источников их можно было бы получить в про­цессе расследования и судебного разбирательства.

Задание 6

Прочтите описание преступного поведения. Проанализи­руйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?

Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал случайно. Однажды в автобусе увидел, как у мужчины из заднего кармана брюк выглядывает бумажник — вот-вот выпадет. Он аккуратно достал его и собирался (хотел?) отдать этому пассажиру. Но мужчина не заметил, а Смирнов все мед­лил. Потом он быстрым движением руки вытащил этот бу­мажник. В нем находилась большая сумма денег, на которые Смирнов купил нужные ему вещи.

Во время следующей кражи он немного боялся, но воспо­минание о первом успехе окрыляло его. Постепенно пришла уверенность — уже совершил столько краж и никаких про­блем. Да и привычка к легким деньгам давала о себе знать. На заводе, где он работал, часто задерживали зарплату, денег практически не хватало. Но теперь у него появился автомо­биль. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может — делает свой «бизнес». Смирнову это даже нра­вится. Ведь риск — благородное дело, приятно щекочет нер­вы. На другую жизнь он просто не согласен.

Задание 7

Придумайте пример, указав способ совершения Петровой преступления, мотив(ы), цели, форму ее вины.

Гражданка Петрова убила своего мужа. Ей было предъяв­лено обвинение, и уголовное дело с обвинительным заключе­нием передано в суд.

Квалифицируйте деяние, совершенное Петровой.

Проведите изучение личности Петровой и найдите (как ее защитник, суд) смягчающие ее вину обстоятельства. Как реализовать результаты изучения личности Петровой (получен­ную о ней информацию) для смягчения наказания подсудимой?

Задание 8

Подготовьте беседу с родителями учеников 1-го класса о том, как отрицательные качества ребенка могут привести его к преступлению. Дайте родителям рекомендации о том, как можно выявить эти качества у ребенка. Что бы вы посо­ветовали в такой ситуации? Какие педагогические меры мо­гут воспрепятствовать формированию криминогенных ка­честв у ребенка?

Задача 1. Прочитайте приведенные ниже примеры. Ис­пользуя имеющиеся в криминологии классификации, обос­нуйте, какой тип личности описан в каждом из них.

Пример 1. Игорев с 11 лет стал убегать из дома со своим другом. Находясь в «бегах», они совершали кражи продуктов и вещей, в связи с чем были поставлены на учет в ОППН (отдел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолет­них), имели приводы в милицию. В 14 лет Игорев был привле­чен к уголовной ответственности за кражи чужого имущества из квартиры и разбой. Во время отбывания наказания Игорев познакомился с Широковым, с которым в первый же месяц по­сле освобождения совершил две квартирные кражи и грабеж. Отбыв за эти преступления 5 лет лишения свободы, Игорев смог устроиться работать на завод «ЖБИ». В один из рабочих дней Игорев жестоко избил бригадира за то, что тот обозвал его уголовником. За умышленное причинение тяжкого вреда здо­ровью Игорев был приговорен к 8 годам лишения свободы. Во время отбывания этого срока он неоднократно нарушал дисци­плину, режим, принял участие в избиении заключенного Пименова, вставшего на путь исправления.

Пример 2. Иванцов, работая на мясокомбинате, был за­держан на проходной с 1 кг супового набора, 2 кг вареной колбасы «Докторская». Он совершил мелкое хищение и был 48

привлечен к административной ответственности. В течение года Иванцов дважды доставлялся в медицинский вытрезви­тель. Других нарушений не было. К выполняемой работе от­носился добросовестно. В один из зимних рабочих дней на территории комбината около забора он увидел присыпанную кем-то снегом картонную коробку, в которой находились кол­басы различных видов, говядина, печень. Обрадовался наход­ке и решил это перекинуть через забор. Во время хищения был задержан работниками охраны.

Пример 3. Бывший спортсмен-разрядник Лыков увидел, что двое пьяных парней пристают к девушке. На сделанное им замечание они ответили нецензурной бранью, но свои дейст­вия не прекратили. Тогда Лыков ударил одного из них, но си­лу удара не рассчитал, и потерпевший при падении ударился головой об угол дома. Ему Лыковым был причинен тяжкий вред здоровью. На второй день от полученной травмы потер­певший в больнице скончался.

Лыков по месту работы и в быту характеризовался поло­жительно, не судим, никаких нарушений ранее не допускал.

Пример 4. Силина, мать троих детей, работница ателье по пошиву женского платья, во время примерки обратила внима­ние, что заказчица вышла из примерочной, оставив сумку. Воспользовавшись ее отсутствием, она похитила из кошелька 3159 рублей.

Силина была хорошим работником, пользовалась уваже­нием и авторитетом среди сотрудников. Факт совершения преступления объяснила тем, что ее детям, которых она вос­питывает одна, нечего дома есть, никто ей денег не занимает; пыталась подработать, но денег ей еще не заплатили. Другого выхода, как считает сама Силина, не было!

Наши рекомендации