Тема 5. Личность преступника
Методические указания
Изучая данную тему, прежде всего, необходимо разобраться в содержании социальной сущности личности преступника, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», «обвиняемый», «осужденный», «личность преступника», «преступная личность». Необходимо обратить особое внимание на следующие обстоятельства: общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступного посягательства, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе криминогенной.
Студентам необходимо ознакомиться с понятием структуры личности, знать характеристику социально-демографических, нравственно-психологических признаков личности преступника, уметь определять социальные роли (функции), социальные ориентации.
Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического в структуре личности преступника.
Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретического по своему содержанию понятия; группового понятия, характеризующего различные категории преступников (например, корыстных, насильственных, несовершеннолетних, рецидивистов), по виду преступления — убийц, хулиганов, насильников, воров, взяточников; на уровне отдельной личности — конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения личности имеет определенное научное и практическое значение, о котором надо знать, чтобы уметь использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Исходя из особенностей характеристики личности преступника, студенты должны уметь назвать типичные черты личности несовершеннолетнего преступника, рецидивиста, неосторожного преступника, а также охарактеризовать социальный «портрет» личности убийцы, насильника, вора.
Особое внимание следует уделить вопросу классификации и типологии личности преступников, методам изучения личности преступника и уметь применять их на практике; знать, чем преступник отличается от непреступника.
. . . . . . . . . 10 44 |
Задание 1
Ознакомьтесь со статистической карточкой на лицо, совершившее преступления (форма № 2) и выделите предусмотренные в ней признаки, относящиеся к криминологической характеристике лиц, совершивших преступления. Классифицируйте эти признаки применительно к структуре личности субъектов, совершивших преступные посягательства, и их типологии.
-
Задание 2
Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, равнодушие, рассеянность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, зависть, конформизм.
Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?
Задание 3
Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?
Задание 4
Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения:
а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;
б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;
в) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;
г) низкий интеллектуальный уровень, невежество, наивность;
д) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией.
Задание 5
Ознакомьтесь с архивным уголовным делом и составьте по его материалам криминологическую характеристику личности осужденного (привлеченного к уголовной ответственности, в отношении которого уголовное дело производством прекращено по нереабилитирующим основаниям). Отразите в этой характеристике социальные роли и социальные статусы, нравственные свойства и психические особенности,
Укажите, какие сведения, необходимые для его криминологической характеристики, в материалах дела отсутству-46
ют и из каких источников их можно было бы получить в процессе расследования и судебного разбирательства.
Задание 6
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?
Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал случайно. Однажды в автобусе увидел, как у мужчины из заднего кармана брюк выглядывает бумажник — вот-вот выпадет. Он аккуратно достал его и собирался (хотел?) отдать этому пассажиру. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. Потом он быстрым движением руки вытащил этот бумажник. В нем находилась большая сумма денег, на которые Смирнов купил нужные ему вещи.
Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрыляло его. Постепенно пришла уверенность — уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала о себе знать. На заводе, где он работал, часто задерживали зарплату, денег практически не хватало. Но теперь у него появился автомобиль. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может — делает свой «бизнес». Смирнову это даже нравится. Ведь риск — благородное дело, приятно щекочет нервы. На другую жизнь он просто не согласен.
Задание 7
Придумайте пример, указав способ совершения Петровой преступления, мотив(ы), цели, форму ее вины.
Гражданка Петрова убила своего мужа. Ей было предъявлено обвинение, и уголовное дело с обвинительным заключением передано в суд.
Квалифицируйте деяние, совершенное Петровой.
Проведите изучение личности Петровой и найдите (как ее защитник, суд) смягчающие ее вину обстоятельства. Как реализовать результаты изучения личности Петровой (полученную о ней информацию) для смягчения наказания подсудимой?
Задание 8
Подготовьте беседу с родителями учеников 1-го класса о том, как отрицательные качества ребенка могут привести его к преступлению. Дайте родителям рекомендации о том, как можно выявить эти качества у ребенка. Что бы вы посоветовали в такой ситуации? Какие педагогические меры могут воспрепятствовать формированию криминогенных качеств у ребенка?
Задача 1. Прочитайте приведенные ниже примеры. Используя имеющиеся в криминологии классификации, обоснуйте, какой тип личности описан в каждом из них.
Пример 1. Игорев с 11 лет стал убегать из дома со своим другом. Находясь в «бегах», они совершали кражи продуктов и вещей, в связи с чем были поставлены на учет в ОППН (отдел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних), имели приводы в милицию. В 14 лет Игорев был привлечен к уголовной ответственности за кражи чужого имущества из квартиры и разбой. Во время отбывания наказания Игорев познакомился с Широковым, с которым в первый же месяц после освобождения совершил две квартирные кражи и грабеж. Отбыв за эти преступления 5 лет лишения свободы, Игорев смог устроиться работать на завод «ЖБИ». В один из рабочих дней Игорев жестоко избил бригадира за то, что тот обозвал его уголовником. За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Игорев был приговорен к 8 годам лишения свободы. Во время отбывания этого срока он неоднократно нарушал дисциплину, режим, принял участие в избиении заключенного Пименова, вставшего на путь исправления.
Пример 2. Иванцов, работая на мясокомбинате, был задержан на проходной с 1 кг супового набора, 2 кг вареной колбасы «Докторская». Он совершил мелкое хищение и был 48
привлечен к административной ответственности. В течение года Иванцов дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Других нарушений не было. К выполняемой работе относился добросовестно. В один из зимних рабочих дней на территории комбината около забора он увидел присыпанную кем-то снегом картонную коробку, в которой находились колбасы различных видов, говядина, печень. Обрадовался находке и решил это перекинуть через забор. Во время хищения был задержан работниками охраны.
Пример 3. Бывший спортсмен-разрядник Лыков увидел, что двое пьяных парней пристают к девушке. На сделанное им замечание они ответили нецензурной бранью, но свои действия не прекратили. Тогда Лыков ударил одного из них, но силу удара не рассчитал, и потерпевший при падении ударился головой об угол дома. Ему Лыковым был причинен тяжкий вред здоровью. На второй день от полученной травмы потерпевший в больнице скончался.
Лыков по месту работы и в быту характеризовался положительно, не судим, никаких нарушений ранее не допускал.
Пример 4. Силина, мать троих детей, работница ателье по пошиву женского платья, во время примерки обратила внимание, что заказчица вышла из примерочной, оставив сумку. Воспользовавшись ее отсутствием, она похитила из кошелька 3159 рублей.
Силина была хорошим работником, пользовалась уважением и авторитетом среди сотрудников. Факт совершения преступления объяснила тем, что ее детям, которых она воспитывает одна, нечего дома есть, никто ей денег не занимает; пыталась подработать, но денег ей еще не заплатили. Другого выхода, как считает сама Силина, не было!