Методы технического обслуживания систем коммутации
Метод техобслуживания, прежде всего, зависит от типа обслуживаемого оборудования. Под методом ТО понимают определенную последовательность организационно-технических мероприятий по обеспечению нормированного качества обслуживания абонентов, поддержке и восстановлению работоспособного состояния оборудования, при минимально возможных затратах. Задача эта достаточно сложная, так как телефонные сети содержат различное коммутационное оборудование. Часто на одной сети совместно работают телефонные станции декадно-шаговой, координатной систем и АТС с программным управлением. Оборудование этих станций имеет различную эксплуатационную надежность. Кроме того, при разработке той или иной системы АТС закладывались различные возможности диагностики и проверки оборудования. На декадно-шаговых станциях, как правило, не предусматривалась аппаратура для автоматической проверки коммутационного оборудования и измерения параметров телефонного сообщения. При техническом обслуживании систем коммутации используются следующие методы:
- профилактический;
- статистический;
- восстановительный;
- контрольно-корректирующий;
- управляемый.
Профилактический методзаключается в проведении проверок с заданной периодичностью, охватывающих все узлы оборудования. При использовании профилактического метода должно обеспечиваться выявление вероятных или скрытых повреждений до того, как они окажут влияние на ухудшение качества телефонной связи. Профилактический метод включает: текущее обслуживание оборудования, профилактические проверки согласно утвержденному плану и объему и ремонт оборудования (текущий и капитальный).
Профилактический метод находит широкое применение при организации эксплуатации технических сооружений ГТС с низкой эксплуатационной надежностью, например, декадно-шаговых АТС. Этот метод предполагает выполнение текущих проверок, чистки, смазки и регулировки оборудования по установленному плану-графику. Периодичность профилактических проверок зависит от надежности оборудования. Профилактический метод позволяет добиться относительно надежной работы оборудования и обеспечить заданное качество обслуживания поступающей нагрузки, однако имеет ряд существенных недостатков, основным из которых является большая трудоемкость. Применение этого метода требует содержания большого количества производственного персонала, так как профилактические проверки очень трудоемки и проводятся независимо от состояния оборудования; затраты на материалы и запчасти значительны, потому что замена деталей производится до их отказа. Эти недостатки снижают эффективность работы, приводя к неоправданно высоким эксплуатационным расходам. Кроме того, профилактический метод, при затратах до 60% рабочего времени на проведение различного рода проверок, не гарантирует 100-процентной работоспособности проверенных узлов и участков между очередными проверками, и, более того, при проведении профилактических работ эксплуатационный персонал может вносить случайные повреждения, сбои, сбросы соединений и т.д. Техническое обслуживание АТС до 60-х годов осуществлялось применением только профилактического метода. Отечественный и зарубежный опыт, накопленный при длительной эксплуатации оборудования станций электромеханических систем, показал, что: увеличение частоты проверок не всегда дает должное улучшение качества функционирования оборудования; на проверку оборудования требуются значительные трудовые затраты, не сказывающиеся непосредственно на качестве функционирования станции.
Статистический методпредполагает устранение повреждений и вмешательство в работу станции только при превышении порогового значения числа отказов. При эксплуатации коммутационного оборудования этим методом требуются меньшие затраты по сравнению с профилактическим, однако допускаются значительные колебания качества обслуживания абонентов. По этой причине в чистом виде статистический метод почти не применяется.
Восстановительный методне предполагает выполнения профилактических работ, оборудование работает без наблюдения до появления отказа. При обнаружении отказа повреждение, вызвавшее его, устраняется. Восстановительный метод целесообразен при высокой надежности оборудования либо, если повреждение оборудования незначительно влияет на качество работы сети.
Контрольно-корректирующий метод(ККМ) предусматривает профилактические проверки только того оборудования, для которого не предусмотрены устройства автоматического контроля (аппаратуры связи с АМТС, соединительных линий к спецслужбам, таксофонов). Периодически проверяются немногие наиболее важные узлы станций и устройства контроля и сигнализации, ККМ допускает наличие небольшого количества неаварийных повреждений,существенно не влияющих на качество обслуживания абонентов. Немедленное устранение всех замеченных повреждений не является обязательным, и основные усилия обслуживающего персонала направлены на поддержание приемлемого качества работы станционного оборудования.
Контрольно-корректирующий метод, является комбинацией двух предыдущих. Контроль за состоянием оборудования осуществляется комплексом контрольно-испытательной аппаратуры (КИА). Работа эксплуатационного персонала при ККМ заключается в сборе и анализе информации о качестве функционирования оборудования, в проведении текущего обслуживания, выяснении и устранении повреждений, выявленных КИА и по заявкам абонентов. Вмешательство персонала в работу оборудования допускается при снижении показателей качества до установленного предела либо, если количество сбоев определенного вида оборудования превысит заданный порог. Информацию о качестве обслуживания поступающей от абонентов нагрузки получают путем выполнения контрольных вызовов, количество которых должно быть достаточно большим, для обеспечения необходимой статистической достоверности полученных результатов. На практике невыполнимо требование, чтобы отношение потерянных контрольных вызовов из-за неисправности оборудования к общему количеству произведенных контрольных вызовов было равно нулю, важно лишь, чтобы потери по вызовам не превысили некоторой заданной нормы. Обычно в устройствах для создания контрольных вызовов предусматривается возможность установления порогового значения потерь, при превышении которого вырабатывается аварийный сигнал. Кроме контрольных вызовов используется техническая сигнализация и другие контрольные устройства.
ККМ может быть применен при следующих условиях:
- коммутационное оборудование размещается в отдельном зале, в который эксплуатационный персонал входит только в случае необходимости;
- наблюдение за работой станции ведется изотдельного помещения с помощью специального оборудования, обеспечивающего постоянный статистический контроль за работой станции и качеством обслуживания нагрузки;
- локализация и устранение повреждений производятся только тогда, когда потери превышают заданный уровень;
- устройства проверки работоспособности станции выполнены таким образом, что проверка осуществляется с точки зрения абонента, т.е. станция оценивается как носитель функций, а не носитель технических параметров;
- текущие проверки оборудования, в отличие от профилактического метода, осуществляются только при необходимости.
Техническое обслуживание оборудования, организованное по контрольно-корректирующему методу, обеспечивает требуемое качество работы при значительном снижении эксплуатационных затрат по сравнению с профилактическим. В основном ККМ применяется на АТС координатной системы.
Контрольно-корректирующий метод широко применяется насетях многих стран. Иногда его называют статистически-контрольно-корректирующим, поскольку, при его применении необходим постоянный сбор статистических данных о параметрах эксплуатируемого оборудования, о качестве обслуживания нагрузки. Техническое обслуживание коммутационного оборудования, организованное ККМ обеспечивает хорошую эксплуатационную надежность при небольших затратах. К недостаткам метода относится то, что при его введении требуются затраты на оборудование АТС контрольной аппаратурой.
Дальнейшим развитием ККМ является метод управляемого технического обслуживанияподдерживающий необходимое качество функционирования технических средств за счет постоянного использования автоматизированных способов контроля, пробных испытаний и избирательных измерений. Решения по устранению повреждений принимаются на основании сообщений, вырабатываемых системой техобслуживания или сообщений, поступающих от вспомогательных систем контроля. Корректирующие действия выполняются заранее, как правило, до выявления нарушения норм качества обслуживания абонентов. Использование метода управляемого ТО позволяет свести к минимуму профилактическое ТО и сократить объем контрольно-корректирующего ТО. Преимуществометода управляемого ТО состоит в том, что он направляет работы по техобслуживанию на те участки, где может быть достигнуто существенное улучшение качества обслуживания абонентов. Контролирующее оборудование, являющееся неотъемлемой принадлежностью управляемого ТО, выдает данные, упрощающие распознавание скрытых неисправностей за счет использования статистического анализа. Метод управляемого ТО наиболее целесообразен при обслуживании систем коммутации с программным управлением.
Применение метода технического обслуживания станционных сооружений не может быть произвольным и зависит от: технических характеристик оборудования; оснащенности контрольно-диагностической аппаратурой; степени надежности сооружений; требований, предъявляемых к стабильности работы отдельных участков сооружений. Поэтому для различных типов станционного оборудования используются разные методы организации ТО. Концепцией построения цифровых внутризоновых и местных телефонных сетей связи для построения перспективной системы технического обслуживания в Украине рекомендуется использование метода управляемого ТО.