Практическая работа по теме 8 «Ряды динамики» 1 страница

1. Имеются следующие данные о валовом сборе овощей в кооперативах области (тыс. т):

   
В старых границах области   42,0   43,0   42,5   44,5   45,0   -   -   -   -   -
В новых границах области   -   -   -   -   56,8   60,0   63,6   61,1   64,2   65,6

Укажите причины несопоставимости уровней ряда динамики. Приведите уровни ряда динамики к сопоставимому виду, изобразите динамику валового сбора овощей линейной диаграммой.

Ответ: 53,0; 54,27; 53,64; 56,16; 56,8; 60,0; 63,6; 61,1; 64,2; 65,6 тыс. т.

2. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни
ряда динамики производства тканей в одном из регионов за 1989 - 1994 гг.
и недостающие в таблице цепные показатели динамики.

Год Млн. м2 Цепные показатели динамики
        абсолютный прирост, млн. м2 темп роста, %   темп прироста, % абсолютное значение 1 % прироста, млн. м2
95,2 — — — — — — 4,8 — — — 7,0 – – – – 104,0 – – – – – – — — — 5,8 — —     – – – – – – 1,15

Ответ: 95,2; 100,0; 104,0; 110,0; 115,0; 122,0 млн. м2

3. Динамика выпуска продукции на производственном объединении в
1990 - 1994 гг. характеризуется следующими данными:

   
Млн. руб. 21,2 22,4 24,9 28,6 31,6

На основе этих данных исчислите: 1) средний уровень ряда; 2) среднегодовой темп роста и прироста; 3) среднегодовой абсолютный прирост.

Ответ: 25,74 млн. руб.; 110,5%; 10,5%; 2,6 млн. руб.

4. Товарные запасы в торговой сети региона составили:

Дата 1/1 1/II 1/II 1/IV 1/V 1/VI 1/VII
Запасы, млн. руб.   22,4   23,5   20,8   22,2   24,6   25,0   26,2

Исчислите средние товарные запасы за I и II кварталы и за полугодие в целом.

Ответ: 22,2; 24,6; 23,4 млн. руб.

5. Определите наличие тенденции следующего ряда динамики любым
известным вам способом.

Месяц                          
Продажа творога, т                        


Ответ: тенденция дисперсии.

6. Каковы должны быть в среднем ежегодные темпы прироста, чтобы
продукция за три года возросла с 60 до 70 млн. руб.?

Ответ: 5,3%.

7. На основании приведенных данных сделайте анализ внутригодовой
динамики о реализации мясных продуктов на рынках города; выявите
сезонность покупательского спроса на эти продукты, предварительно
выравнив ряд динамики по прямой (тыс. ц).

Месяц           Месяц      
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь   64,3 59,4 55,2 53,2 49,3 46,7   66,2 62,5 59,9 57,2 55,0 52,9       Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь   49,7 55,0 55,9 62,0 66,4 70,4   54,9 59,5 61,9 64,9 68,9 73,8  

Ответ: 108,3%; 101,5%; 96,1%; 99,1%; 87,9%; 83,8%; 88,3%; 96,9%;
99,9%; 107,9%; 115,1%; 123,2%.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СТАТИСТИКА»:

  • Практические работы,
  • Тесты,
  • Контрольные вопросы,
  • Контрольная работа

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»

В.Г. Спицкая

Статистика

Учебно-методическое пособие

Н.Тагил

2008 г.

Практическая работа по теме 8 «Ряды динамики» 1 страница - student2.ru одобрено на заседании ПЦК

учетно-экономических дисциплин

Председатель ПЦК

_____________ И. А. Шувалова

Составитель: В. Г. Спицкая

Статистика: Учебно-методическое пособие.– Н.Тагил: НТТЭК, 2008 г.,

В пособии в соответствии с программой изложены основные темы курса, их краткое содержание, особенности изучения, а главное – дается задачник по дисциплине, методические указания по выполнению домашних контрольных работ, контрольные вопросы и тесты для закрепления тем.

Учебно-методическое пособие по курсу «Статистика» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

Содержание

Введение 4

Тематический план курса 7

Тематика практических занятий 20

Практикум по дисциплине «Статистика» 21

Варианты домашних контрольных работ 131

Вопросы для экзамена 143

Список литературы 145

Введение

Роль статистики в современных условиях становится все более значимой. Это вызвано глобальными процессами, происходящими в обществе, развитием экономических знаний, основанных на информационно – телекоммуникационных технологиях. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов её развития.

Рабочая программа дисциплины «Статистика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

В рабочей программе определен не только объем и содержание самостоятельной работы, но и её формы: подготовка конспектов, решение задач, проведение анкетирования, составление опорных конспектов.

Цель изучения дисциплины «Статистика»:

помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления и анализа статистических показателей.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;

· статистические показатели и технику их расчета;

· нормативные акты статистической информации

уметь:

· осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;

· выполнять необходимые расчеты и формулировать выводы;

· использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.

Рабочая программа рассчитана на 42 часа, в том числе 18 часов – практические работы.

При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на её прикладной характер.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В рабочей программе приведен перечень практических работ, тематика и содержание которых приведены в данном учебном пособии.

В каждую практическую работу включены методические указания, примеры решения типовых задач и задания для самостоятельной работы.

Подбор заданий осуществлялся автором по учебным пособиям, практикумам по статистике, указанным в списке рекомендуемой литературы. Также использовались статистические данные из журнала «Вопросы статистики», материалы наблюдений автора пособия.

У студентов вызывают интерес задания, выполняемые по статистическим материалам конкретной студенческой группы.

Примером может служить выполнение заданий по теме «Сводка и группировка статистических данных» и «Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения», а также тема «Средние величины и показатели вариации».

Задания практических работ № 4 и 5 основываются на исходных данных практической работы № 2.

Задачи построены, как правило, на фактических материалах, значительная часть которых имеет не только иллюстрированное, но и самостоятельное, а также познавательное значение.

Примером могут служить данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

Отдельные задачи построены на условных данных.

В большинстве случаев задачи снабжены ссылкой на соответствующий источник.

После выполнения практических работ студентам предлагается ответить на задания тестов и контрольные вопросы.

Задания в виде тестов предназначены для более углубленного освоения студентами курса «Статистика» и призваны облегчить подготовку к практическим занятиям, контрольным работам, зачету и экзамену.

По специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» учебным планом не предусмотрено выполнение контрольной работы на дневном отделении. Студенты заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу. Задания для выполнения контрольной работы и указания по их выполнению приведены в данном учебно – методическом пособии.

Данное учебно – методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей и преподавателей экономических дисциплин.

Тематический план для специальности 080110

№ п/п Наименование темы Макси- мальная нагрузка на студента Количество часов по специальности 080110. Самост. работа студен­тов
Всего В том числе
Практ. Кон­тр. работа
Раздел 1 Введение в стати­стику         -  
Тема 1.1 Предмет, метод и задачи статистики           -
Тема 1.2 Задачи и прин- ципы организации госуд. статистики.     -     -      
Раздел 2 Статистическое наблюдение          
Тема 2.1 Этапы проведения и программно-мето­доло-гические во­просы.     2,5             0,5
Тема 2.2 Формы, виды и спо­собы организации стат. наблюдения.   2,5         0,5
Раздел 3 Сводка и группи­ровка стат. данных.          
Тема 3.1 Задачи и виды стат. сводки          
Тема 3.2 Метод группировок в статистике          
Тема 3.3 Ряды распределения в статистике        
Раздел 4 Способы наг- лядного пред- ставления стат. дан­ных                
Раздел 5 Стат. показатели 11,5   1,5
Тема 5.1 Абсолютные и отно­сительные величины          
Тема 5.2 Средние величины   6,5         0,5
Тема 5.3 Показатели вариации    
Раздел 6 Ряды динамики 9,5   1,5
Тема 6.1 Виды и методы ана­лиза рядов динамики   2,5         0,5
Тема 6.2 Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах ди­намики                
Тема 6.3 Модели сезонных колебаний          
Раздел 7 Индексы в стати­стике        
Раздел 8 Выборочное наблю­дение          
Тема 8.1 Способы формиро­вания выборской информации.     -     -      
Тема 8.2 Методы оценки результатов выбо­рочного наблюдения .              
Раздел 9 Статистическое изучение связи ме­жду явлениями          
Тема 9.1 Методы изучения связи между явле­ниями   -   -      
Тема 9.2 Корреляционно-регрессионный ана­лиз          
  Всего:  

Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1. Введение в статистику.

Тема 1.1 Предмет, метод и задачи статистики.

Студент должен:

Иметь представление:

- о предмете и методе статистики.

- о значении дисциплины.

- о взаимосвязи статистики с другими науками.

Предмет и задачи статистики. История статистики, особенности статисти­ческой методологии: статистическая совокупность, признак, единица ста­тистической совокупности, статистический показатель. Закон больших чисел.

Самостоятельная работа.

- подготовить сообщение по истории развития статистики.

Тема 1.2 Задачи и принципы организации государственной стати­стики в РФ.

Студент должен:

Иметь представление:

- о принципах и схеме организации государственной статистики в РФ.

- о направлениях реформирования российской статистики.

- о задачах и функциях органов государственной статистики в совре­менных условиях.

Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организа­ции государственного статистического учёта. Статистические стандарты РФ. Структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации стат. учёта.

Самостоятельная работа.

- ознакомиться с работой городского управления статистики.

Раздел 2. Статистическое наблюдение.

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Студент должен:

Знать:

-этапы проведения статистического наблюдения;

-требования, предъявляемые к программе статистического наблюде­ния;

-методы оценки точности статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи, про­грамма статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистические формуляры, статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль.

Самостоятельная работа.

- подготовить сообщение по истории развития переписи, итоги пере­писи.

Тема 2.2. Формы, виды, способы организации статистического наблюде­ния.

Студент должен:

Знать:

- виды и способы организации статистического наблюдения;

- организационные формы статистического наблюдения.

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное, периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, несплошное. Способы наблюдения: непосредственный, документальный, опрос. Формы статистического наблюдения: отчётность, специально-организованное наблюдение, регистры.

Самостоятельная работа.

- составить анкету.

Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки.

Студент должен:

Знать:

- задачи и порядок организации статистической сводки;

- виды статистической сводки.

Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки мате­риала. Техника выполнения. Программа статистической сводки. Резуль­таты сводки.

Тема 3.2. Метод группировок в статистике.

Студент должен:

Знать:

- значение метода группировок в статистике;

- виды статистических группировок.

Уметь:

- осуществлять группировку данных;

- проводить перегруппировку статистических данных для обеспече­ния их сопоставимости.

Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Фор­мула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Типологические, структурные и аналитические группировки. Первичные и вторичные группировки.

Самостоятельная работа.

- составить схему “Виды группировок”.

Практическое занятие.

Тема 3.3. Ряды распределения в статистике.

Студент должен:

Знать:

- принципы построения и виды рядов распределения статистике;

- способы графического изображения рядов распределения.

Уметь:

- построить ряд распределения, представить его графическое изобра­жение и произвести анализ полученных результатов.

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариацион­ные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята, огива.

Самостоятельная работа.

- построить огиву и кумуляту.

Практическое занятие.

Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.

Студент должен:

Знать:

- элементы, виды и правила построения таблиц и графиков.

Уметь:

- разрабатывать макет статистических таблиц;

- графически изображать статистические данные;

- анализировать данные таблиц и графиков.

Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таб­лицы. Виды таблиц. Правила построения таблиц, их анализ. Статистиче­ские графики: понятие, элементы графика, виды графиков.

Самостоятельная работа.

- по материалам периодической печати подготовить наглядное посо­бие: “Примеры видов графиков, статистических таблиц”.

Раздел 5. статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины.

Студент должен:

Знать:

- значение и виды абсолютных величин;

- виды и методы исчисления относительных величин.

Уметь:

- рассчитывать и анализировать относительные величины.

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели, единицы измерения. Относительные величины: понятие, виды, формы выражения.

Самостоятельная работа.

- привести примеры расчёта относительных величин.

Практическое занятие.

Тема 5.2. средние величины.

Студент должен:

Знать:

- значение средних величин;

- методы расчёта средних показателей;

- структурные средние величины.

Уметь:

- определять средний уровень изучаемого явления.

Степенные средние величины: средняя арифметическая, гармоническая, квадратическая, геометрическая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчёт средних показателей способом моментов. Взвешенные и не взвешенные средние степенные величины. Структурные средние величины в статистике.

Практическое занятие.

Тема 5.3. Показатели вариации.

Студент должен:

Знать:

- понятие вариации, её значение;

- абсолютные и относительные показатели вариации.

Практическое занятие.

Раздел 6 Ряды динамики в статистике.

Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.

Студент должен:

Знать:

- понятие и элементы динамического ряда;

- виды рядов динамики;

- методы анализа рядов динамики.

Уметь:

- анализировать динамику изучаемых явлений.

Ряды динамики. Виды рядов динамики, показатели изменения уровней рядов динамики. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

Самостоятельная работа.

- рассчитать показатели ряда динамики, оформить выводы.

Практическое занятие.

Тема 6.2 Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики.

Студент должен:

Знать:

- компоненты ряда динамики;

- метод укрупнения интервалов;

-метод скользящей средней;

- методы аналитического выравнивания динамических рядов.

Уметь:

- выявлять и прогнозировать основную тенденцию в рядах дина­мики.

Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

Практическое занятие.

Тема 6.3 Методы сезонных колебаний.

Студент должен:

Иметь представление:

- о природе сезонных колебаний;

- о методах изучения сезонных колебаний.

Знать:

- способы расчёта индексов сезонности.

Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

Раздел 7. Индексы в статистике.

Студент должен:

Знать:

- понятие и классификацию индексов;

- значение индексного метода;

- способы исчисления индексов;

- взаимосвязи между индексами.

Уметь:

- рассчитывать индивидуальные и общие индексы;

- производить факторный анализ на основе индексного метода.

Индексы. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Сред­ние индексы. Взаимосвязь индексов. Факторный анализ.

Практические занятия.

Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике.

Тема 8.1 Способы формирования выборочной совокупности.

Студент должен:

Знать:

- значение выборочного наблюдения;

- способы формирования выборочной совокупности;

- методы определения необходимого объёма выборки.

Выборочное наблюдение. Способы отбора единиц в выборку. Индивиду­альный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повтор­ный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типиче­ская, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.

Тема 8.2 Методы оценки результатов выборочного наблюдения.

Студент должен:

Знать:

- основные характеристики генеральной и выборочной совокупно­сти;

- методы оценки результатов выборочного наблюдения;

- применения выборочного наблюдения в экономиче­ских и социальных исследованиях.

Генеральная и выборочная совокупность. Полнота выборки. Ошибка вы­борочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Распро­странение результатов выборочного наблюдения на генеральную сово­купность.

Раздел 9 Статистическое изучение связи между явлениями.

Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.

Студент должен:

Иметь представление:

- о факторных и результативных признаках в статистике;

-о функциональной связи и стохастической зависимости;

- о количественных критериях оценки связи.

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результа­тов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и об­ратная связь. Линейные и нелинейные связи.

Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ.

Студент должен:

Иметь представление:

- о задачах корреляционно-регрессивного анализа;

- о парной регрессии на основе метода наименьших квадратов и ме­тода группировок;

- о методах оценки существенной связи.

Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляци­онный анализ. Коэффициенты корреляции. Линейная и нелинейная рег­рессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии.

Тематика практических работ.

Раздел, тема № № практической работы практической работы Тема
Раздел 3. Тема 3.2 №1 Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных.
Тема 3.3 №2 Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения.
Раздел 5 Тема 5.1 №3 Расчет и анализ относительных величин.
Тема 5.2 №4 Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов. Расчет моды и медианы.
Тема 5.3 №5 Оценка степени вариации изучаемого признака.
Раздел 6. Тема 6.1 №6 Анализ динамики изучаемых явлений.
Тема 6.2 №7 Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики.
Раздел 7 №8-9 Расчет индивидуальных и общих индексов в агрегатной и средней форме. Факторный анализ.

Практикум по дисциплине «Статистика»

Практическая работа № 1 по теме «Проведение сводки и группировки статистических данных».

Цель: закрепить навыки по проведению сводки и группировки статистических данных.

Методические указания и решение типовых задач.

Статистическое наблюдение – сбор и регистрация наблюдаемых фактов и их признаков.

В результате статистического наблюдения получают первичные данные о единицах совокупности, которые на следующем этапе статистического исследования обобщаются в группы, систематизируются.

Статистическая сводка – научно – организованная обработка первичных данных с целью получения обобщенной характеристики изучаемых явлений.

Простая сводка заключается в простом подсчете общих итогов, сложная – в группировке единичных данных в группы по однородному признаку, подсчете итогов по группам и представлении результатов в виде статистических таблиц.

Статистические группировки в зависимости от решаемых задач подразделяются на типологические, структурные и аналитические.

Статистическая группировка позволяет дать характеристику размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерность.

Важным направлением в статистической сводке является построение рядов распределения.

Наши рекомендации