Практическая работа по теме 8 «Ряды динамики» 1 страница
1. Имеются следующие данные о валовом сборе овощей в кооперативах области (тыс. т):
В старых границах области | 42,0 | 43,0 | 42,5 | 44,5 | 45,0 | - | - | - | - | - |
В новых границах области | - | - | - | - | 56,8 | 60,0 | 63,6 | 61,1 | 64,2 | 65,6 |
Укажите причины несопоставимости уровней ряда динамики. Приведите уровни ряда динамики к сопоставимому виду, изобразите динамику валового сбора овощей линейной диаграммой.
Ответ: 53,0; 54,27; 53,64; 56,16; 56,8; 60,0; 63,6; 61,1; 64,2; 65,6 тыс. т.
2. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни
ряда динамики производства тканей в одном из регионов за 1989 - 1994 гг.
и недостающие в таблице цепные показатели динамики.
Год | Млн. м2 | Цепные показатели динамики | |||
абсолютный прирост, млн. м2 | темп роста, % | темп прироста, % | абсолютное значение 1 % прироста, млн. м2 | ||
95,2 — — — — — | — 4,8 — — — 7,0 | – – – – 104,0 – – – – – – | — — — 5,8 — — | – – – – – – 1,15 |
Ответ: 95,2; 100,0; 104,0; 110,0; 115,0; 122,0 млн. м2
3. Динамика выпуска продукции на производственном объединении в
1990 - 1994 гг. характеризуется следующими данными:
Млн. руб. | 21,2 | 22,4 | 24,9 | 28,6 | 31,6 |
На основе этих данных исчислите: 1) средний уровень ряда; 2) среднегодовой темп роста и прироста; 3) среднегодовой абсолютный прирост.
Ответ: 25,74 млн. руб.; 110,5%; 10,5%; 2,6 млн. руб.
4. Товарные запасы в торговой сети региона составили:
Дата | 1/1 | 1/II | 1/II | 1/IV | 1/V | 1/VI | 1/VII |
Запасы, млн. руб. | 22,4 | 23,5 | 20,8 | 22,2 | 24,6 | 25,0 | 26,2 |
Исчислите средние товарные запасы за I и II кварталы и за полугодие в целом.
Ответ: 22,2; 24,6; 23,4 млн. руб.
5. Определите наличие тенденции следующего ряда динамики любым
известным вам способом.
Месяц | ||||||||||||
Продажа творога, т |
Ответ: тенденция дисперсии.
6. Каковы должны быть в среднем ежегодные темпы прироста, чтобы
продукция за три года возросла с 60 до 70 млн. руб.?
Ответ: 5,3%.
7. На основании приведенных данных сделайте анализ внутригодовой
динамики о реализации мясных продуктов на рынках города; выявите
сезонность покупательского спроса на эти продукты, предварительно
выравнив ряд динамики по прямой (тыс. ц).
Месяц | Месяц | |||||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь | 64,3 59,4 55,2 53,2 49,3 46,7 | 66,2 62,5 59,9 57,2 55,0 52,9 | Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | 49,7 55,0 55,9 62,0 66,4 70,4 | 54,9 59,5 61,9 64,9 68,9 73,8 |
Ответ: 108,3%; 101,5%; 96,1%; 99,1%; 87,9%; 83,8%; 88,3%; 96,9%;
99,9%; 107,9%; 115,1%; 123,2%.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СТАТИСТИКА»:
- Практические работы,
- Тесты,
- Контрольные вопросы,
- Контрольная работа
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
В.Г. Спицкая
Статистика
Учебно-методическое пособие
Н.Тагил
2008 г.
одобрено на заседании ПЦК
учетно-экономических дисциплин
Председатель ПЦК
_____________ И. А. Шувалова
Составитель: В. Г. Спицкая
Статистика: Учебно-методическое пособие.– Н.Тагил: НТТЭК, 2008 г.,
В пособии в соответствии с программой изложены основные темы курса, их краткое содержание, особенности изучения, а главное – дается задачник по дисциплине, методические указания по выполнению домашних контрольных работ, контрольные вопросы и тесты для закрепления тем.
Учебно-методическое пособие по курсу «Статистика» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
Содержание
Введение 4
Тематический план курса 7
Тематика практических занятий 20
Практикум по дисциплине «Статистика» 21
Варианты домашних контрольных работ 131
Вопросы для экзамена 143
Список литературы 145
Введение
Роль статистики в современных условиях становится все более значимой. Это вызвано глобальными процессами, происходящими в обществе, развитием экономических знаний, основанных на информационно – телекоммуникационных технологиях. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов её развития.
Рабочая программа дисциплины «Статистика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
В рабочей программе определен не только объем и содержание самостоятельной работы, но и её формы: подготовка конспектов, решение задач, проведение анкетирования, составление опорных конспектов.
Цель изучения дисциплины «Статистика»:
помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления и анализа статистических показателей.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;
· статистические показатели и технику их расчета;
· нормативные акты статистической информации
уметь:
· осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;
· выполнять необходимые расчеты и формулировать выводы;
· использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.
Рабочая программа рассчитана на 42 часа, в том числе 18 часов – практические работы.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на её прикладной характер.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В рабочей программе приведен перечень практических работ, тематика и содержание которых приведены в данном учебном пособии.
В каждую практическую работу включены методические указания, примеры решения типовых задач и задания для самостоятельной работы.
Подбор заданий осуществлялся автором по учебным пособиям, практикумам по статистике, указанным в списке рекомендуемой литературы. Также использовались статистические данные из журнала «Вопросы статистики», материалы наблюдений автора пособия.
У студентов вызывают интерес задания, выполняемые по статистическим материалам конкретной студенческой группы.
Примером может служить выполнение заданий по теме «Сводка и группировка статистических данных» и «Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения», а также тема «Средние величины и показатели вариации».
Задания практических работ № 4 и 5 основываются на исходных данных практической работы № 2.
Задачи построены, как правило, на фактических материалах, значительная часть которых имеет не только иллюстрированное, но и самостоятельное, а также познавательное значение.
Примером могут служить данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
Отдельные задачи построены на условных данных.
В большинстве случаев задачи снабжены ссылкой на соответствующий источник.
После выполнения практических работ студентам предлагается ответить на задания тестов и контрольные вопросы.
Задания в виде тестов предназначены для более углубленного освоения студентами курса «Статистика» и призваны облегчить подготовку к практическим занятиям, контрольным работам, зачету и экзамену.
По специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» учебным планом не предусмотрено выполнение контрольной работы на дневном отделении. Студенты заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу. Задания для выполнения контрольной работы и указания по их выполнению приведены в данном учебно – методическом пособии.
Данное учебно – методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей и преподавателей экономических дисциплин.
Тематический план для специальности 080110
№ п/п | Наименование темы | Макси- мальная нагрузка на студента | Количество часов по специальности 080110. | Самост. работа студентов | ||
Всего | В том числе | |||||
Практ. | Контр. работа | |||||
Раздел 1 | Введение в статистику | - | ||||
Тема 1.1 | Предмет, метод и задачи статистики | - | ||||
Тема 1.2 | Задачи и прин- ципы организации госуд. статистики. | - | - | |||
Раздел 2 | Статистическое наблюдение | |||||
Тема 2.1 | Этапы проведения и программно-методоло-гические вопросы. | 2,5 | 0,5 | |||
Тема 2.2 | Формы, виды и способы организации стат. наблюдения. | 2,5 | 0,5 | |||
Раздел 3 | Сводка и группировка стат. данных. | |||||
Тема 3.1 | Задачи и виды стат. сводки | |||||
Тема 3.2 | Метод группировок в статистике | |||||
Тема 3.3 | Ряды распределения в статистике | |||||
Раздел 4 | Способы наг- лядного пред- ставления стат. данных | |||||
Раздел 5 | Стат. показатели | 11,5 | 1,5 | |||
Тема 5.1 | Абсолютные и относительные величины | |||||
Тема 5.2 | Средние величины | 6,5 | 0,5 | |||
Тема 5.3 | Показатели вариации | |||||
Раздел 6 | Ряды динамики | 9,5 | 1,5 | |||
Тема 6.1 | Виды и методы анализа рядов динамики | 2,5 | 0,5 | |||
Тема 6.2 | Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики | |||||
Тема 6.3 | Модели сезонных колебаний | |||||
Раздел 7 | Индексы в статистике | |||||
Раздел 8 | Выборочное наблюдение | |||||
Тема 8.1 | Способы формирования выборской информации. | - | - | |||
Тема 8.2 | Методы оценки результатов выборочного наблюдения . | |||||
Раздел 9 | Статистическое изучение связи между явлениями | |||||
Тема 9.1 | Методы изучения связи между явлениями | - | - | |||
Тема 9.2 | Корреляционно-регрессионный анализ | |||||
Всего: |
Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. Введение в статистику.
Тема 1.1 Предмет, метод и задачи статистики.
Студент должен:
Иметь представление:
- о предмете и методе статистики.
- о значении дисциплины.
- о взаимосвязи статистики с другими науками.
Предмет и задачи статистики. История статистики, особенности статистической методологии: статистическая совокупность, признак, единица статистической совокупности, статистический показатель. Закон больших чисел.
Самостоятельная работа.
- подготовить сообщение по истории развития статистики.
Тема 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.
Студент должен:
Иметь представление:
- о принципах и схеме организации государственной статистики в РФ.
- о направлениях реформирования российской статистики.
- о задачах и функциях органов государственной статистики в современных условиях.
Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учёта. Статистические стандарты РФ. Структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации стат. учёта.
Самостоятельная работа.
- ознакомиться с работой городского управления статистики.
Раздел 2. Статистическое наблюдение.
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
Студент должен:
Знать:
-этапы проведения статистического наблюдения;
-требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения;
-методы оценки точности статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи, программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистические формуляры, статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль.
Самостоятельная работа.
- подготовить сообщение по истории развития переписи, итоги переписи.
Тема 2.2. Формы, виды, способы организации статистического наблюдения.
Студент должен:
Знать:
- виды и способы организации статистического наблюдения;
- организационные формы статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное, периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, несплошное. Способы наблюдения: непосредственный, документальный, опрос. Формы статистического наблюдения: отчётность, специально-организованное наблюдение, регистры.
Самостоятельная работа.
- составить анкету.
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки.
Студент должен:
Знать:
- задачи и порядок организации статистической сводки;
- виды статистической сводки.
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала. Техника выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Тема 3.2. Метод группировок в статистике.
Студент должен:
Знать:
- значение метода группировок в статистике;
- виды статистических группировок.
Уметь:
- осуществлять группировку данных;
- проводить перегруппировку статистических данных для обеспечения их сопоставимости.
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Типологические, структурные и аналитические группировки. Первичные и вторичные группировки.
Самостоятельная работа.
- составить схему “Виды группировок”.
Практическое занятие.
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике.
Студент должен:
Знать:
- принципы построения и виды рядов распределения статистике;
- способы графического изображения рядов распределения.
Уметь:
- построить ряд распределения, представить его графическое изображение и произвести анализ полученных результатов.
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята, огива.
Самостоятельная работа.
- построить огиву и кумуляту.
Практическое занятие.
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.
Студент должен:
Знать:
- элементы, виды и правила построения таблиц и графиков.
Уметь:
- разрабатывать макет статистических таблиц;
- графически изображать статистические данные;
- анализировать данные таблиц и графиков.
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц. Правила построения таблиц, их анализ. Статистические графики: понятие, элементы графика, виды графиков.
Самостоятельная работа.
- по материалам периодической печати подготовить наглядное пособие: “Примеры видов графиков, статистических таблиц”.
Раздел 5. статистические показатели.
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины.
Студент должен:
Знать:
- значение и виды абсолютных величин;
- виды и методы исчисления относительных величин.
Уметь:
- рассчитывать и анализировать относительные величины.
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели, единицы измерения. Относительные величины: понятие, виды, формы выражения.
Самостоятельная работа.
- привести примеры расчёта относительных величин.
Практическое занятие.
Тема 5.2. средние величины.
Студент должен:
Знать:
- значение средних величин;
- методы расчёта средних показателей;
- структурные средние величины.
Уметь:
- определять средний уровень изучаемого явления.
Степенные средние величины: средняя арифметическая, гармоническая, квадратическая, геометрическая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчёт средних показателей способом моментов. Взвешенные и не взвешенные средние степенные величины. Структурные средние величины в статистике.
Практическое занятие.
Тема 5.3. Показатели вариации.
Студент должен:
Знать:
- понятие вариации, её значение;
- абсолютные и относительные показатели вариации.
Практическое занятие.
Раздел 6 Ряды динамики в статистике.
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.
Студент должен:
Знать:
- понятие и элементы динамического ряда;
- виды рядов динамики;
- методы анализа рядов динамики.
Уметь:
- анализировать динамику изучаемых явлений.
Ряды динамики. Виды рядов динамики, показатели изменения уровней рядов динамики. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Самостоятельная работа.
- рассчитать показатели ряда динамики, оформить выводы.
Практическое занятие.
Тема 6.2 Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики.
Студент должен:
Знать:
- компоненты ряда динамики;
- метод укрупнения интервалов;
-метод скользящей средней;
- методы аналитического выравнивания динамических рядов.
Уметь:
- выявлять и прогнозировать основную тенденцию в рядах динамики.
Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Практическое занятие.
Тема 6.3 Методы сезонных колебаний.
Студент должен:
Иметь представление:
- о природе сезонных колебаний;
- о методах изучения сезонных колебаний.
Знать:
- способы расчёта индексов сезонности.
Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
Раздел 7. Индексы в статистике.
Студент должен:
Знать:
- понятие и классификацию индексов;
- значение индексного метода;
- способы исчисления индексов;
- взаимосвязи между индексами.
Уметь:
- рассчитывать индивидуальные и общие индексы;
- производить факторный анализ на основе индексного метода.
Индексы. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Взаимосвязь индексов. Факторный анализ.
Практические занятия.
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике.
Тема 8.1 Способы формирования выборочной совокупности.
Студент должен:
Знать:
- значение выборочного наблюдения;
- способы формирования выборочной совокупности;
- методы определения необходимого объёма выборки.
Выборочное наблюдение. Способы отбора единиц в выборку. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.
Тема 8.2 Методы оценки результатов выборочного наблюдения.
Студент должен:
Знать:
- основные характеристики генеральной и выборочной совокупности;
- методы оценки результатов выборочного наблюдения;
- применения выборочного наблюдения в экономических и социальных исследованиях.
Генеральная и выборочная совокупность. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
Раздел 9 Статистическое изучение связи между явлениями.
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.
Студент должен:
Иметь представление:
- о факторных и результативных признаках в статистике;
-о функциональной связи и стохастической зависимости;
- о количественных критериях оценки связи.
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.
Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ.
Студент должен:
Иметь представление:
- о задачах корреляционно-регрессивного анализа;
- о парной регрессии на основе метода наименьших квадратов и метода группировок;
- о методах оценки существенной связи.
Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Линейная и нелинейная регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии.
Тематика практических работ.
Раздел, тема | № № практической работы практической работы | Тема |
Раздел 3. Тема 3.2 | №1 | Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных. |
Тема 3.3 | №2 | Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения. |
Раздел 5 Тема 5.1 | №3 | Расчет и анализ относительных величин. |
Тема 5.2 | №4 | Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов. Расчет моды и медианы. |
Тема 5.3 | №5 | Оценка степени вариации изучаемого признака. |
Раздел 6. Тема 6.1 | №6 | Анализ динамики изучаемых явлений. |
Тема 6.2 | №7 | Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики. |
Раздел 7 | №8-9 | Расчет индивидуальных и общих индексов в агрегатной и средней форме. Факторный анализ. |
Практикум по дисциплине «Статистика»
Практическая работа № 1 по теме «Проведение сводки и группировки статистических данных».
Цель: закрепить навыки по проведению сводки и группировки статистических данных.
Методические указания и решение типовых задач.
Статистическое наблюдение – сбор и регистрация наблюдаемых фактов и их признаков.
В результате статистического наблюдения получают первичные данные о единицах совокупности, которые на следующем этапе статистического исследования обобщаются в группы, систематизируются.
Статистическая сводка – научно – организованная обработка первичных данных с целью получения обобщенной характеристики изучаемых явлений.
Простая сводка заключается в простом подсчете общих итогов, сложная – в группировке единичных данных в группы по однородному признаку, подсчете итогов по группам и представлении результатов в виде статистических таблиц.
Статистические группировки в зависимости от решаемых задач подразделяются на типологические, структурные и аналитические.
Статистическая группировка позволяет дать характеристику размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерность.
Важным направлением в статистической сводке является построение рядов распределения.