Принцип отношения правдоподобия

Выясним, как конкретно получаются те функции от результатов наблюдения (критические статистики Принцип отношения правдоподобия - student2.ru ), по значениям которых принимается окончательное решение о том, соответствует ли проверяемая гипотеза имеющимся у нас данным или противоречит им.

Сущность принципа отношения правдоподобия

в общем случае представление о сравнительной правдоподобности имеющихся наблюдений Принцип отношения правдоподобия - student2.ru (в отношении проверяемой и альтернативной гипотез) дает нам сопоставление соответствующих функций правдоподобия и, в частности, их отношение

Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , (1)

где Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – значения функций правдоподобия наблюдений Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , вычисленные в предположении справедливости соответственно гипотез Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и Принцип отношения правдоподобия - student2.ru . Очевидно, чем правдоподобнее наблюдения в условиях гипотезы Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , тем больше функция правдоподобия Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и тем меньше величина Принцип отношения правдоподобия - student2.ru . Если Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – плотность распределения статистики Принцип отношения правдоподобия - student2.ru при условии справедливости гипотезы Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , то построение критерия проверки гипотезы Принцип отношения правдоподобия - student2.ru с заданным уровнем значимости Принцип отношения правдоподобия - student2.ru сводится к определению Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -ой точки Принцип отношения правдоподобия - student2.ru распределения Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и к реализации следующего правила:

если Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , то гипотеза Принцип отношения правдоподобия - student2.ru отвергается с вероятностью ошибиться, равной Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , так как в соответствии с законом Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и при справедливости гипотезы Принцип отношения правдоподобия - student2.ru возможно осуществление события Принцип отношения правдоподобия - student2.ru с вероятностью Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , т.е.

Принцип отношения правдоподобия - student2.ru ;

если Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , то гипотеза Принцип отношения правдоподобия - student2.ru не отвергается.

Критерии, основанные на статистиках Принцип отношения правдоподобия - student2.ru вида (1) и процедуре, рассмотренной выше, называются критерии отношения правдоподобия. Их практическая реализуемость и предпочтительность по отношению к другим возможным критериям основаны на следующих фактах.

· Критерии отношения правдоподобия являются наиболее мощными среди всех других возможных критериев.

· Плотность Принцип отношения правдоподобия - student2.ru распределения критической статистики Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , как правило, без труда восстанавливается по функции правдоподобия Принцип отношения правдоподобия - student2.ru наблюдаемой случайной величины.

Методы проверки статистических гипотез: примеры статистических критериев

Критерии согласия

Критерии согласия предназначены для статистической проверки гипотез о модельном виде закона распределения вероятностей исследуемой случайной величины.

Критерий согласия Принцип отношения правдоподобия - student2.ru Пирсона

Этот критерий позволяет проверять гипотезы вида Принцип отношения правдоподобия - student2.ru как для дискретных, так и для непрерывных случайных величин, когда параметры Принцип отношения правдоподобия - student2.ru известны или являются неизвестными. Если гипотеза Принцип отношения правдоподобия - student2.ru истинна, то при некоторых, достаточно общих условиях распределение критической статистики

Принцип отношения правдоподобия - student2.ru (2)

сходится (при Принцип отношения правдоподобия - student2.ru ) к Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -распределению.

В непрерывном случае статистика (2) строится по группированным данным. Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – это общее число интервалов; Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – число выборочных данных, попавших в Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -ый интервал; Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – векторный параметр, который участвует в выражении модельной функции распределения Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , а Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – его состоятельная оценка (более корректным способом оценивания считается тот, при котором в качестве Принцип отношения правдоподобия - student2.ru используется оценка максимального правдоподобия, построенная по группированным данным); Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – число неизвестных параметров, оцениваемых по выборке (в случае известных значений параметров Принцип отношения правдоподобия - student2.ru ); Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – это результат модельного расчета вероятности попасть в Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -ый интервал, т.е.

Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , (3)

где Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – соответственно левый и правый концы в Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -го интервала.

Случай анализа дискретной случайной величины отличается от предыдущего тем, что мы работаем с исходной (а не группированной) выборкой; Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – число выборочных данных, равных Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -му возможному значению Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , Принцип отношения правдоподобия - student2.ru – число всех возможных значений случайной величины;

Принцип отношения правдоподобия - student2.ru . (4)

Процедура проверки гипотезы критерием Пирсона.

1. По данным выборки Принцип отношения правдоподобия - student2.ru найти состоятельную оценку Принцип отношения правдоподобия - student2.ru параметров Принцип отношения правдоподобия - student2.ru .

2. вычислить значение критической статистики Принцип отношения правдоподобия - student2.ru .

3. по заданному уровню значимости критерия Принцип отношения правдоподобия - student2.ru из таблиц процентных точек Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -распределения находим Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и Принцип отношения правдоподобия - student2.ru -ые точки Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и Принцип отношения правдоподобия - student2.ru «хи-квадрат» распределения с Принцип отношения правдоподобия - student2.ru степенями свободы.

4. если Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , то гипотеза не отклоняется; если же Принцип отношения правдоподобия - student2.ru или Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , то гипотеза отклоняется. Отвержение выдвинутой гипотезы в случае «слишком маленьких» значений статистики критерия Принцип отношения правдоподобия - student2.ru на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Действительно, статистика Принцип отношения правдоподобия - student2.ru характеризует степень отклонения эмпирического распределения случайной величины Принцип отношения правдоподобия - student2.ru от гипотетического Принцип отношения правдоподобия - student2.ru ; чем меньше Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , тем меньше это отклонение. Но хотя Принцип отношения правдоподобия - student2.ru и является мерой отклонения гипотетического закона Принцип отношения правдоподобия - student2.ru от истинного, но мерой случайной, т.е. величиной, подверженной обязательному неконтролируемому рассеянию. В этом отношении одинаково неправдоподобными следует считать как слишком большие значения Принцип отношения правдоподобия - student2.ru , так и слишком малые. Слишком малые значения Принцип отношения правдоподобия - student2.ru могут говорить о неудачном выборе закона Принцип отношения правдоподобия - student2.ru (искусственное завышение числа параметров, от которых этот закон зависит). Другими причинами могут являться нарушения корректности или объективности техники выборочного обследования.

Наши рекомендации