Анализ объемов производства и реализации продукции
Данный раздел включает: анализ динамики товарной продукции; анализ влияния внутренних факторов на изменение товарной продукции; анализ реализации товарной продукции.
Объем продукции – один из важнейших показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Объем производства характеризуется товарной продукцией, объем реализации – реализованной товарной продукцией. Количество выпущенной и реализованной продукции определяется материально-технической базой предприятия, его организационно-техническим уровнем, эффективностью использования производственных ресурсов. В свою очередь, объем продукции влияет на все другие стороны деятельности – себестоимость, прибыль, рентабельность и финансовое состояние предприятия. Поэтому, чтобы понять важнейшие причины изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, надо разобраться в том, как осуществлялось производство продукции, и какими были его результаты.
Анализ объемов производства начинается с характеристики основных видов выпускаемой продукции и оценки динамики товарной продукции в сопоставимых ценах за 5 лет для чего товарная продукция в действующих ценах приводится в сопоставимый вид, при этом оформляется таблица, в которой указывается товарная продукция в действующих ценах, индексы цен или действующие цены по годам и стоимость продукции в сопоставимых ценах (представить таблицу приведения ТП в сопоставимый вид).
В таблицах, содержащих динамику изучаемых показателей, следует указывать название предприятия.
Таблица 1. Динамика товарной продукции
Год | Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб. | Абсолютный прирост, руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное изменение на 1% прироста, руб. | ||||
к пред. году | к баз. году | к пред году | к баз. году | к пред году | к баз. году | к пред. году | к баз. году | ||
В анализе проводится расчет среднего темпа роста товарной продукции ( Т р ) к предыдущему году и к базисному по формуле:
, (1)
где Тр1, Тр2, Трn – темпы роста за 1-й, 2-й и n-й годы, ед.
Для наглядности динамика товарной продукции может быть представлена на графике.
В анализе динамики дается характеристика общей тенденции изменения объемов товарной продукции с описанием наибольших отклонений в положительную и отрицательную сторону и причин, повлиявших на эти изменения.
Далее проводится обобщенный факторный анализ товарной продукции, который позволяет выявить основные направления поиска резервов повышения интенсивности использования производственных ресурсов. Количественно оценку влияния внутренних факторов, связанных с интенсивностью использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов можно установить любым способом факторного анализа.
Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа товарной продукции
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Абсолютное изменение | Темп роста, % |
1.Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб. 2.Среднесписочная численность ППП, чел. 3.Среднегодовая производительность труда 1 работника, руб./чел. 4.Материальные затраты, руб. 5.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб. 6.Материалоотдача, руб./руб. 7.Фондоотдача, руб./руб. |
1) Для оценки влияния на изменение товарной продукции факторов, характеризующих использование трудовых ресурсов, используется следующая факторная зависимость:
ТП = Ч * ПТ ,(2)
где ТП – стоимость товарной продукции;
Ч – среднесписочная численность ППП ;
ПТ - среднегодовая производительность труда 1 работника.
2) Для оценки влияния факторов, характеризующих использование материальных ресурсов, используется следующая факторная зависимость:
ТП = МЗ * Mо ,(3)
где МЗ – сумма материальных затрат;
Мо - материалоотдача.
3)Для оценки влияния факторов, характеризующих использование основных производственных фондов, используется следующая факторная зависимость:
ТП = F * fo , (4)
где F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
fo - фондоотдача.
Оценку влияния факторов следует свести в таблицу и сделать выводы по влиянию на товарную продукцию каждой группы факторов с указанием основного фактора и характеристикой изменения интенсивности и экстенсивности использования тех или иных ресурсов.
Для выявления причин изменения товарной продукции, учитывающих особенности отрасли, производства, техники и технологии, необходимо использовать специальные факторные зависимости и дополнить ими обобщенный факторный анализ.
Реализованной продукцией называется товарная продукция, оплаченная покупателями и/или отгруженная, оплата которой находится в пути.
Стоимость реализованной продукции (ОР) по отгрузке может быть представлена следующей зависимостью:
ОР = ТП + ОГПнг – ОГПкг,(5)
где ОГПнг и ОГПкг –стоимость остатков готовой продукции на начало и конец года соответственно;
ТП – стоимость товарной продукции отчетного года.
Стоимость реализованной продукции по оплате:
ОР = ТП + ОГПнг – ОГПкг + ОНнг – ОНкг,(6)
где ОНнг и ОНкг –стоимость отгруженной готовой продукции, неоплаченной покупателями, на начало и конец года соответственно.
Факторный анализ реализованной продукции можно провести на основе таблицы 3. В анализе реализованной продукции следует обратить внимание на изменение неоплаченной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец года, сделать вывод о влиянии их на изменение объема реализованной продукции. Если остатки готовой продукции на конец года увеличились, то необходимо изучить причины накоплений, спрос, качество выпускаемой продукции и надежность потребителей.
Оценку влияния изменения цен и объема на стоимость реализованной продукции необходимо провести индексным способом, используя следующую факторную модель:
ОР = åVi * Цi , (7)
где Vi – объем реализованной продукции i-го вида в натуральном выражении;
Цi – цена за единицу реализованной продукции i-го вида.
Таблица 3. Анализ реализованной продукции
Показатели | Предыдущий год, руб. | Отчетный год, руб. | Темп роста, % | Влияние факторов на стоимость реализованной продукции | |
Руб. | % | ||||
Стоимость товарной продукции в действующих ценах предприятия Остаток нереализованной продукции на начало года Остаток нереализованной продукции на конец года Остаток неоплаченной продукции на начало года Остаток неоплаченной продукции на конец года Стоимость реализованной продукции в действующих ценах |