Понятие, виды и классификация таможенных платежей
Статистика таможенных платежей
«Статистика таможенных и иных платежей – один из важнейших разделов специальной таможенной статистики. Предметом изучения статистики таможенных платежей являются ход выполнения и результаты фискальной деятельности, возложенной на таможенные органы.
Значение данного раздела таможенной статистики связано с тем, что таможенные платежи, налоги, сборы являются важной частью пополнения федерального бюджета страны. Статистика таможенных и иных платежей призвана служить объективной основой планирования отчислений в бюджет, определения возможных резервов его пополнения. Статистика таможенных и иных платежей служит также основой для разработки политики внешнеторгового регулирования. Таможенные платежи являются инструментом, воздействующим на товарные потоки, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из страны тех или иных товаров.
В связи с этим основными задачами статистики таможенных и иных платежей являются:
1) получение объективной информации о начислении и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов участниками внешнеэкономической деятельности за определённый период времени;
2) анализ соотношения начисленных, взысканных и перечисленных в доход федерального бюджета сумм таможенных платежей по видам платежей в торговом и неторговом обороте;
3) анализ доли таможенных платежей в доходной части бюджета страны и тенденций её изменения;
4) разработка системы показателей, позволяющей объективно оценить результаты и эффективность работы таможенных органов по взиманию таможенных платежей;
5) обеспечение органов государственного управления информацией о поступлении таможенных платежей в федеральный бюджет и о возможных резервах пополнения федерального бюджета и др. задачи» [1].
Понятие, виды и классификация таможенных платежей
Таможенные платежи являются важной составляющей таможенного дела и таможенной политики государства. За счет таможенных платежей государство обеспечивает значительную часть своего федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
Акцизы – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги, включаемые в цену изделия или тариф, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами. Акцизы включаются в цену товара и позволяют государству изъять или «отрубить» часть стоимости, которая не отражает ни эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных товаров.
Акцизы возникают в том случае, если цена равновесия на какой-либо товар (например, на водку, табак, кофе) устойчиво и значительно отклоняется от издержек производства. Государство с помощью акцизов взимает ту часть стоимости, которая не отражает фактическую эффективность товаров и его потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации. Если бы государство не изымало акциз, то производители товаров имели бы незаслуженную высокую прибыль.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 318 ТК РФ).
«Таможенные платежи являются объектом исследования в статистике таможенных платежей и представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии Бюджетным кодексом РФ таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета. Виды таможенных платежей регламентируются ТК РФ, представлены на рис. 1» [2].
Рис. 1. Виды таможенных платежей
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров – с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров – с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ (п. 1 ст. 319 ТК РФ).
Таможенная пошлина представляет собой некий взнос в виде суммы денег, который взимают таможенные органы при прохождении товаров и транспортных средств через таможенную границу, и является обязательной мерой таможенного регулирования. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (п. 1 ст. 320 ТК РФ).
При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 320 ТК РФ).
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров (п. 4 ст. 320 ТК РФ).
Из статьи 321 ТК РФ следует, что общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин.
Классификация таможенных платежей приведена в табл.1
Критерий классификации | Вид платежа | Разновидность таможенного платежа |
По виду платежей | Таможенные пошлины | ввозная пошлина |
вывозная пошлина | ||
Налоги | налог на добавленную стоимость (НДС), | |
акциз | ||
Сборы | таможенные сборы за таможенное оформление | |
таможенные сборы за таможенное сопровождение | ||
таможенные сборы за хранение товаров | ||
По степени поступления средств в соответствии с порядком их взыскания: | Таможенные платежи | начисленные |
взысканные | ||
перечисленные | ||
отсрочки | ||
рассрочки | ||
средства в пути на счета таможенного органа | ||
поступившие | ||
По степени выполнения планового задания | Таможенные платежи | плановый уровень |
фактическое выполнение | ||
недовыполнение планового задания | ||
перевыполнение планового задания |
«Классификация по виду платежей позволяет изучать структуру таможенных платежей и её изменение во времени. Классификация по степени поступления средств позволяет анализировать полноту взыскания, перечисления, поступления денежных сумм, а также оценивать значение предоставляемых льгот, отсрочек и т.д. Последняя классификация даёт возможность анализировать степень выполнения планового задания и оценивать объёмы его невыполнения или имеющиеся в таможенных органах резервы по увеличению объёмов перечисления платежей» [2].
В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными платежами, т. е. пошлинами и налогами, служат товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
«Наиболее значимое место в структуре таможенных платежей занимают таможенные пошлины (ввозные и вывозные).
Таможенная пошлина – это косвенный налог, взимаемый государством при перемещении отдельных видов товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, регулирующий развитие внутреннего рынка и способствующий интеграции страны в мировое сообщество. Классификация таможенных пошлин представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация таможенных пошлин
Критерий классификации | Виды пошлины | Краткая характеристика |
По объекту обложения | Импортные (ввозные) | Взимаются с импортируемых товаров, выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов, позволяют повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых |
Экспортные (вывозные) | Взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию, применяется к товарам, в области экспорта которых страна обладает монополией | |
Транзитные | Взимаются за провоз товара по территории данной страны, носят фискальный характер | |
По способу взимания | Специфические | Устанавливаются в определенной сумме с единицы объема, веса или количества товара, позволяя ограничить уклонение от таможенных налогов путем занижения фактурных цен на импортные товары |
Адвалорные | Устанавливаются в виде определенного процента с цены товара, поэтому поступления от них в бюджет зависят от колебаний конъюнктуры цен на мировых рынках | |
Смешанные | Комбинация специфических и адвалорных ставок, позволяющая в зависимости от колебаний цены на тот или иной товар отдавать предпочтение более эффективной ставке | |
Страна происхождения товара | Максимальные | Устанавливаются для всех стран |
Минимальные | Применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования | |
Преференциальные | Предоставляются отдельным странам, они ниже минимальных или равны нулю, что означает беспошлинный провоз | |
По порядку установления | Сезонные | Устанавливаются правительством страны для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок не более 6 месяцев в году, при этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом не применяются |
Антидемпин-говые | Устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их номинальная стоимость в стране вывоза (на момент вывоза), если такой импорт влечет за собой неблагоприятные последствия для национальных производителей | |
Специальные | Применяются для охраны внутреннего рынка, если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям, а также как ответная мера на дискриминационные действия других стран | |
Компенсацион-ные | Взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара | |
По характеру происхождения | Автономные | Устанавливаются государственной властью внутри данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двухсторонних актов (договоров), величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами |
Конвенционные | Устанавливаются в процессе переговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке |
Изменение таможенных пошлин является одним из важных механизмов регулирования экономической ситуации в стране. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. В то же время целесообразно использовать временное повышение таможенных пошлин для защиты отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными товарами-аналогами.
Для расчета таможенных пошлин применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны происхождения товара.
Таможенный тариф – это инструмент государственного регулирования внешней торговли и внутреннего рынка, представляющий собой документ, содержащий правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу государства. Можно выделить 2 основных функции, присущие таможенному тарифу – фискальная и регулирующая.
Фискальная (от лат. «фиск» – государственная казна) обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Регулирующая функция подразделяется на 3 вида:
1) протекционистская (защита отечественных товаропроизводителей путем установления ввозных пошлин выше разницы между национальными и мировыми ценами);
2) стабилизирующая (выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства путем применения пошлин, которые не создают преимущества для тех или других товаров, то есть ввозные пошлины устанавливаются в соответствии с разницами между мировыми и национальными ценами);
3) стимулирующая (установление ввозных пошлин ниже разницы между национальными и мировыми ценами, тем самым создавая более широкие возможности для импорта товаров).
В развитых государствах таможенно-тарифное регулирование выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию. В России же фискальная роль является преобладающей» [2].
Основные источники данных статистики таможенных платежей
«Основным источником данных по таможенным платежам является ГТД. В ГТД основной графой, характеризующей таможенные платежи, является графа 47 – «Исчисление таможенных пошлин и сборов». Эта графа представляет собой таблицу, которая отражает начисленные платежи по оформленной операции. В таблице указываются:
- вид таможенного платежа и его код,
- размер ставки соответствующего платежа,
- причитающаяся к уплате сумма платежа,
- способ платежа (условное начисление, отсрочка или рассрочка по платежам).
Информация 47 графы ГТД позволяет вести оперативную и достоверную статистику таможенных платежей в части, касающейся начисления денежных сумм. Такая информация даёт возможность исследовать динамику начисления таможенных платежей, их структуру и др. задачи.
Для ведения статистики таможенных и иных платежей используется информация графы «В» ГТД «Подробности подсчёта». В отличие от 47 графы в данной графе отражается информация по реально взысканным таможенным платежам. Указывается отдельно по каждому виду платежа общая сумма взысканий, которая состоит из платежей по основному листу ГТД и каждому добавочному листу. Информация графы «В» позволяет вести статистику таможенных и иных платежей с точки зрения реального взыскания денежных сумм. Обладая массивом данных ГТД можно сопоставлять начисленные и взысканные платежи, что позволяет понять и оценить значение предоставленных льгот, отсрочек, выявить факторы, влияющие на сбор таможенных платежей, разработать предложения по улучшению ситуации в области взимания таможенных платежей.
Большое значение для статистики таможенных и иных платежей имеют стоимостные графы ГТД: 42 графа – фактурная стоимость, 45 графа – таможенная стоимость и 46 графа – статистическая стоимость. В особенности это касается таможенной стоимости, которая используется в качестве налогооблагаемой базы для начисления таможенных платежей.
Система учета и контроля таможенных платежей
В целях обеспечения полноты и своевременности взимания таможенных платежей, перечисления их в доходную часть федерального бюджета и для формирования достоверной отчётности необходимо проводить работу по учёту и контролю таможенных платежей.
Система учёта и контроля таможенных платежей включает следующие составляющие:
- учёт и контроль правильности начисления платежей по операциям, оформленным с помощью ГТД;
- учёт и контроль полноты взимания платежей;
- учёт и контроль своевременности и полноты перечисления платежей, отражённых в ГТД, на счета ФТС и в бюджет;
- учёт и контроль полноты поступления таможенных платежей на счета ФТС и в бюджет;
- контроль обоснованности возвратов таможенных платежей, авансовых остатков;
- контроль ведения банковских счетов таможенных органов (депозитного и валютного);
- контроль составления достоверной отчётности по денежным средствам на счетах таможенных органов.
Среди перечисленных направлений контроля важнейшую роль выполняет первое направление – контроль правильности начисления платежей. Это объясняется тем, что при отсутствии правильного начисления таможенных платежей в ГТД контроль по остальным направлениям не имеет смысла.
Для практической реализации указанной системы учёта и контроля в отделы таможенных платежей поступают следующие документы:
- экземпляры ГТД,
- документы контроля,
- копии платёжных документов,
- выписки и платёжные документы банка, где открыт счёт таможенного органа.
Вся информация, поступающая в отделы таможенных платежей, регистрируется с помощью ведения учётных записей, которые систематизируются в хронологическом порядке с использованием программных средств.
Таким образом, в отделах таможенных платежей формируется информация по лицевым счетам участников внешней торговли, о состоянии банковских счетов таможенных органов, справочная информация, отчётность для ФТС, аналитическая информация. Информация проверяется путём сопоставления данных ГТД и платёжных документов.
Чёткая организация и проведение проверок правильности начисления, взимания и перечисления таможенных платежей позволяет получать объективную информацию для статистики таможенных и иных платежей.
Технология формирования статистики таможенных
платежей. Представление данных о перечислении таможенных
платежей органам государственного управления
Технология формирования статистики таможенных и иных платежей включает ГТД как первичный источник информации о начислении и взыскании денежных средств, платёжные документы и сведения по банковским счетам о поступлении средств, а также формы статистической отчётности, которые являются важным инструментом статистики таможенных платежей.
Учитывая важность фискальной функции в работе таможенных органов, формирование статистической отчётности по начислению, взысканию и перечислению таможенных платежей имеет особое значение. Это связано с тем, что итоговые данные по статистике таможенных платежей ФТС ежемесячно представляет в Министерство финансов в виде отчёта. В отчёте приводятся данные по таможенным платежам за отчётный месяц и нарастающим итогом с начала отчётного года. В отчёте указывается общая сумма поступивших таможенных платежей («Всего поступлений»), а также в разбивке по видам платежей. С целью реализации Министерством финансов функции контроля за деятельностью таможенной системы по перечислению таможенных платежей, в отчёте указываются данные по запланированному уровню, по реальному перечислению средств в бюджет, данные по отклонению от планового задания. Указывается процент выполнения планового задания и приводятся сведения по удельному весу отдельных видов таможенных платежей в общем объёме поступлений, т.е. о структуре таможенных платежей, поступающих в бюджет.
На основе представленных отчётов от ФТС и других служб (налоговая, Госкомимущество и др.) Министерство финансов формирует сводную информацию по всем доходам бюджета страны и информирует Правительство о ходе поступления платежей, налогов и других обязательств.
Показатели и основные направления анализа данных
статистики таможенных платежей
Сущность анализа таможенных платежей состоит в аналитическом обеспечении принятия конкретных управленческих решений, основываясь на фактических данных, которыми располагает статистика таможенных платежей.
Что касается данных статистики таможенных платежей, то в отличие от других разделов таможенной статистики, они представляют собой только стоимостные объёмы платежей как в целом, так и по отдельным элементам любой их классификации. Поэтому основная масса показателей статистики таможенных платежей – это стоимостные показатели.
Для оценки эффективности работы таможенных органов по взиманию и перечислению платежей используются показатели соотношения:
- соотношение взысканных и начисленных таможенных платежей,
- соотношение перечисленных и взысканных платежей,
- соотношение поступивших и перечисленных платежей.
Эти показатели позволяют оценивать полноту взыскания, перечисления или поступления таможенных платежей и выражаются, как правило, в процентах. Предельное значение этих показателей должно быть равно 100%. Однако, если в отчётном периоде взысканы, перечислены или поступили средства за предыдущие периоды (например, за предыдущий месяц), то указанные показатели могут по величине превысить 100%. Это может свидетельствовать либо о несвоевременности взыскания или перечисления средств, либо о широко применяемых льготах (отсрочках, рассрочках и т.д.).
Кроме указанных к числу основных показателей для оценки эффективности работы таможенных органов по взиманию платежей относят условно-фактический уровень налогообложения.Он определяется как отношение суммы поступивших таможенных платежей к стоимости товаропотока.
Оценка эффективности контроля правильности исчисления, своевременности и полноты перечисления платежей таможенными органами проводится по показателям:
1. Сумма таможенных платежей, перечисленных в бюджет.
2. Доля возникшей суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в общей сумме денежных средств, перечисленных в федеральный бюджет.
Общий подход к анализу данных статистики таможенных платежей утверждается ФТС и включается в «Методику анализа деятельности таможенных органов».
Основными статистическими методами анализа данных статистики таможенных платежей являются анализ динамики, изучение структуры таможенных платежей и её изменений и изучение факторов, оказывающих влияние на собираемость платежей.
Изучение структуры таможенных платежей – важный вопрос, т.к. административным решением могут быть отменены или изменены любые элементы структуры платежей, как это было сделано в 1996 г., когда были отменены экспортные пошлины. Такие решения приводят к существенным изменениям структуры таможенных платежей в целом, а также к изменению её элементов.
На собираемость платежей оказывают влияние различные факторы. К таким факторам можно отнести инфляцию, изменение курса доллара, изменение товарной или географической структуры внешней торговли российских предприятий, меры государства по усилению или ослаблению тарифных и нетарифных ограничений, конъюнктурная ситуация на мировых рынках и др. Из всего перечня факторов определяются те, которые оказывают положительное влияние на собираемость платежей. На основе анализа факторов разрабатываются рекомендации по реализации мер по повышению собираемости таможенных платежей» [2]..
Статистический анализ динамики и структуры таможенных платежей
«Данные о размерах перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет за период с 2000 по 2006 годы по их видам представлены в таблице 2.
Таблица 2. Величина таможенных платежей в федеральный бюджет РФ, млрд.руб.
Вид платежа | Годы | ||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Ввозная таможенная пошлина | 64,4 | 104,0 | 128,7 | 158,0 | 204,2 | 270,9 | 341,6 |
Вывозная таможенная пошлина | 164,3 | 224,8 | 194,8 | 294,7 | 655,6 | 1351,9 | 1895,8 |
НДС | 101,2 | 161,5 | 220,3 | 263,0 | 320,6 | 425,6 | 559,5 |
Акциз при ввозе | 2,6 | 3,1 | 3,5 | 4,4 | 7,5 | 17,6 | 17,2 |
Акциз при вывозе | 7,4 | 10,4 | 0,8 | – | – | – | – |
Таможенные сборы и иные платежи | 18,9 | 36,1 | 40,2 | 37,5 | 31,7 | 36,1 | 48,1 |
Итого | 358,8 | 539,9 | 588,3 | 757,6 | 1219,6 | 2102,1 | 2862,2 |
Проанализировав[1] данные таблицы 2 можно сделать общий вывод о том, что поступление таможенных платежей в федеральный бюджет неуклонно растет. Особенно сильный рост наблюдается с 2004 года, что связано с применением нового ТК РФ, отвечающего мировым требованиям, в том числе способствующего существенному упрощению таможенных процедур.
На основе данных таблицы 2 можно визуально оценить структуру таможенных платежей, для чего построена следующая диаграмма (рис. 2).
Рис. 2. Структура таможенных платежей в федеральный бюджет, млрд.руб.
Для количественной оценки изменений в структуре таможенных платежей рассчитываются показатели сравнения структуры по формулам 1-3.
Однако изменения структуры не сводятся к возрастанию и уменьшению долей элементов этой структуры. В ряде практических задач особую роль имеют ранги долей, то есть порядковые номера (места), присваиваемые этим долям[2]. На основе изменения (различия) рангов долей можно определить 2 ранговых показателя[3]:
1. Линейный коэффициент изменения (различия) рангов долей (ЛКR) – это отношение фактической суммы модулей изменения рангов к предельно возможной сумме модулей при n элементах структуры. Для четного n определяется по формуле (1), а для нечетного n – по формуле (2):
, (1) , (2)
где R1i и R0i – ранги доли i-го элемента структуры в отчетном и базисном периодах.
2. Квадратический коэффициент интенсивности изменения (различия) рангов долей (ККR) основан на коэффициенте корреляции рангов Спирмена, особенностью которого является то, что он позволяет определить корреляцию по таким признакам, которые нельзя выразить численно, но можно проранжировать. При полном совпадении рангов долей в базисном и отчетном периодах коэффициент Спирмена равен +1, а при максимальном изменении рангов (первый становится последним, порядок рангов «переворачивается») коэффициент Спирмена составит –1, следовательно максимальное значение изменения коэффициента Спирмена равно 2. Чтобы получить показатель степени интенсивности изменения рангов элементов структуры, следует отклонение фактического коэффициента Спирмена от единицы разделить на 2:
. (3)
Перечисленные показатели различия структуры рассчитываются также для оценки изменений в структуре таможенных платежей по различным таможенным управлениям (в географическом разрезе)[4], таможням, таможенным постам.
Методические указания
Для оценки изменения в структуре таможенных платежей в федеральный бюджет по данным таблицы 2 рассчитаем ранговые показатели сравнения структуры по формулам (1)–. (3). Для чего выполним вспомогательный расчет долей каждого вида платежа в 2000 и 2006 годах по формуле Ошибка! Источник ссылки не найден. в таблице 3 с точностью до 3-х знаков после запятой (5 и 6 столбцы), а в 7 и 8 столбцах определим ранги каждого вида платежа.
Таблица 3. Расчет коэффициентов различия рангов долей
№ групп | Вид платежа | 2006 год | 2000 год | d1 (2006) | d0 (2000) | R1 | R0 | |R1-R0| | (R1-R0)2 |
Ввозная пошлина | 341,6 | 64,4 | 0,119 | 0,179 | |||||
Вывозная пошлина | 1895,8 | 164,3 | 0,662 | 0,458 | |||||
НДС | 559,5 | 101,2 | 0,195 | 0,282 | |||||
Акциз при ввозе | 17,2 | 2,6 | 0,006 | 0,007 | |||||
Акциз при вывозе | – | 7,4 | 0,000 | 0,021 | |||||
Тамож. сборы и ин. платежи | 48,1 | 18,9 | 0,017 | 0,053 | |||||
Итого | 2862,2 | 358,8 |
Становится очевидным, что ранги у видов платежей с наибольшими долями (первые 4 места) не изменились, изменения произошли группах с наименьшими долями, что говорит о незначительном изменении структуры платежей в 2006 году по сравнению с 2000 годом.
На основе данных таблицы 3 рассчитаем ранговые показатели сравнения структуры, приняв за базисный период 2000 год, а за отчетный – 2006 год[5].
Измерим с помощью формулы (1) интенсивность изменения рангов долей по данным таблицы 3 (9-й столбец): = 0,111 или 11,1%,
Данное значение свидетельствует об 11,1%-м изменении рангов от максимально возможного, то есть об очень незначительном изменении.
Измерим с помощью формулы . (3) интенсивность изменения рангов долей по данным таблицы 3 (10-й столбец): = 0,029 или 2,9%,
Полученное значение говорит о незначительности различия в структуре таможенных платежей в 2006 и 2000 годах» [2].
[1] Проделать это задание самостоятельно, на основе формул, изученных в темах 3, 5, 6, 7
[2] Ранжирование позволяет определять победителей, призеров (т.е. расставлять по местам), а также аутсайдеров различных сравнений показателей
[3] Существуют и другие показатели, о которых можно прочитать в []
[4] См. контрольные задания к теме
[5] Расчет за остальные периоды (например, за 2006 и 2005 годы) выполните самостоятельно