Понятие, виды, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей

Государство обладает исключительным суверенным правом, таможенной регалией – облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Наиболее ярко финансово-правовой статус таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей.

Таможенные платежи в большинстве стран являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. В Российской Федерации Бюджетный кодекс в ст. 50 определяет, что пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.

Таможенно-тарифное регулирование, будучи одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности, является в то же время и рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Оно представляет собой систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю.

Согласно ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на тамо-­
женную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Рос­-
сийской Федерации;

5) таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

В отличие от ТК РФ 1993 г. Новый ТК РФ не содержит опре­деления таможенных платежей. Законодатель лишь перечисляет виды тамо­женных платежей.

Перечисленные платежи объединяет то, что все они взи­маются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением то­варов и транспортных средств через таможенную границу.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономиче­скому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные сборы).

Необходимо обратить внимание на то, что перечень таможенных платежей

значительно сократился по сравнению с тем, как он выглядел в ТК РФ 1993г.

В новом ТК РФ не предусмотрены такие виды таможенных платежей, как например, плата за информирование и консультирование, принятие предва-рительного решения и др.

Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор. В налоговом законода­тельстве приводятся понятия налога и сбора. Понятие же пошли­ны, в нем отсутствует. Часть 1 ст. 8 ТК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) му­ниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определен­ных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таможенным сбором признается плата за осуществление таможен­ными органами различных мероприятий. Иными словами, таможенные органы осуществляют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. В отличие от нало­гов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг.

В настоящее время положениями Таможенного кодекса не опреде­лены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и упла­ты. Лишь ст. 87 устанавливает, что за таможенное сопровождение (оно осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при внутрен­нем таможенном транзите) взимаются сборы в соответствии с законо­дательством РФ о налогах и сборах. В ТК 1993 г. к их числу, в частно­сти, были отнесены: сборы за таможенное оформление, за таможенное сопровождение, за хранение товаров.

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:

—при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

—при вывозе товаров — с момента подачи таможенной деклара­ции или совершения действий, непосредственно направленных на вы­воз товаров с таможенной территории РФ.

Законодатель предусматривает и основания освобождения от уплаты данной группы таможенных платежей. К ним, согласно ч. 2 ст. 319 ТК, относятся случаи, когда:

— товары в соответствии с законодательством не облагаются тамо­женными пошлинами и налогами;

—в отношении товаров законодательными нормами предоставле­но условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

—общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб.;

—до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможен­ным кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодо­лимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;

—товары обращаются в федеральную собственность.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений ТК о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хране­ния, перевозчик, а также лица, на которых положена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматри­ваются Таможенным кодексом.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных по­шлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза. Если лица приобрели в собственность или по владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконно­сти ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

Законодатель в ст. 321 ТК устанавливает ограничения по объему взимаемых таможенных платежей. Общая сумма ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых товаров не может превы­шать сумму таможенных платежей, подлежащих уплате, если бы това­ры были выпушены для свободного обращения при их ввозе на тамо­женную территорию РФ, без учета пеней и процентов. Исключение со­ставляют случаи, когда эта сумма увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, таможенные платежи являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможен­ную границу. Именно данный фактор (условие перемещения) и предо­пределяет особое место таможенных платежей в системе налогов и сборов Российской Федерации.

Наши рекомендации