Понятие, возникновение и сущность корпораций

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.Понятие, возникновение и сущность корпораций. 4

2. Организационно-правовые формы корпораций. 11

3. Структура управления в корпорациях. 18

4. Корпоративное управление в России. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26


ВВЕДЕНИЕ

Как показывает мировой и отечественный опыт, функционирование отдельного предприятия существенно зависит от многих внешних факторов, на которые отдельное предприятие очень слабо может воздействовать и практически будет неспособно их изменить в нужное время в требуемом направлении.

То, что не удается осуществить отдельному предприятию, может быть реализовано объединением предприятий благодаря координации их совместной деятельности, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых средств и их направления на необходимые всем предприятиям виды обеспечения.

Централизованная реализация основных функций управления: маркетинга, планирования деятельности и организации производства и сбыта, снабжения всеми видами ресурсов – снижает суммарные затраты предприятий, увеличивает их прибыльность, обеспечивает скоординированное научно – техническое сотрудничество предприятий, обмен технологиями, более быстрое внедрение и освоение научно – технических достижений, оказание финансовой помощи для расширения производства и освоения новых рынков сбыта.

Таким образом, создание механизма эффективного корпоративного управления взаимодействием между предприятиями обеспечивает максимизацию прибыли всех сфер бизнеса объединения, устойчивое функционирование предприятий, повышает их безопасность при изменении внешних условий. Этим и объясняется рост масштабов корпоративного объединения предприятий во всех развитых странах мира, появление в высокоразвитых странах транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы в различных частях мира.

Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.

Преимущество корпораций отчетливо наблюдается в сфере информации: общий уровень и качество их информационного обеспечения выше, чем у отдельных предприятий. В корпорациях более точно прогнозируются направления научно – технического прогресса, централизованно и своевременно проводятся НИОКР по созданию и освоению новой продукции и технологии, наиболее полно реализуется весь цикл работ по повышению качества продукции и ее послепродажного обслуживания. Положительное влияние эффекта масштаба производства наблюдается до определенного уровня мощности, превышение которого может привести к росту уровня удельных затрат. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы – проанализировать образование и развитие корпораций с древних времен по нынешнее время

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- дать понятие корпораций;

-рассмотреть организационно-правовые формы корпораций;

-изучить структуру управления в корпорациях;

- определить задачи корпоративного управления в РФ.

Методы исследования:

-обработка, анализ научных источников;

-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования –корпорации

Предмет исследования – развитие и управления корпорациями

Понятие, возникновение и сущность корпораций

Создание людьми тех или иных общественных объединений - это важнейшее условие не только развития, но и элементарного выживания человеческого социума. Следовательно, главными целями создания любого общественного института являлись, во-первых, создание условий для его сохранения и развития, а, во-вторых, защита интересов этого общественного института в борьбе за жизненное пространство. Именно поэтому, уже с древности, возникают такие своеобразные социальные организации, как корпорации. Само понятие «корпорация» возникло относительно поздно, уже в Средние века. Однако, как показывает история, существование корпораций уходит корнями в самую седую древность. Так, уже историю Древнего Египта невозможно представить себе без существования жреческих корпораций, которые пользовались огромным влиянием в древнеегипетском обществе. Подобного рода объединения-корпорации мы можем найти и в Древней Греции - сообщества орфиков, пифагорейцев[1].

В любом корпоративном сообществе со временем формировались определенные нормы сознания и определенный кодекс поведения, которые становились определяющими для всех членов данного сообщества. Подобного рода сознание и поведение получили позднее наименование корпоративного духа.

Корпорации - это группы людей, организованно и продолжительно действующих для достижения общих целей.

Понятие «корпоративного духа» включает в себя множество элементов. Здесь можно вспомнить знаменитый кодекс рыцарской чести - писанные и неписаные правила поведения западноевропейского рыцарства XII - XIV вв., созданные для того, чтобы подчеркнуть отличие воинского дворянского, сословия от других сословий тогдашнего общества. Главным условием рыцарского кодекса было сохранение рыцарской чести. Иначе говоря, каждый отдельный рыцарь в своем каждодневном поведении был обязан защищать честь всего рыцарства, и не имел права уронить этой чести ни в глазах других рыцарей, ни уж тем более в глазах иных сословий. Необходимо сказать, что существование кодекса чести - это характерная черта не только западноевропейского рыцарства, но и любого воинского корпоративного сообщества средневековья. Так, самурайский «Кодекс Бусидо» определял жизнь японского воинского сословия на протяжении нескольких столетий.

Итак, для любого корпоративного сообщества характерно и является главной составляющей всякого корпоративного духа - верность своей корпорации, и защита ее чести. Внутри же самого корпоративного сообщества поддерживаются, с одной стороны, иерархичность, неукоснительное подчинение низших высшим, а с другой стороны, - честь и некое братство, когда высшие не могут нарушить честь и достоинство низших[2].

Корпоративный принцип жизненного устройства пронизывал собой и социальное бытие западноевропейских городов. Уже сами средневековые города были не только экономическими центрами торговли и ремесла, политически (обычно) - крепостью и часто местонахождением гарнизона, административно - судебным органом, но также и скрепленными клятвой верности братствами, коммунами и считались в правовом смысле корпорациями. Обычно за городом закреплялось и важнейшее право на то, что его жители являются свободными людьми. Более того, в те времена действовало правило – «Городской воздух делает свободным». Иначе говоря, зависимый крестьянин, бежавший в город от своего господина и проживший в городе один год и один день, становился свободным.

Каждый город был не только некоей единой корпорацией, но и представлял совокупность более мелких корпораций, устроенных по профессиональному принципу. Это были ремесленные цехи и купеческие гильдии. Деление на ремесленные цехи совпадало часто с разделением города на кварталы и улицы. По похожим принципам строились и купеческие гильдии. Нередко, разбогатевшие купцы, за особый взнос получали в свои руки все управление города, право на избрание главы и членов городского совета. В таком положении был, например, Лондон, ставший в XII веке столицей Англии.

Следовательно, корпоративное устройство социальной жизни - это одно из необходимых условий существования так называемого традиционного общества, которое выросло из родовых отношений. Лишь существование в рамках определенного корпоративного сообщества, соблюдение правил этого сообщества, приверженность корпоративному духу, давала возможность нормального человеческого бытия в Средние века.

Однако развивающаяся экономическая жизнь Западной Европы начинала диктовать совершенно новые правила жизни. Постепенно традиционное общество с его характерным корпоративным делением начинает распадаться и превращаться в гражданское общество, состоящее из отдельных и равных в своих правах граждан. Однако корпорации не исчезают. Сохраняя свое значение некого закрытого сообщества людей, объединенных одной целью, корпорация приобретает еще один, теперь уже чисто экономический смысл. Корпорациями начинают называть и одну из разновидностей так называемого «акционерного общества», история которого тоже уходит в Средние века[3].

Корпорация – это совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой – либо цели и образующих самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо. Как правило, корпорация предусматривает долевую собственность участников и осуществление функции управления профессиональными управляющими (менеджерами), работающими по найму

Корпоративная форма собственности помогала и помогает решать не только чисто экономические задачи, но и многие социальные проблемы.

Ведь в условиях корпорации собственниками предприятия становятся не только основные владельцы, но и масса мелких держателей акций, среди которых обязательное место занимают простые работники корпорации. Таким образом, простые работники становятся совладельцами предприятия и, тем самым, приобретают прямой экономический интерес в развитии своей корпорации, в сохранении экономической и политической стабильности всего общества. Наиболее эффективно корпоративные принципы ведения бизнеса используются в США, Швеции, Германии и, конечно же, в Японии. Именно в Японии умело соединены современные принципы экономической организации с традиционными корпоративными принципами бытия японского общества. Работники японских корпораций ощущают себя не просто наемными работниками, но участниками единого, корпоративного дела, и, объединенные единым, корпоративным интересом, они прилагают немало усилий для развития собственных корпораций[4].

Нельзя не сказать и о том, что руководство большинства японских корпораций всячески подчеркивает корпоративное единство своих предприятий, старательно и целенаправленно развивает корпоративный дух. Намеренное культивирование и эффективное использование именно корпоративного духа, основанного на традиционных японских духовных ценностях, сыграли немалую роль в возникновении так называемого феномена «японского чуда».

Следовательно, успешная деятельность современной корпорации заключается не только в определенной форме собственности, но и в том самом древнем корпоративном духе, умелое использование которого может дать более чем положительные результаты. А об эффективности же корпоративной формы ведения хозяйства свидетельствует тот факт, что в США корпорации составляют лишь 20% от общего числа компаний, зато их доля в денежных поступлениях - порядка 90%.

Когда говорят о корпорации в США, то подчеркивают, что она является господствующей формой деловой организации в рыночной экономике Запада. Некоторые утверждают, что это самый важный институт современности. Обращают внимание и на то, что корпорация обеспечивает преемственность: конкретные владельцы умирают, а организация бессмертна. Она как будто приобретает атрибуты какого-то сверхъестественного начала. Современные корпорации отличает еще та замечательная черта, что в них проводится разделение между владельцами и умелыми менеджерами. По мнению американских авторов, это сделало корпорации могучим инструментом преобразования общества, давая возможность включать в управление и отдельными фирмами, и даже государством наиболее подготовленных профессионально людей[5].

Как же получается, что корпорация действует как единое целое, несмотря на то, что объединяет многих лиц? Дело в том, что члены корпорации находятся между собой в отношениях взаимной зависимости и обязываются в известных случаях действовать не по своей воле, а по воле других членов - по постановлению большинства, выраженному общим собранием. Это и позволяет корпорации выступать самостоятельным субъектом, юридическим лицом, или, как говорили римские юристы, corpus'ом (единым телом)[6]. Освобождая своих членов от личной ответственности за действия целого, корпорация умножает свою силу и становится наилучшим средством организации борющихся сил. Корпорации воспитывают чувство солидарности, сплоченности между своими членами, а, следовательно, при правильной постановке дела, могут не противоречить государству, а составлять ему надежную опору в обществе. Это разного рода коллективные органы самоуправления на местах, сословные и профессиональные общества.

Однако это понятие корпорации как особого типа общественной солидарности было и есть все же частичным отражением более широкого и полного понятия корпорации, которое существовало в древнем Риме. Там группы ремесленников образовывали то, что они называли «universitas» или «collegium» на мистической основе, а именно для почитания какого-либо бога как покровителя своего ремесла. Флейтисты являлись, скажем, участниками культа усопших. В этом смысле понятие корпорации перешло в христианство. Церковь предстает как некое тело, corpus, в котором содержится дух Христа. В средневековых религиозных текстах писали: «Не (Christ) does incorporate all christen folk and his own body together», то есть «В нем (Христе) объединены все верующие и его собственное тело». В этом же смысле и король считался по Британскому праву «корпорацией», наделенной такими чертами, как бессмертие, незримость, и так далее[7].

Поэтому поначалу только король даровал право образовывать корпорацию. Таковыми в Великобритании были в первую очередь торговые компании, например, знаменитая Вест-Индская компания. К XX веку корпорации прошли длительный и сложный путь развития в разных государствах. Вера в них сменялась разочарованием, создание - разрушением, но, в конце концов, стал вырабатываться общий взгляд. Пришли к выводу, что у корпорации есть свои сильные и слабые стороны, и, чтобы она оставалась действительно бессмертной, надо следить, чтобы она выполняла свои функции как внутри, так и вне, то есть защищала интересы своих членов, стараясь не нанести ущерба другим членам общества, поддерживала внутреннюю дисциплину, разрешала внутренние и внешние конфликты, оказывала помощь слабым, старикам, вдовам, сиротам, чтобы в ней царили взаимопомощь и здоровая мораль.

Современные корпорации отличает еще та замечательная черта, что в них проводится разделение между владельцами и умелыми менеджерами, Корпорации стали перерастать национальные рамки и превращаться в транснациональные объединения. Процесс роста транснациональных корпораций был таким бурным, что В. И. Ленин, воспитанный в духе идей великой Французской революции, создал целое учение об империализме как высшей стадии капитализма. Руководитель пролетарской революции в России видел в корпорациях исключительно угрозу будущему человечества, поскольку они, по его мнению, лишь усиливали эксплуатацию рабочего класса до немыслимых размеров. На самом деле развитие экономических отношений в XX веке показало, что транснациональные корпорации способствуют техническому прогрессу, более эффективному использованию ресурсов, повышению квалификации рабочей силы. В политической и культурной области способствуют интенсификации контактов всех народов, населяющих земной шар[8].

Конечно, при этом нередко выступают и отрицательные стороны корпораций. Нередки случаи, когда транснациональные корпорации рассматривают территорию других народов исключительно как помещение для вредных производств или как свалку для ядерных и прочих опасных для человека отходов, а сами народы - как низко квалифицированную рабочую силу. Во всяком случае, обзор истории корпораций в других странах, а также наших отечественных дореволюционных, показывает, что их деятельность зависит, с одной стороны, от внешних социально-экономических, общественных и прочих условий, а с другой стороны, от их внутренней организации и морали, господствующей в них. О юридическом лице справедливо сказать то, что римляне говорили о физическом лице: «Men Ana in corpora Ana», то есть «В здоровом теле - здоровый дух». Перефразировать эту римскую пословицу применительно к юридическому лицу можно будет так: «Mens sana in corporatione sana», то есть «В здоровой корпорации - здоровый дух»[9].

Мораль корпорации должна быть здоровой, во-первых, в том смысле, что не должна приходить в противоречие с ее эффективным действием на рынке. Во-вторых, должна разумно сочетать интересы ее участников с интересами всех членов общества и с интересами государства. И, наконец, - обеспечивать действительное бессмертие как самой корпорации, так и тому народу, внутри которого она действует.

Наши рекомендации