Пути совершенствования объектов общественного питания

На сегодняшний день, сравнивая с зарубежными странами, отрасль общественного питания в Республике Беларусь развита не так, как хотелось бы. Объекты общепита располагаются преимущественно в центре городов, в микрорайонах и придорожных кафе мало. Особенно остро стоит проблема отсутствия объектов общественного питания в небольших городах, районных центрах. Причем не хватает именно объектов ресторанного бизнеса, которые бы предлагали как потребление пищи, так и организацию досуга.

На сегодняшний день лучше всего местами общепита обеспечены Минск и Брест.

В целом по республике существует 1582 мест общественного питания, и с каждым годом эта цифра увеличивается. В среднем за год открывается порядка 400 объектов общепита, и в основном это общедоступные объекты.

Кроме того, на развитие общепита повлияла пересмотренная законодательная база осуществления общественного питания, принят ряд значительных нормативных актов, которые упрощают деятельность этих пунктов. Например, были изменены критерии применения упрощенной системы налогообложения, и многие объекты общепита перешли на нее: вести учет стало значительно проще, появилась возможность в какой-то мере сократить сумму налогов. Помимо этого расширяется сфера наличных расчетов рестораторов с поставщиками.

Но самое главное, что подстегнет развитие ресторанного бизнеса, - это предоставление права свободного ценообразования, которое существует во всем мире.

К сожалению, наши облисполкомы пока боятся идти на этот шаг. Только брестский и гродненский облисполком разрешили свободное ценообразование ресторанам, кафе и барам наценочных категорий "люкс" и выше. Заведений таких наценочных категорий по республике всего 60, поэтому нужно на правительственном уровне принимать решение о предоставлении права свободного ценообразования с учетом конъюнктуры рынка в ресторанах, кафе и барах категории "люкс", "высшая" и "первая".

Сегодня принцип ценообразования един по республике, и размер торговых надбавок и наценок устанавливается облисполкомами. Самые высокие цены, конечно, в Минске, потому что здесь есть спрос на такие услуги и продукцию. В любом другом областном центре при такой же системе ценообразования цена в пункте общественного питания будет на порядок ниже - все определяется потребительским спросом.

Кроме того, цена реализованного товара зависит и от того, по какой цене поставщик продает сырье. Понятно, что один и тот же продукт в Минске и в областном центре будет реализовываться по разным ценам.

Таким образом, на основе проделанной работы и анализа предприятия на примере деятельности ООО «Сервисный центр Веста» приоритетные направления развития общественного питания следующие:

1. Необходимо учитывать основные потребности семьи, состоящей из родителей, ребенка школьного возраста и грудного ребенка. Обеспечить возможность воспользоваться услугами общественного питания людей с ограниченными возможностями. Работа объекта должна осуществляться в круглосуточном режиме.

2. Игровые площадки и комнаты для детей должны быть обязательными для всех объектов.

3.Санитарное состояние объектов общественного питания, функционирование туалетов в помещениях, возможность помыть руки, оснащенность моющими средствами должны быть организованы в первую очередь. Уборка и техническое обслуживание туалета должны проводиться своевременно в соответствии с разработанным графиком.

4. Качество приготовленных блюд должно соответствовать их стоимости. Посетители нуждаются во вкусной, легкой и питательной пище, фруктах и овощах. Все блюда и меню должны быть в продаже. Уровень цен должен соответствовать качеству услуг и комфортности отдыха.

5. Информация об услугах, оказываемых на объекте должна быть доступна и удобна для восприятия. Приветствуется также предоставление сведений о туристических возможностях региона.

6. Открытие новых современных объектов общественного питания на автотрассах республики, сочетающих в себе функции общественного питания и торговли с организацией работы летних площадок, обустройством прилегающих территорий, автостоянок, укомплектованием малогабаритным оборудованием.

7.Организация доставки продукции общественного питания (полуфабрикатов, кондитерских и кулинарных изделий) на предприятия торговли, расположенные в сельской местности, реализация ее через автомагазины.

8. Расширение в весенне-летний период сети мелкой розницы, организация работы круглосуточных мини-кафе, павильонов, ларьков, палаток, летних площадок, выносной торговли.

9. Расширение ассортимента, улучшение качества продукции.

10. Упрощение бухгалтерского учета и документооборота.

Для большинства объектов общественного питания проблема повышения эффективности использования материально-технической базы заключается не в недостатке мощностей, а в поиске путей стимулирования сбыта продукции, выхода на новые группы потребителей. Поэтому при разработке рекомендаций следует обращать внимание на совершенствование ассортимента, повышение качества выпускаемой продукции, гибкое ценообразование, рекламу, формирование имиджа объекта общественного питания. Одним из основных путей повышения эффективности использования материально-технической базы являются рациональная организация производственно-торгового процесса на каждом объекте питания, а также экономическое обоснование любых капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию действующих объекта» общественного питания, что позволяет «заложить» эффективное использование основных фондов уже на стадии планирования инвестиций.

Предметная специализация заключается в открытии предприятии общественного питания, специализирующихся на выпуске достаточно узкого ассортимента блюд (пельменных, вареничных, шашлычных и т. п.) либо широкого ассортимента однородной продукции (мясных, рыбных блюд). Ее преимуществами являются: использование специальных видов оборудования; создание условий для механизации трудоемких работ по основному виду продукции и в результате этого повышение производительности труда работников производства.

Наиболее рациональной формой интенсификации производства является технологическая специализация, суть которой состоит в разделении производства продукции на две стадии: первичную обработку сырья и изготовление из него полуфабрикатов; последующее доведение их до готовой кулинарной продукции.

Дорогостоящая материально-техническая база отрасли используется сейчас недостаточно эффективно в связи с ростом цен на продукцию общественного питания, транспортных и других тарифов, нехваткой тары для упаковки полуфабрикатов, специализированного малотоннажного транспорта. В этих условиях развитие процессов специализации предприятии и концентрации производств возможны лишь в сочетании с другими формами их организации, в частности, с кооперированием.

В Республике Беларусь существует значительный резерв повышения уровня обслуживания за счет внедрения в практику общемировых тенденций развития современной индустрии. Следующее направление совершенствования заключается в рекомендациях, к которым относится: совершенствование материально-технической базы предприятия, совершенствование культуры обслуживания посетителей, обеспечение устойчивости ассортиментного перечня предлагаемых блюд и дополнительных услуг; более сильная персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов посредством создания базы данных о постоянных клиентах и системы послепродажного мониторинга; активное использование современных информационных систем и Интернет, повышение доступности ресторанных услуг для массового потребителя; изучение зарубежного опыта работы предприятий сферы гостеприимства и другие, позволила бы предприятию повысить эффективность функционирования в целом, и усовершенствовать процесс обслуживания посетителей в частности [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день сфера общественного питания одна из наиболее быстро развивающихся и имеющих значительный потенциал в нашем государстве.

Как показывают проведенные в данной работе исследования, мировой рынок общественного питания крайне неоднороден. Это объясняется рядом факторов, к которым можно отнести уровень культурного и экономического развития государства, менталитет и культурные традиции населения, проживающего на конкретной территории, особенности национальной кухни и сферы обслуживания. Но вместе с тем проведенные исследования позволяют выявить общие тенденции в развитии указанной сферы во всем мире. Так к современным тенденциям развития предприятий общественного питания в мире можно отнести:

-увеличение доли сетевых предприятий;

-рост рынка за счет сегмента «быстрого питания,

-широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий;

-глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов,

-растущая демократизация.

Таким образом, все изменения на рынке общественного питания в той или иной мере являются объективным отражением состояния социальных настроений в обществе, уровню запросов и характеру притязаний потребителя.

На сегодняшний день в нашем государстве наблюдается активизация развития сферы общественного питания. С каждым годом появляется все больше новых кафе, ресторанов, расширяется сеть объектов придорожного сервиса и объектов быстрого питания. Как следствие происходит развитие конкуренции в рассматриваемой сфере, запросы потребителя относительно качества обслуживания постоянно растут, появляется интерес к новым, ранее неизвестным в нашей стране форматам заведений.

Это безусловно оказывает влияние на общий вектор развития сферы общественного питания в нашей республике. Принимаются активные меры по повышению уровня и качества процесса обслуживания потребителей, что является важнейшим условием для процветания и положительного развития объектов общественного питания. Безусловно имеет место ряд проблемных моментов в рассматриваемой сфере. В частности можно выделить несовершенное законодательство, зачастую жесткие меры административного воздействия и государственного регулирования, которые вступают в конфликт с рыночными механизмами. Именно поэтому представляется разумным и целесообразным изучение опыта развития сферы общественного питания за рубежом, что позволит в значительной степени избежать ошибок в указанной сфере в нашем государстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бердичевский, В.Х., Карсекин, В.И. Технологическое проектирование предприятий общественного питания. – Киев: Школа, 2008. – 198с.

2. Брагин, Л.А. и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. – М.: Инфра-М, 2008, 560 с.

3. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания: Учеб.пособие / Т.В., Емельянова, В.П., Кравченко- Мн.: Высшая школа, 2008. - 286с.

4. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания: Учеб. пособие/ Н.И., Кабушкин. – Мн.: Новое издание, 2008. - 347с.

5. Захарьин, В.Р. Оказание услуг общественного питания // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2008.- № 5. - С.17-25.

6. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие для студентов. – Мн.: Высшая школа, 2008. - 123с.

7. Назаров, О.А. Как «раскрутить ресторан». – М.: Энциклопедия ресторатора. – 2008. – 510 с.

8. Назаров, О.А. Как загубить ресторан. Азбука типичных ошибок. - М.: Энциклопедия ресторатора. – 2008. – 420 с.

9. Никуленкова, Т.Т., Лавриненко, Ю. И., Ястина, Г. М./ Проектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2008. - 216с.

10. О'Рейли, Д. Деловые отношения с покупателями: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – М.: Амалфея, 2008. – 272 с.

11. Патти, Д. Шок, Джон, Т. Боуэн, Джон, М. Стефанелли. Маркетинг в ресторанном бизнесе. – М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2008. – 370с.

12. Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии. - М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2008. – 100с

13. Радченко, Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. – М., 2008. – 265с.

14. Труханович, Л.В. Кадры ресторанов, закусочных, столовых, баров, кафе/ Л.В. Труханович. – М, 2008.- 189с.

15. Халворсен, Ф. Основы кейтеринга. - М. – Издательский дом «Ресторанные ведомости». – 2008. – 227с.

16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2705060. Дата доступа: 20.01.2014.

17. Отрасль общественного питания в России и за рубежом в 2009-2012 гг. Электронный источник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://business-obshepit.ru/na-sajte. Дата доступа: 20.01.2014.

18. ООО «Сервисный центр Веста» / Банкетное обслуживание [Электронный ресурс]. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.westa.by. – Дата доступа: 09.05.2013

Наши рекомендации