Примеры заданий с решениями по теме. Задание №1. Пространство в цилиндре под поршнем, имеющее объем л
Задание №1. Пространство в цилиндре под поршнем, имеющее объем л, занимает один насыщенный водяной пар, температура которого . Найти массу жидкой фазы, образовавшейся в результате изотермического уменьшения объема под поршнем до л. Насыщенный пар считать идеальным газом.
Решение:
Так как насыщенный пар по условию задачи можно считать идеальным газом, то для его начального и конечного состояния можно записать соответствующие уравнения состояния идеального газа. При этом нужно учесть, что при изотермическом уменьшении объема, давление остается прежним, а объем уменьшается из-за конденсации некоторой части пара (то есть превращения пара в жидкость).
(1)
(2)
Разделим правую и левую части уравнения (1) на соответствующие части уравнения (2) и получим:
(3)
(4)
Отсюда выразим искомую массу образовавшейся жидкости:
(5)
Начальную массу пара можно выразит из уравнения состояния (1):
(6)
Подставляя (6) в (5), находим окончательный результат:
(7)
Используя исходные данные из условия задачи ( - нормальное атмосферное давление равное 105 Па, а - молярная масса воды), получаем численное значение для массы сконденсированной жидкости:
г
Ответ: г.
Задание №2. Вода массой г находится при температуре 0 0С в теплоизолированном вертикальном цилиндре под невесомым поршнем, площадь которого м2. Внешнее давление равно нормальному атмосферному. На какую высоту поднимется поршень, если воде сообщить количество тепла кДж.
Решение:
Поршень начнет подниматься за счет превращения ее в насыщенный пар при увеличении температуры воды. Причем затраченное тепло пойдет не только на ее нагревание, но и на превращение воды в насыщенный пар.
Уравнение состояния насыщенного пара можно задать с помощью уравнения идеального газа:
(1)
где - температура кипения воды, - масса пара, а - объем цилиндра в конечном состоянии.
Полное количество теплоты можно представить в виде:
(2)
где есть разность температуры кипения воды и начальной ее температуры, которая дана в условии задачи, - удельная теплоемкость воды.
В формуле (2) первое слагаемое есть теплота парообразования, а второе – связано с простым нагреванием жидкости без изменения ее фазового состояния.
Теплота парообразования определяется соотношением:
(3)
где - удельная теплота парообразования для воды, значение которой можно определить в таблице
Из формулы (3) можно выразить массу пара и подставить ее в (1). В результате получим:
(4)
Выразим теплоту парообразования в соотношении (2) и подставим в (4). В результате получим:
(5)
Используя соотношение (5) найдем высоту , на которую поднимется поршень:
(6)
Подставляя данные задачи и справочные величины, определяем численное значение искомой величины:
см.
Ответ: см.
Задание №3. Лед, находившийся при нормальных условиях, подвергли сжатию до давления атм. Считая, что понижение температуры льда в этих условиях линейно зависит от давления, найти какая часть льда растаяла. Удельный объем воды на см3/г меньше удельного объема льда.
Решение:
Для решения данной задачи воспользуемся уравнением Клапейрона – Клаузиуса, учитывая что при линейной зависимости . Следовательно, производную можно заменить на приращения соответствующих величин.
(1)
где:
(2)
(3)
Соотношение (2) соответствует разности удельных объемов льда и воды. Формула (3) характеризует разность давлений в конечном и начальном состоянии, а - разность температур плавления при различных значениях.
При сжатии выделяется количество теплоты, идущее на плавление льда. Поэтому должен иметь место соответствующий тепловой баланс:
(4)
где - начальная масса льда, а - масса расплавленного льда.
Из соотношения (4) можно найти ту часть льда, которая растает. Она будет равна отношению массы расплавленного льда к его начальной массе:
(5)
Из уравнения Клапейрона – Клаузиуса выразим :
(6)
Подставим (6) в (5) и получим:
(7)
Так как давление после сжатия намного больше начального (нормального атмосферного давления), то величиной второго можно в (3) и соответственно в (7) пренебречь:
(8)
Учитывая (8) для искомой величины окончательно получаем:
Подставляя значения заданных и соответствующих табличных величин, находим численной значение искомой величины:
Ответ: