Отделение медицинской реабилитации (ОМР) поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления больных в ОМР
Отделение медицинской реабилитации, в соответствии с приказом МЗ РБ №13 от 25.11.93, создается на базе функционирующего отделения восстановительного лечения и профилактики в любой поликлинике независимо от численности населения. Возглавляет отделение – заведующий врач-реабилитолог.
Структура ОМР поликлиники включает следующие кабинеты:
- лечебной физкультуры
- механотерапии
- массажа
- дневной стационар
- отделение восстановительного лечения.
Порядок направления больных в ОМР: прием больных и отбор на реабилитацию осуществляется врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники (заведующий ОМР, врач, психотерапевт, иглорефлексотерапевт), врачами-реабилитологами. В отделение принимаются больные после острого периода заболевания, а также инвалиды с индивидуальными программами реабилитации.
Задачи отделения медицинской реабилитации:
- оценка последствий заболеваний и травм и качества диагностического процесса, реабилитационного потенциала больного;
- своевременная формирование индивидуальных программ реабилитация больных и инвалидов;
- использование комплекса всех необходимых методов восстановительного лечения;
- непрерывность, преемственность, индивидуальный подход при проведении реабилитационных мероприятий
- оценка эффективности реабилитации, трудовые рекомендации
Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
Детская поликлиника - головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.
По категорийности (мощности) выделяют 5 категорий поликлиник (от 1-ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день). От мощности поликлиники зависит ее структура.
Структура детской поликлиники: 2 входа (для здоровых и больных детей); фильтр с боксами, которые имеет отдельные входы изнутри и выходы наружу; вестибюль; регистратура; кабинеты врачей-специалистов; кабинеты врачей-педиатров; комната здорового ребенка
Особенности структуры детской поликлиники:
1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно
2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики
3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики
4) социально-правовой кабинет
5) кабинет медицинской помощи организованным детям.
Задачи и разделы работы детской поликлиники:
- профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)
- санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)
- лечебная помощь детям на дому и в поликлинике
- направление детей в стационары, санатории
- лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах
- отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты
- правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции
- освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса
Особенности оказания медицинской помощи детям в поликлинике:
1. в поликлинике - 2 режима работы: а) для здоровых детей - вторник и четверг б) обычный
2. длительность приема - 3 часа, вызова на дом - 3 часа.
3. в профилактическом разделе выделяют:
а) антенатальная охрана плода - 2-х разовое посещение медицинской сестрой беременной женщины с постановкой на учет в период 34±2 недели
б) наблюдение за ребенком до 1 мес - после выписки из роддома в течение 3-х дней и на 21 день, осуществляется врачом и медицинской сестрой на дому
в) наблюдение до 1 года - посещение врачом 1 раз в мес, медсестрой 2 раза в мес.
г) наблюдение до 2 лет - посещение врачом и медсестрой 1 раз в 3 мес
д) наблюдение до 3 лет - посещение врачом и медсестрой 1 раз в полгода
е) далее - обязательные профосмотры 1 раз в год, диспансеризация
Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями. Документация.
Основные разделы работы участкового педиатра:
- постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из "групп риска");
- посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;
- проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;
- осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;
- планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;
- осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;
- организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;
- проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;
- посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;
- в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;
- информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;
- в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;
- систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;
- проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;
- осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;
- организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.
Содержание лечебно-профилактической работы:
1) контроль за проведением дородовых патронажей беременных и проведение послеродовых патронажей детей своего участка
2) систематическое наблюдение за здоровыми и больными детьми
3) контроль за выполнением родителями лечебных назначений
4) проведение ежемесячных профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения, приглашает детей на прививку в поликлинику
5) проводит врачебные осмотры детей, состоящих на диспансерном учете согласно плану диспансеризации
6) проводит беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактике заболеваний
7) принимает участие в организации санитарно-просветительных выставок в поликлинике, уголков здоровья.
Связь детской поликлиники с другими ЛПУ (преемственность):
1) преемственность в работе участкового врача и медсестры осуществляется на приеме и при записи педиатром назначений медсестре в специальный журнал, находящийся в регистратуре
2) связь детской поликлиники и женской консультации производится через передачу информации о беременных, взятых на учет в женской консультации, в регистратуру поликлиники. Особо передается информация о беременных из группы риска. Исходя из полученной информации, участковый педиатр или медсестра осуществляют дородовые патронажи.
3) связь с роддомом идет через "патронажный журнал", находящийся в регистратуре, в который вносится информация о новорожденных, поступающая из роддомов, в журнал, а затем - в журнал записи вызовов участка.
4) связь с детскими стационарами реализуется в:
- правильном оформлении направлений в стационар;
- передаче историй развития ребенка из поликлиники в стационар;
- передаче "активов" в поликлинику после выписки ребенка из стационара;
- передаче эпикризов из стационара в поликлинику.
5) связь с центром гигиены и эпидемиологии реализуется в:
- в подаче экстренных извещений при выявлении инфекционных заболеваний;
- проведении первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекций;
- рганизации наблюдения за очагом инфекционного заболевания (за "контактными") педиатром на основании информации, поступившей из ЦГиЭ
6) связь с детским консультативно-диагностическим центром реализуется в:
- в обследовании и правильном оформлении направления на консультацию ребенка;
- в рекомендациях по ведению данного ребенка участковым врачом.
7) связь со станцией скорой помощи реализуется в в передаче в поликлинику активов на вызова, выполненных накануне бригадой "скорой помощи".
При достижении ребенком 14-летнего возраста оформляется эпикриз, который передается во взрослую поликлинику.
Основная документация в детской поликлинике:
а) история развития ребенка ф.112/у
б) контрольная карта диспансерного наблюдения больных детей ф.030/у
в) контрольная карта диспансерного наблюдения здоровых детей ф. 131/у
г) карта профилактических прививок ф. 063/у
д) журнал учета профилактических прививок ф. 064/у
е) талон на прием к врачу ф. 025-4/у
ж) книга записи вызовов врача на дом ф. 031/у
з) справка для получения путевки ф. 070/у
и) санаторно-курортная карта для детей и подростков ф. 076/у
к) статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. 025-2/у
л) направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у
м) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у
н) журнал учета инфекционных заболеваний ф. 060/у
о) справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезни, карантине ребенка, посещающего школу, детские дошкольные учреждения ф. 095/у и др.
Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра:
- патронаж новорожденных, контроль за патронажем беременных
- профилактические осмотры детей:
а) первого года жизни
б) 1-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения
в) группы риска (гипотрофия, рахит, анемия)
г) перед профилактическими прививками.
д) с целью подготовки к поступлению в детские дошкольные учреждения
е) страдающих хроническими заболеваниями
- санитарно-просветительная работа: индивидуальные беседы с родителями; выдача родителям (на врачебном приеме) материалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок) для закрепления устной информации, а также для самостоятельного изучения; групповые лекции и беседы на общегигиенические темы с родителями и с немедицинским персоналом детских дошкольных учреждений и школ; занятия с родителями в школах матерей, школах отцов, клубах молодых родителей, на факультетах народных университетов здоровья, других формах очно-заочного обучения; "вечера вопросов и ответов", "вечера молодых родителей", встречи за "круглым столом" в поликлинике.
- противоэпидемическая работа: неспецифическая профилактику инфекционных заболеваний (повышение резистентности организма ребенка путем внедрения различных мер неспецифического характера, привитие гигиенических навыков и т.д.); специфическая профилактика инфекционных заболеваний путем активной иммунизации детского населения против инфекционных заболеваний; противоэпидемические мероприятия, которые проводятся участковым педиатром совместно с ЦГиЭ в очаге инфекционного заболевания.
Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
Особенностью обслуживания детей в возрасте до 5 лет является активный патронаж, который начинается с антенатального периода. Сведения о беременных поступают в детскую поликлинику с 6-7 месяцев беременности. Патронаж беременной осуществляется участковой медицинской cecтрой детской поликлиники. При первом посещении она знакомится с бытовыми условиями, разъясняет режим и характер питания беременной; при втором готовит ее к кормлению новорожденного, дает рекомендации по приобретению предметов ухода за младенцем.
Патронажное наблюдение за новорожденными начинается после выписки из родильного дома:
а) 1-ое патронажное посещение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня.
б) 2-ое посещение ребенка на первом месяце жизни врач осуществляет на 20-й день жизни, медицинская сестра обязана посетить его еще как минимум 2 раза.
в) на первом году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за ребенком в поликлинике, а также посредством патронажных ежемесячных посещений медицинской сестрой на дому.
г) в возрасте 1 года участковый врач-педиатр проводит полное обследование ребенка: обобщает ежемесячно проводившиеся измерения массы тела, роста, окружности грудной клетки, анализирует результаты осмотров специалистами (регламентирован осмотр хирурга, невропатолога, окулиста) и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.
д) детям в возрасте 1-3 лет проводится патронаж 1 раз в квартал, а старше 3 лет – 1 раз в год.
57. Структура, организация, содержание работы женской консультации. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин. Документация.
Внебольничная акушерско-гинекологическая помощь женщинам оказывается в специальных организациях амбулаторно-поликлинического типа, основным из которых является женская консультация. Женская консультация - организация диспансерного типа.
ЖК может быть как самостоятельным организацией, так и структурным подразделением родильного дома, поликлиники, медсанчасти, больницы и т.д. ЖК взаимодействует с акушерско-гинекологическим стационаром, перинатальным центром, взрослой и детской поликлиникой, центром планирования семьи и репродукции, станцией скорой и неотложной медицинской помощи и другими лечебно-профилактическими организациями (медико-генетическая служба, консультативно-диагностические центры, кожно-венерологические, противотуберкулезные диспансеры и др.).
Структура женской консультации: предусмотрено наличие следующих подразделений:
1. управление;
2. регистратура;
3. кабинеты: a) участковых акушеров-гинекологов; б) врачей-специалистов (терапевт, стоматолог);
4. операционная с предоперационной;
5. процедурные кабинеты для: a) влагалищных манипуляций; б) внутривенных и подкожных вливаний;
6. стерилизационная;
7. диагностическая служба:
a) эндоскопический кабинет;
b) кабинет УЗИ;
c) лаборатория;
8. кабинет для психопрофилактики и занятий «Школы матерей»;
9. кабинет контрацепции (планирования семьи);
10. социально-правовой кабинет.
В число помещений женской консультации входят вестибюль, гардероб для больных и персонала, туалеты для женщин и персонала, кабинет сестры-хозяйки, хозяйственные и служебные помещения.
Задачи женской консультации:
1. Профилактика акушерской патологии и оказание квалифицированной амбулаторной акушерской помощи женщинам во время беременности и в послеродовом периоде, подготовка к родам, грудному вскармливанию.
2. Профилактика гинекологической патологии и оказание квалифицированной амбулаторной гинекологической помощи женщинам, девочкам и подросткам.
3. Диспансеризация женского населения. Подготовка к беременности женщин из группы резерва родов (ГРР).
4. Проведение мероприятий по контрацепции.
5. Обеспечение женщин правовой защитой в соответствии с законодательством охране материнства и детства.
6. Проведение мероприятий по повышению знаний санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья, профилактики материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
Организация работы женской консультации.
1. В крупных городах лучшая по показателям работы ЖК выделяется как базовая, которая кроме обычной работы выполняют функции акушерско-гинекологического поликлинического консультационного центра. В ней оказываются все виды специализированной акушерско-гинекологической помощи (лечение гинекологических заболеваний в детском возрасте, бесплодного брака, эндокринных заболеваний и др.)
2. Работа ЖК строится по участково-территориальному принципу. Один акушерский участок равен примерно двум терапевтическим. Обслуживают акушерско-гинекологический участок акушер-гинеколог и акушерка. Норма нагрузки акушер-гинеколога на приеме в женской консультации - 4,75 посещений в час, при посещении больного на дому - 1,25 в час.
3. Принцип участковости позволяет акушеру-гинекологу осуществлять постоянную связь с участковым терапевтом, терапевтом женской консультации и другими специалистами (принцип преемственности). Это способствует своевременному взятию на учет беременных женщин, решению вопросов о возможности беременности у женщин, страдающих экстрагенитальной патологией, всестороннему их обследованию и установлению соответствующего режима и лечения, а в необходимых случаях и совместного диспансерного наблюдения.
4. Благополучное родоразрешение беременных во многом зависит от своевременной постановки их на учет, регулярности, полноты обследования и качества наблюдения за ними во время беременности.
5. Организация медицинской помощи беременным на амбулаторно-поликлиническом этапе:
а) главный принцип динамического наблюдения за беременными - комплексное обследование, включающее медицинский контроль состояния здоровья женщины, течения беременности, развития плода и оказание профилактической и лечебной помощи как матери, так и «внутриутробному пациенту».
б) при первом обращении беременной в консультацию на нее заводится индивидуальная карта беременной и родильницы (ф. №111/у), куд заносятся паспортные сведения, данные тщательно собранного анамнеза, данные предыдущих осмотров женщины и данные гинекологического осмотра. Объем обследования беременных при первичном взятии на диспансерный учет выполняется в соответствии с «Временными протоколами обследования и лечения». В объем обследования беременных при первичном взятии на учет необходимо включать исследование крови на гепатиты В и С, исследование TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, герпес), биохимические анализы крови (глюкоза, общий белок, железо, мочевина, креатинин, холестерин), гемостазиограмму.
в) все беременные должны быть обследованы терапевтом в течение беременности не менее двух раз: после первого осмотра акушера-гинеколога и после 30 недель беременности. При первом поселении терапевт женской консультации оценивает состояние жизненно-важных органов женщины, запрашивает выписку из амбулаторной карты пациентки (если таковая не запрашивалась при взятии на учет в группу «Резерв родов»), решают о необходимости участкового акушер-гинеколога и возможности вынашивания беременности
г) при нормальней течении беременности женщина посещает женскую консультацию 1 раз в месяц в первую половину беременности, 2 раза - во вторую и 3-4 раза а месяц после 32 недель, всего - 14-16 посещений.
д) в алгоритм пренатального мониторинга участковому акушер-гинекологу необходимо включать трехкратный ультразвуковой скрининг беременных в сроках 9-11, 16-20 и 24-26 недель, а по показаниям - чаще. Это позволяет диагностировать различные нарушения в системе мать-плацента-плод более чем у 53% беременных
е) для осуществления преемственности в наблюдений за беременной в женской консультации и родильном доме на руки каждой беременной в 32 недели беременности выдается обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы (ф. № 113/у). В карту заносятся основные данные о состоянии здоровья женщины и течении беременности. Она состоит из трех отрывных талонов, 1-ый - сведения ЖК о беременной - заполняется в ЖК и хранятся в истории родов, 2-ой - сведения родильного дома (отделения) о родильнице -заполняется в акушерском стационаре и выдается женщине на руки для передачи в ЖК, где подробно описываются особенности течения родов, .послеродового периода и состояние родильницы. В 3-й талон - сведения родильного дома (отделения) о новорожденном, акушер-гинеколог и неонатолог вносят данные об особенностях родов и состоянии новорожденного, которое вызывает необходимость специального наблюдения за ним после выписки из стационара. Талон выдается матери для передачи в детскую поликлинику (консультацию).
ж) с целью обследования жилищно-бытовых .условий беременной, контроля за соблюдением рекомендованного режима, обучения правилам личной гигиены проводится патронаж беременных средними медицинскими работниками (акушерками). Первый патронаж осуществляется через 2 недели после взятия беременной на учет.
з) в послеродовом периоде женщина должна посетить акушерку ФАПа или врача через 2-3 недели после родов, повторное посещение - через 4-5 недель после родов. Родильницы, не посетившие врача после родов, подлежат патронажу на дому. Во время каждого посещения (патронажа на дому) беременной родильнице) даются необходимые рекомендации по личной гигиене, до режиму труда, отдыха, питания и т д.
и) в женской консультации функционирует «Школа матерей» (ее посещают с 16 недель беременности), ее цель - подготовка женщины к будущему материнству и уходу за ребенком. Во 2-ой половине беременности (32-34 недели) проводятся 5-6 занятий по психопрофилактической подготовке к родим.
к) план родоразрешения должен составляться вовремя беременности с учетом прогнозирования всех факторов риска. В родовспомогательных лечебно-профилактических организациях I уровня следует проводить только нормальные срочные роды у женщин без наличия перинатальных и других факторов риска. При наличии патологии беременных и экстрагенитальных заболеваний у матери осуществляется дородовая госпитализация в межрайонные перинатальные центры (МПЦ) II и III уровня в плановом порядке. Госпитализация для досрочного родоразрешения в сроке беременности более 22 недель должна осуществляться в МПЦ П-Ш уровня, а при необходимости более раннего родоразрешения (до 11 недель) - только в МПЦ III уровня.
л) каждый случай неблагоприятного исхода беременности и родов для матери и плода анализируется, делаются соответствующие организационные и административные выводы.
м) важное значение в работе врачей акушеров-гинекологов женской консультации имеет организация планирования семьи и формирование групп «резерва родов». Планирование семьи и формирование группы «резерва родов» направлено на решение 2-х основных задач: избежать нежеланной беременности (путем сексуального воспитания, внедрения современных форм и методов контрацепции) и иметь только желанных и здоровых детей.
н) в ЖК оказывается и социально-правовая помощь: разъяснение женщинам законов по охране прав и здоровья матери и ребенка. Юрист социально-правового кабинета, по согласованию с врачом консультации, через администрацию предприятий и учреждений принимает меры по рациональному трудоустройству беременных, кормящих матерей и больных женщин, охране их труда, быта, осуществляет контроль за соблюдением всех льгот, предусмотренных законодательством.
6. Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи женщинам:
Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи населению предусматривает проведение мероприятий по профилактике гинекологических заболеваний, раннему их выявлению и оказанию лечебной и реабилитационной помощи гинекологическим больным.
Врачи акушеры-гинекологи выявляют гинекологические заболевания или высокий риск их развития при обращении женщин в женскую консультацию, в т.ч. и по поводу беременности, при осмотре женщин на дому (по вызову или при активном посещении врачом), а также при проведении профилактических осмотров в ЖК. Кроме того, выявление гинекологических заболеваний осуществляется также в процессе проведения индивидуальных или массовых профилактических осмотров на предприятиях или в учреждениях и организациях. С этой целью при территориальных поликлиниках организованы смотровые кабинеты. Все женщины с 18 лет, впервые обратившиеся в текущем году в поликлинику, направляются в смотровой кабинет, где акушерка проводит их осмотр. Страдающие гинекологическими заболеваниями или с подозрением на них направляются на консультацию к гинекологу.
Профилактическим гинекологическим осмотрам подлежат девочки-подростки в возрасте 15-18 лет; женщины старше 18 лет, постоянно проживающие в районе деятельности женской консультации; работницы предприятий и учреждений зоны обслуживания данной консультации. Профилактические осмотры проводятся не реже, чем каждые 6 месяцев для женщин до 40 лет, и не реже чем каждые 4 месяца после 40 лет. На каждую женщину, первично обратившуюся в женскую консультацию в связи с жалобами, либо по направлению других специалистов, а также для профилактического осмотра в регистратуре заводится «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма №025/у).
По результатам профилактических осмотров врач акушер-гинеколог формирует группы риска, в том числе по развитию возможных нарушений репродуктивной системы: воспалительных процессов половых органов; нарушений менструальной функции; онкологической патологии женской половой сферы. При взятии больных женщин на учет акушер-гинеколог заполняет "Контрольную карту диспансерного наблюдения". Для каждой больной женщины в зависимости от патологии составляется индивидуальный план диспансерного наблюдения, согласно которому женщина наблюдается в женской консультации.
Гинекологические больные, нуждающиеся в стационарном лечении, направляются в соответствующие гинекологические отделения или больницы.
7. Формирование групп резерва родов (ГРР).
Контроль за деятельностью акушерской и терапевтическая служб по формированию ГРГ осуществляют главные врачи территориальных поликлиник и заведующие женскими консультациями.
Ежегодно, по состоянию на 1 января текущего года на основании данных районных отделов статистики, в территориальных поликлиниках и женских консультациях формируются списки женщин фертильного возраста.
В ГРР включают женщин репродуктивного возраста с 18 до 49 лет не имеющих детей или имеющих одного ребенка. Из ГРР исключаются женщины, перенесшие операции, которые привели к утрате детородной функции.
Участковые врачи-терапевты поликлиник передают врачам акушерам-гинекологам женских -консультация списки женщин из социально неблагоприятных семей, а также имеющих экстрагенитальную патологию, которая является абсолютным противопоказанием к беременности (Приказ МЗ РБ №71 от 1994 г. «О порядке проведения операций искусственного прерывания беременности»). Эти женщины должны подлежать обязательной контрацепции и исключаются из ГРР.
Женщины ГРР, обратившиеся впервые в женскую консультацию, а также находящиеся под наблюдением акушера-гинеколога .подлежат обязательному обследованию, активному динамическому наблюдению терапевтической службой поликлиники или врачом терапевтом женской консультации.
Осмотр врача акушера-гинеколога должен осуществляться каждые 6 месяцев.
По результатам терапевтических и гинекологических осмотров женщина ГРР должна быть отнесена к одной из групп динамического наблюдения:
- группа пассивного наблюдения – практически здоровые (ГРР1). Ежегодный объем обследования минимальный (см. выше);
- группа активного наблюдения (ГРР2):
а) ГРР2а – гинекологические больные (в том числе, состоящие на учете по бесплодию). Объем обследования должен быть достаточным для установления диагноза и назначения лечения;
б) ГРР2б – имеющие экстрагенитальную патологию. Объем обследования определяется терапевтом или другими узкими специалистами;
- ГРР3 – проходящие прегравидарную подготовку (в том числе, вступившие в брак в данном году). Объем обследования зависит от состояния здоровья и стандартов проведения прегравидарной подготовки.
В регистратуре на женщину из ГРР заводится медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у), которая маркируется в правом верхнем углу титульного листа индексом РР1 PP2а, РР2б, РР3, в соответствии с установленной группой резерва родов. Амбулаторные карты ГРР1, ГРР3 хранятся в регистратуре, ГРР2а находятся в кабинете акушера-гинеколога, а ГРР2б - в кабинете терапевта для динамического контроля за больной.
Сведения о каждой женщине ГРР из поликлиники передаются через отделения профилактики в женские консультации в виде талона-информации ежемесячно. Сведения о женщинах ГРР акушеры-гинекологи и терапевты женских консультаций ежемесячно передают участковым терапевтам территориальных городских поликлиник с указанием в талоне-информации сведений о проведенных диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий на каждом этапе (женская консультация, роддом, гинекологические стационары и т.д.).
8. Организации родовспоможения, и прежде всего женские консультации, проводят санитарно-просветительную работу по предупреждению абортов, разъяснению их вреда для здоровья женщины, а также знакомят со средствами контрацепции. Средствами контрацепции должны обеспечиваться бесплатно женщины, имеющие абсолютные медицинские противопоказания к беременности, неимущие и малоимущие граждане.
Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.