Об особом положении кабинета медицинской статистики
Всё сказанное выше о регламенте работы поликлиники непременно связано с кабинетом медицинской статистики. Из подразделения, скромно ведущего статистический учёт, он превращается в сердце учреждения, в центр, который обеспечивает движение разнообразных потоков информации, следит за соблюдением правил ее использования и побуждает всех выполнять основные управленческие функции в заданных ритмах. Это – очень большая ответственность.
Но на кабинет медицинской статистики возлагаются и некоторые другие заботы. Каждый день медстатистики бывают во всех кабинетах, где стоят компьютеры, и именно к ним обращаются врачи, не подготовленные к работе с вычислительной техникой, со своими проблемами в этой области. Именно медстатистики повседневно помогают врачам освоиться с новыми условиями, распознают и мнимые трудности, и неправильности в обращении с техникой, и действительно аварийные ситуации, требующие вмешательства программистов и специалистов по техническому уходу. Контакты с этими специалистами, учёт техники, обеспечение врачей дискетами для копирования баз данных, контроль за тем, чтобы копии, действительно, делались, - всё это тоже возлагается на медицинских статистиков. Они же получают от разработчика новые версии программ, разносят их по всем компьютерам, обращают внимание врачей на существенные новшества.
Пользуясь легкостью общения, врачи пытаются высказать медстатистикам свои пожелания относительно совершенствования самих АРМов. По существу, это неправильно: содержательные предложения надо обсуждать с заведующим и с главным врачом, а через них – передавать разработчику, но это непросто, а со статистиком врач встречается каждый день. Чтобы предложения и вопросы, среди которых могут быть весьма важные, не остались без компетентного внимания, медстатистик обязан доводить их до сведения главного врача.
Наконец, кабинет медицинской статистики должен предоставлять сотрудникам возможность поработать с центральными базами данных или развернуть на компьютере кабинета копию того или иного АРМ’а.
Всё это – основания для повышенного внимания главного врача к работе и проблемам этого подразделения. Несмотря на обширность задач, автоматизация не требует расширения штатов кабинета. Необходимо лишь соблюдение нескольких сравнительно простых условий, но об этих условиях надо позаботиться именно Вам.
В кабинете медстатистики должно быть не менее двух компьютеров. На одном располагается комплекс “Учёт и анализ заболеваемости”, на другом – “Управление поликлиникой” и “Экспертиза”, а также регулярно обновляемые копии “Флюорографии” и “Учёта и анализа временной нетрудоспособности”. На каждом компьютере размещается “игровой” АРМ врача; здесь можно восстановить базу любого участка для различных проверок и упражнений. В графике работы кабинета надо предусмотреть часы, когда с центральными базами данных могут работать руководители поликлиники, заведующие отделениями и другие сотрудники, получившие на это Ваше разрешение.
Чтобы обеспечить своевременность передачи информации, медстатистикам надо предоставить беспрепятственный доступ ко всем компьютерам учреждения, поэтому ключи от врачебных кабинетов целесообразно держать именно в кабинете статистики. Замечания статистиков в отношении нарушения правил работы с вычислительной техникой должны приниматься безоговорочно.
Старший медстатистик или заведующий кабинетом должен быть участником еженедельных совещаний у главного врача. Его проблемы, его рекомендации, задания ему от главного врача ничуть не менее важны для нормальной работы поликлиники, чем проблемы и суждения других руководителей. По своей значимости кабинет медицинской статистики должен находиться под постоянной и непосредственной опекой главного врача или его первого заместителя.
3.2. Настройка автоматизированной системы управления на меняющуюся конъюнктуру. | Условия, в которых осуществляется управление поликлиникой, изменяются и под воздействием этого управления, и под давлением других факторов. Постепенно меняется структура диспансерных контингентов, другим становится соотношение между лечебной и профилактической деятельностью. Совершенствуется опыт врачей. Накапливается опыт экспертов, строже становятся их оценки, иной |
становится структура выявленных дефектов медицинской помощи, рельефнее выявляются наиболее существенные пробелы в ее организации. Колеблется нагрузка на лаборатории, кабинеты, консультантов, аптеку, сужаются или расширяются их возможности. Исчезают или появляются средства для материального стимулирования. Руководители совершенствуются в искусстве управления. Обновляются кадры. Вносятся дополнения и изменения в компьютерные программы. Часть проблем решается, теряет актуальность, возникают новые проблемы.
Периодически надо учитывать наступившие перемены и соответственно настраивать автоматизированную систему. Во всяком случае, раз в квартал надо обсудить, не пора ли это сделать. Как именно настраивать – это предмет обсуждения, в котором полезно участие и заместителей главного врача, и руководителей подразделений. Решение же принимает главный врач – это его функция, его специфический способ воздействия на лечебно-диагностический процесс.