Работы, связанные с оборотом постельного белья
Стирку белья каждая гостиница организует по-своему: в одних оборудуется прачечная со специально обученным персоналом, другие заключают договоры на стирку белья с предприятиями бытового обслуживания, расположенными вне гостиницы. В последнем случае стирка белья производится по графику в соответствии с договором. Белье сдается и принимается по счету и по массе с проверкой маркировки. Все остальные условия регламентируются договором. Как правило, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку белья организует гостиница.
Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов. Заключить договор с муниципальной, либо частной прачечной или химчисткой и переложить на их плечи заботу о чистоте белья гостиницы и предоставлении услуг своим клиентам. Это наиболее лёгкий путь, но на этом пути существуют свои проблемы:
1) стоимость оказываемых прачечной услуг по обработке белья гостиницам и её клиентам;
2) транспортные расходы;
3) нет возможности контролировать качество;
4) возможные потери и брак при обработке белья;
5) нет возможности контролировать качество и срок исполнения заказов клиентов, а гостиница несёт за них ответственность;
6) не во всех городах существуют муниципальные или частные предприятия, оказывающие необходимые услуги. Не все муниципальные прачечные комбинаты пережили трудное перестроечное время, а те, которые пережили, обладают парком устаревшего изношенного оборудования, качество стирки которого оставляет желать лучшего;
7) временной разрыв между потребностью в услуге и возможностью получения этой услуги. То есть рано или поздно появится прачечная, предоставляющая услуги гостинице по обработке белья, но пока этого нет, гостиница остаётся один на один со своими проблемами.
Второй вариант. Организация собственной прачечной. По этому пути в настоящее время идут всё большее количество «старых» гостиниц, а в большинстве новых или строящихся гостиниц собственная прачечная предусмотрена уже на стадии проектировани.
Рассмотрим плюсы и минусы организации такого подразделения в гостиничном хозяйстве уже работающей гостиницы.
Минусы:
1) необходимость вложения крупных денежных средств в приобретение прачечного оборудования, а в случае организации и химической чистки сумма значительно возрастает;
2) выделение помещения, производство ремонта в соответствии с требованиями санитарных норм, устройство и монтаж необходимых коммуникаций;
3) расходы на содержание: заработная плата работникам, стиральные средства, возрастающее потребление электроэнергии и затрат на коммунальные услуги, расходы на обслуживание оборудования и т.д.;
4) поиск и обучение рабочих и руководителей.
Плюсы:
1) денежные средства на обработку белья остаются у предприятий;
2) экономия на транспорте;
3) 100 % контроль качества обработки белья;
4) сведение к минимуму потерь и брака при обработке белья, а учитывая стоимость белья из натуральных тканей и махровых изделий, выигрыш в деньгах весьма значительный;
5) 100 % контроль качества и сроков исполнения заказов клиентов;
6) возможность эксплуатации оборудования в 3-ю (третью) смену в период пиков посещений;
7) возможность предоставления услуг по обработке белья сторонним организациям и населению (то есть заработок дополнительных средств);
8) окупаемость в течение 1,5- 3 лет.
Эксплуатация и списание белья. В номере (независимо от его категории) должен быть комплект постельных принадлежностей и белья: две подушки, матрац, одеяло, дополнительное одеяло, покрывало, простыня, пододеяльник, наволочки. А также полотенца (на каждого гостя):1,2 - не менее двух, 3 - не менее трех, 4,5 – не менее четырех – пяти, в том числе банное (независимо от категории), махровая простыня в апартаментах в гостиницах 3-5.
Смена постельного белья должна осуществляться: 1 - один раз в пять дней; 2,3 - один раз в три дня; 4,5 - ежедневно.
Смена полотенец должна проводиться 1,2 - один раз в три дня, 3-5 - ежедневно. Самым экономичным в эксплуатации считается х/б и льняное белье.
Запрещается использовать грязное, рваное, мятое белье. Размеры используемого белья должны соответствовать размерам постельных принадлежностей в номерах. Учет белья ведет зав.бельевой, которая является материально ответственным лицом. Белье, выданное на этаж, числится за МОЛ на этаже, которые с момента получения белья несут материальную ответственность за его сохранность. Зав.бельевой ведет ежедневный контроль за движением белья (за получением нового белья со склада, передачей белья на этажи, получением грязного белья, стиркой белья и его списанием).
Оперативный учет белья зав. бельевой ведет в Журнале учета белья. Зав.бельевой производит смену спецодежды и форменной одежды персонала гостиницы.
Белье, пришедшее в негодность, списывается один раз в квартал комиссией, в состав которой обычно входят главный бухгалтер, бухгалтер, зав.бельевой, зав.этажом. Списание белья производится по его фактическому и физическому износу и при 100-процентно начисленной амортизации с обязательным составлением акта, в котором указывается количество полученной ветоши с последующим оприходованием ее по массе на складе. Ветошь используется при уборочных работах.
В тех гостиницах, где организована прачечная оборот белья происходит следующим образом. В прачечной грязное бельё сортируют и раскладывают по разным тележкам. Каждая тележка взвешивается и отвозится на участок стирки.
Когда набирается необходимое количество белья, оператор загружает его в стиральную машину, где оно стирается по определённой программе в зависимости от типа, цвета и материала. Затем бельё отжимается, выгружается из стиральной машины и перекладывается в сушильную машину. Постельное и столовое бельё вынимается из сушильной машины чуть влажными, чтобы его легче было гладить. Полотенца вынимаются из машины совершенно сухими, т.к. их не гладят.
Высушенные полотенца сортируют по видам (для рук, ног, лица, банное) и складывают вручную.
Вынутое из сушильной машины постельное и столовое бельё особым образом трясут, подготавливая его для глажения. Пододеяльники, скатерти и простыни складывают пополам и пропускают через гладильную и складывающие машины. Эти операции выполняют в гладильном отделении операторы гладильных машин.
Сложенные комплекты постельного белья развозчик белья укладывает в тележки вместе с полотенцами и развозит по бельевым, расположенным на этажах. Столовое бельё отвозят в бельевую ресторана.
Сотрудники прачечной выполняют множество следующих трудоёмких операций:
1) Сортировка
2) Стирка и отжим
3) Крахмаление
4) Химическая чистка и обработка
5) Глажение
6) Складывание.
Глажение прямого белья осуществляется на гладильных катках, которые подразделяются на катки желобкового типа и катки типа «коландр». Они отличаются конструктивно и способом прохождения белья при глажении. Более простыми считаются катки желобкового типа, однако, они имеют меньшую производительность. Обычно оба типа катков подразделяются в зависимости от диаметра вала и ширины гладящей поверхности.
Для автоматизации производственного процесса в прачечной используют разнообразные машины и механизмы, значительно упрощающие и облегчающие труд работников прачечной.
В прачечной используются следующие машины и механизмы:
1) Стирально-отжимные машины
2) Сушильные машины
3) Машины для химической обработки изделий
4) Гладильные машины, прессы.
Администрация гостиницы ежегодно в установленные сроки проводит инвентаризацию белья на складе, в центральной бельевой и на этажах с обязательной проверкой наличия белья, правильности метки, качества, соответствия наличия белья с данными в журналах зав. бельевой и зав. этажами. Кроме того, проводятся внезапные проверки наличия белья в течение года. При установлении недостачи принимаются меры к возмещению ущерба.
Вывод: В данной главе мы изучили историю возникновения курортных гостиниц, виды гостиниц, проанализировали организацию бельевого хозяйства, работы связанные с оборотом белья. На основании выше сказанного, считаем целесообразным, перейти к изучению практической части данной курсовой работы.
Практическая часть