Метод доверительных интервалов

После получения точечной оценки Метод доверительных интервалов - student2.ru желательно иметь данные о надежности такой оценки. Понятно, что величина Метод доверительных интервалов - student2.ru является лишь приближенным значением параметра q. Вычисленная точечная оценка может быть близка к оцениваемому параметру, а может и очень сильно отличаться от него. Точечная оценка не несет информации о точности процедуры оценивания. Особенно важно иметь сведения о надежности оценок для небольших выборок. В таких случаях следует пользоваться интервальными оценками.

Задачу интервального оценивания в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: по данным выборки построить числовой интервал, относительно которого с заранее выбранной вероятностью можно сказать, что внутри этого интервала находится оцениваемый параметр. Здесь существует несколько подходов. Наиболее распространенным методом интервального оценивания является метод доверительных интервалов[1].

Доверительным интервалом для параметра q называется интервал Метод доверительных интервалов - student2.ru , содержащий неизвестное значение параметра генеральной совокупности с заданной вероятностью g, т.е.

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Число g называется доверительной вероятностью, а число a=1–g – уровнем надежности. Доверительная вероятность задается априорно и определяется конкретными условиями. Обычно используется g=0,9; 0,95; 0,99 (соответственно, a=0,1; 0,05; 0,01).

Длина доверительного интервала, характеризующая точность интервальной оценки, зависит от объема выборки n и доверительной вероятности g. При увеличении величины n длина доверительного интервала уменьшается, а с приближением вероятности g к единице – увеличивается.

Часто доверительный интервал строят симметричным относительно точечной оценки, т.е. в виде

Метод доверительных интервалов - student2.ru , (3.15)

или

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Здесь число D называется предельной (или стандартной) ошибкой выборки. Однако симметричные интервалы не всегда удается построить, более того, иногда приходится ограничиваться односторонними доверительными интервалами:

Метод доверительных интервалов - student2.ru или Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Поскольку в эконометрических задачах часто приходится строить доверительные интервалы параметров случайных величин, имеющих нормальное распределение, приведем схемы их нахождения.

3.4.2. Доверительный интервал оценки генеральной
средней при известной генеральной дисперсии

Пусть количественный признак X генеральной совокупности имеет нормальное распределение с заданной дисперсией s2 и неизвестным математическим ожиданием a. Для оценки параметра a извлечена выборка X1, X2, …, Xn, состоящей из n независимых нормальной распределенных случайных величин с параметрами a и s, причем s известно, а величину a оценивают по выборке:

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Оценим точность этого приближенного равенства. Для этого зададим вероятность g и попробуем найти такое число D, чтобы выполнялось соотношение

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Далее воспользуемся свойствами нормального распределения. Известно, что сумма нормально распределенных величин также имеет нормальное распределение. Поэтому средняя величина Метод доверительных интервалов - student2.ru имеет нормальное распределение, математическое ожидание и дисперсия которой равны

Метод доверительных интервалов - student2.ru , Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Следовательно,

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Воспользуемся теперь формулой нахождения вероятностей отклонения нормально распределенной случайной величины от математического ожидания:

Метод доверительных интервалов - student2.ru ,

где F(x) – функция Лапласа. Заменяя X на Метод доверительных интервалов - student2.ru и s на Метод доверительных интервалов - student2.ru , получим

Метод доверительных интервалов - student2.ru ,

где Метод доверительных интервалов - student2.ru . Из последнее равенства находим, что предельная ошибка выборки будет равна

Метод доверительных интервалов - student2.ru . (3.16)

Тогда

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Приняв во внимание, что доверительная вероятность задана и равна g, получим окончательный результат.

Интервальная оценка генеральной средней (математического ожидания) имеет вид

Метод доверительных интервалов - student2.ru , (3.17)

или более кратко

Метод доверительных интервалов - student2.ru , (3.18)

где число tg определяется из равенства Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Приведем значения tg для широко распространенных значений доверительной вероятности:

Метод доверительных интервалов - student2.ru , Метод доверительных интервалов - student2.ru , Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Обсудим, как влияет на точность оценивания параметра a объем выборки n, величина среднего квадратичного отклонения s, а также значение доверительной вероятности g.

а) При увеличении n точность оценки увеличивается. К сожалению, увеличение точности (т.е. уменьшение длины доверительного интервала) пропорционально Метод доверительных интервалов - student2.ru , а не 1/n, т.е. происходит гораздо медленнее, чем рост числа наблюдений. Например, если мы хотим увеличить точность выводов в 10 раз чисто статистическими средствами, то мы должны увеличить объем выборки в 100 раз.

б) Чем больше s, тем ниже точность. Зависимость точности от этого параметра носит линейный характер.

в) Чем выше доверительная вероятность g, тем больше значение параметра tg, т.е. тем ниже точность. При этом между g и tg существует нелинейная связь. С увеличением g значение tg резко увеличивается ( Метод доверительных интервалов - student2.ru при Метод доверительных интервалов - student2.ru ). Поэтому с большой уверенностью (с высокой доверительной вероятностью) мы можем гарантировать лишь относительно невысокую точность. (Доверительный интервал окажется широким.) И наоборот: когда мы указываем для неизвестного параметра a относительно узкие пределы, мы рискуем совершить ошибку – с относительно высокой вероятностью.

Отметим, что величина

Метод доверительных интервалов - student2.ru (3.19)

называется средней ошибкой выборки. Для бесповторной выборки эта формула примет вид

Метод доверительных интервалов - student2.ru . (3.20)

Тогда предельная ошибка выборки D будет представлять собой t-кратную среднюю ошибку:

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Пример 3.7. На основе продолжительных наблюдений за весом X пакетов орешков, заполняемых автоматически, установлено, что среднее квадратичное отклонение веса пакетов равно s=10 г. Взвешено 25 пакетов, при этом их средний вес составил Метод доверительных интервалов - student2.ru . В каком интервале с надежностью 95% лежит истинное значение среднего веса пакетов?

Решение. Логично считать, случайная величина X имеет нормальный закон распределения: Метод доверительных интервалов - student2.ru . Найдем среднюю ошибку выборки

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Для определения 95%-го доверительного интервала вычислим предельную ошибку выборки

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Следовательно 95%-й доверительный интервал для истинное значение среднего веса пакетов будет иметь вид

Метод доверительных интервалов - student2.ru ,

или

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

На первый взгляд может показаться, что полученный результат представляет только теоретический результат, поскольку среднее квадратичное отклонение s, как правило, тоже неизвестно и вычисляется по выборочным данным. Однако если выборка достаточно большая, то полученный результат вполне приемлем для практического использования, поскольку функция распределения Метод доверительных интервалов - student2.ru будет мало отличаться от нормальной, а оценка дисперсии s2 будет достаточно близка к истинному значению s2. Более того, полученный результат часто используют и в том случае, когда распределение генеральной совокупности отличается нормального. Это обусловлено тем, что сумма независимых случайных величин, в силу центральной предельной теоремы, при больших выборках имеет распределение, близкое к нормальному. â

Пример 3.8. Предположим, что в результате выборочного обследования жилищных условий жителей города на основе собственно-случайной повторной выборки, получен следующий вариационный ряд:

Таблица 3.5

Общая (полезная) площадь жилищ, приходящихся на 1 чел., м2 До 5,0 5,0–10,0 10,0–15,0 15,0–20,0 20,0–25,0 25,0–30,0 30,0 и более
Число жителей

Построить 95%-доверительный интервал для изучаемого признака.

Решение. Рассчитаем выборочную среднюю величину и дисперсию изучаемого признака.

Таблица 3.6

Общая площадь жилищ, приходящаяся на 1 чел., м2 Число жителей, ni Середина интервала, xi Метод доверительных интервалов - student2.ru Метод доверительных интервалов - student2.ru
До 5,0 2,5 20,0 50,0
5,0–10,0 7,5 712,5 5343,8
10,0–15,0 12,5 2550,0 31875,0
15,0–20,0 17,5 4725,0 82687,5
20,0–25,0 22,5 4725,0 106312,5
25,0–30,0 27,5 3575,0 98312,5
30,0 и более 32,5 2697,5 87668,8
Итого 19005,0 412250,0

Тогда

Метод доверительных интервалов - student2.ru ; Метод доверительных интервалов - student2.ru ; Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Средняя ошибка выборки составит

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Определим предельную ошибку выборки с вероятностью 0,95 ( Метод доверительных интервалов - student2.ru ):

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Установим границы генеральной средней

Метод доверительных интервалов - student2.ru ,

или

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Таким образом, на основании проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,95 можно заключить, что средний размер общей площади, приходящейся на 1 чел., в целом по городу лежит в пределах от 18,6 до 19,4 м2. â

3.4.3. Доверительный интервал оценки генеральной
средней при неизвестной генеральной дисперсии

Выше была решена задача построения интервальной оценки для математического ожидания нормального распределения, когда его дисперсия известна. Однако на практике дисперсия обычно тоже неизвестна и ее вычисляют по той же самой выборке, что и математическое ожидание. Это приводит к необходимости использования другой формулы при определении доверительного интервала для математического ожидания случайной величины, имеющей нормальное распределение. Такая постановка задачи особенно актуальна при малых объемах выборки.

Пусть количественный признак X генеральной совокупности имеет нормальное распределение N(a,s), причем оба параметра a и s неизвестны. По данным выборки X1, X2, …, Xn, вычислим среднее арифметическое и исправленную дисперсию:

Метод доверительных интервалов - student2.ru , Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Для нахождения доверительного интервала в этом случае строится статистика

Метод доверительных интервалов - student2.ru , (3.21)

имеющая распределение Стьюдента с числом степеней свободы n=n–1 независимо от значений параметров a и s. Выбрав доверительную вероятность g и зная объем выборки n, можно найти такое число t, что будет выполняться равенство

Метод доверительных интервалов - student2.ru ,

или

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Отсюда находим

интервальную оценку для генеральной средней (математического ожидания) при неизвестном s:

Метод доверительных интервалов - student2.ru , (3.22)

или более кратко

Метод доверительных интервалов - student2.ru . (3.23)

Число t (коэффициент Стьюдента) находится из таблиц для распределения Стьюдента. Отметим, что он является функцией двух аргументов: доверительной вероятности g и числа степеней свободы k=n–1, т.е. t=t(g,n).

Следует быть очень внимательным при использовании таблиц для распределения Стьюдента. Во-первых, обычно в таблицах вместо доверительной вероятности g используют уровень надежности a=1–g. Во-вторых, очень часто в таблицах приводятся значения т.н. одностороннего критерия Стьюдента

Метод доверительных интервалов - student2.ru , или Метод доверительных интервалов - student2.ru .

В этом случае в таблицах следует брать значения Метод доверительных интервалов - student2.ru , если в таблице используется уровень надежности, или Метод доверительных интервалов - student2.ru , если в таблице используется доверительная вероятность.

Несмотря на кажущееся сходство формул (3.17) и (3.22), между ними имеется существенное различие, заключающееся в том, что коэффициент Стьюдента t зависит не только от доверительной вероятности, но и от объема выборки. Особенно это различие заметно при малых выборках. (Напомним, что при больших выборках различие между распределением Стьюдента и нормальным распределением практически исчезает.) В этом случае использование нормального распределения приводит к неоправданному сужению доверительного интервала, т.е. к неоправданному повышению точности. Например, если n=5 и g=0,99, то, пользуясь распределением Стьюдента, получим t=4,6, а используя нормальное распределение, – t=2,58, т.е. доверительный интервал в последнем случае почти в два раза уже, чем интервал при использовании распределения Стьюдента.

Пример 3.9. Аналитик фондового рынка оценивает среднюю доходность определенных акций. Случайная выборка 15 дней показала, что средняя (годовая) доходность Метод доверительных интервалов - student2.ru со средним квадратичным отклонением Метод доверительных интервалов - student2.ru . Предполагая, что доходность акций подчиняется нормальному закону распределения, постройте 95%-доверительный интервал для средней доходности интересующего аналитика вида акций.

Решение. Поскольку объем выборки n=15, то необходимо применить распределение Стьюдента с Метод доверительных интервалов - student2.ru степенями свободы. По таблицам для распределения Стьюдента находим

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Используя это значение, строим 95%-доверительный интервал:

Метод доверительных интервалов - student2.ru ,

или

Метод доверительных интервалов - student2.ru .

Следовательно, аналитик может быть на 95% уверен, что средняя годовая доходность по акциям находится между 8,44% и 12,3%. â

Наши рекомендации