Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров
Прибыль, как уже отмечалось, представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации в связи с уменьшением объема поставок товара, снижением покупательского спроса.
В упрощенном виде прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
Часть затрат предприятие покрывает за счет прибыли и поэтому не включает их в издержки обращения.
Для оценки эффективности работы торгового предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие торговые предприятия, полнившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
И экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1) прибыльность;
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
Интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
В любом определении рентабельность означает процентное отношение суммы получаемой (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, рентабельность реализации конкретных товаров.
Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:
ИR = [(тн-иио/тн] * 100, (1);
где: ИR -индивидуальная рентабельность;
ТН - сумма торговой надбавки;
ИИО - издержкоемкость товара.
Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая первичная и сводная информация, необходимая для таких расчетов. Однако в дальнейшем он может стать основой для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.
Коэффициент текущих издержек позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для его расчета применяется следующая формула:
Rио = П / ИО, (2);
Где ИО - сумма текущих расходов.
Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.
Коэффициент эффективности текущих расходов можно рассчитать также делением суммы текущих расходов на сумму валовых доходов. Полученный показатель означает ту часть торговой надбавки, которая направлена на покрытие текущих издержек.
Однако и показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность только текущих издержек и не показывает, как использовались основные и оборотные фонды предприятия, какой вклад они внесли в прибыль,
Рентабельность совокупных затрат (Кф) определяется как отношение балансовой (чистой) прибыли к стоимости основных (ОФ) и оборотных (ОС) фондов, а также содержания работников (ФОТ):
Rфо = (БП(ЧП) / ОФ + ОС + ФОТ) * 100. (3);
Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
С целью углубления анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогичной методике и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств, показатель прибыли в расчете на 1м2 торговой площади складского помещения.
Расходы на оплату работников занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью, в расчете на одного торгового (торгово-оперативного) работника, прибылью к среднедневной (среднегодовой) численности и в расчете на 1 рубль затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда работников).
Показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия. Кто иногда называют коэффициентом прибыли на активы. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает предприятие, какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес фонды.
Окупаемость инвестиции (инвестиционные активы) складывается из наличных депо, оборудования, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:
а) рентабельность всего (совокупного) капитала (RK):
план разработка прибыль рентабельность
RK=(БП/ССИ)*100, (4);
где СОИ - среднегодовая сумма имущества;
б) рентабельность всех инвестиций:
RK = [(ЧП + ВП) / (СК + ДО)] *100, (5);
где: ЧП -чистая прибыль;
ВП - выплаченные проценты по займам и кредитам;
СК - собственный капитал;
ДО - долгосрочные обязательства;
в) рентабельность функционирующего (реально участвующего в формировании прибыли) капитала (Rфк)) :
Rфк=(ПР/ССК)*100, (6);
где: ПР - прибыль от реализации;
ССК - среднегодовая стоимость капитала (минус инвестиции плюс незавершенное строительство):
г) рентабельность собственного капитала (RСK):
RCK = (ЧP/CCCK)* 100, (7);