Глава 8. общее и индивидуальное предупреждение преступлений
§ 1. Понятие и основные направления
общего предупреждения преступлений
Внутри системы специально-криминологического предупреждения преступлений отчетливо просматриваются различия между мерами неперсонифицированного характера, направленными на устранение криминогенных факторов, и индивидуализированными мерами, адресованными конкретным лицам. В связи с этим совершенно обоснованной представляется дифференциация специально-криминологического предупреждения преступлений на общее и индивидуальное.
Общее предупреждение - это деятельность, направленная на выявление и устранение объективных внешних причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению. Она реализуется при активном использовании социальных, экономических, политических, правовых и других антикриминогенных факторов.
Необходимо также отметить связь понятия общего предупреждения преступлений с понятием общей превенции, которое сформировалось в рамках уголовного права и означает сдерживающее воздействие уголовно-правовых норм на сознание и поведение людей за счет содержащейся в них информации о возможности ответственности и наказания за совершение преступлений. Однако понятие общей превенции уже понятия общего предупреждения, поскольку первая представляет собой лишь отдельный элемент механизма предупреждения преступлений в целом.
Говоря об общем предупреждении преступлений, следует из всего многообразия профилактических мер выделить те, которые направлены на выявление и ограничение действия наиболее значимых криминогенных факторов (причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений, стимулирующих или облегчающих преступное поведение). Именно такие меры носят общепрофилактический характер и тесно связаны с общесоциальным воздействием на преступность. Само же общее предупреждение преступлений состоит в деятельности, направленной на ограничение криминогенного воздействия тех элементов социальной среды, которые предопределяют изменения в преступности как массовом социальном явлении.
Основные современные подходы к общему предупреждению преступлений получили свое развитие и закрепление в ряде нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующую деятельность правоохранительных органов. В них, в частности, отмечается, что предупреждение преступлений - одно из приоритетных направлений борьбы с преступностью, основными задачами которой являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Вместе с тем в предупредительной деятельности необходимо выделить конкретные меры, имеющие явно выраженное общепрофилактическое значение. К ним следует отнести: выявление и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений; создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений на определенной территории (объекте); внесение представлений об устранении причин и условий преступлений в соответствующие государственные органы и общественные организации; инициативное оказание услуг по охране имущества всех форм собственности на основе заключения и исполнения договоров в порядке, определенном действующим законодательством; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения; формирование общественного мнения, объективно отражающего деятельность по предупреждению преступлений; организацию и осуществление технических и иных мер по обеспечению личной и общественной безопасности; патрулирование силами органов правопорядка и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности; проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержанию преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на обслуживаемой территории.
Этот перечень мер общего предупреждения преступлений может быть дополнен проведением криминологической экспертизы проектов и действующих решений органов законодательной и исполнительной власти, а также разработкой и реализацией комплексных и целевых федеральных и региональных программ борьбы с преступностью.
Как уже отмечалось, общее предупреждение преступлений призвано противодействовать криминализации социальных процессов, позитивно влиять на создание и укрепление в обществе атмосферы законности, устранение угроз правам, свободам и законным интересам личности. Большую роль в достижении этих целей играют правовое воспитание населения, разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений, а также использование специальных методов предупреждения отдельных групп преступлений; привлечение общественности, в том числе общественных объединений правоохранительной направленности (народных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, охранных структур), к работе по предупреждению преступлений; информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств; осуществление общей виктимологической профилактики.
Следует иметь в виду, что жесткие разграничительные линии между различными видами, формами и методами предупреждения преступлений провести невозможно. На практике все они реализуются в тесном переплетении между собой. Однако центральной идеей общего предупреждения преступлений является воздействие на детерминационный комплекс преступности, что и предопределяет его специфику. Именно поэтому выявление и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений является логически и практически исходным моментом общего предупреждения преступлений. Невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые способствуют развертыванию действия этих причин. При широком детерминистском подходе преступность предстает не как результат жестких причинных связей, а как следствие сложной многоплановой детерминации, в том числе и самодетерминации.
Концептуальный анализ причин преступлений и условий, им способствующих, позволяет говорить о сложной многофакторной природе этих явлений. Они модифицируются специфическими особенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменениями в социальной и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного комплекса преступности, годную для всех времен и условий, являются малопродуктивными.
На практике процесс выявления причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений, часто сводится лишь к обобщению данных о типичных криминогенных факторах. Явная узость такого подхода может быть преодолена за счет соблюдения ряда требований, дифференциации аналитической работы.
Главным методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им способствующих, является учет зависимости качественных и количественных характеристик преступности от состояния социальной среды (прежде всего в таких сферах, как экономика, политика, культура, нравственность).
Поэтому на первом этапе такого изучения необходимо установить (хотя бы гипотетически) круг социальных явлений и процессов, наиболее тесно связанных с преступностью: рост группового криминального сознания, коррупция, неэффективность правоохранительной и правоприменительной деятельности, пьянство, алкоголизм, наркомания, люмпенизация и маргинализация определенных групп населения, деформация их духовной жизни, невротизация и психопатизация представителей некоторых слоев населения и т.п.
На втором этапе следует выявить статистические "корреляционные" связи между криминогенными факторами и теми видами преступлений, которые определяют основной массив преступности: кражи, причинения вреда здоровью, грабежи, хулиганство, разбойные нападения и др.
На третьем этапе выявляются те условия, которые находятся в определенной зависимости от деятельности правоохранительных органов: система охранных мероприятий, организация надзора и контроля, технические средства защиты объектов, уровень правовой информированности населения и т.д. Именно этот этап аналитической деятельности создает реальные информационные предпосылки для выработки и реализации целенаправленных и конкретных мер общего предупреждения преступлений.
Результатом анализа причин и условий преступности и ее видов должно стать принятие мер по их устранению или ограничению действия. При этом особенность деятельности правоохранительных органов в сфере устранения причин преступности состоит в ограниченности их возможностей. Что же касается нейтрализации условий, способствующих совершению преступлений, то здесь вклад этих органов может быть более весомым. В содержательном плане их деятельность представляет собой реализацию мер-сигналов и мер-действий.
Меры-сигналы представляют совокупность криминологической информации, в установленном порядке направляемой в те органы, от которых зависит принятие решений по устранению выявленных криминогенных факторов. Наиболее распространенными видами такой информации являются представления следователей, а также обобщенные информационные документы руководителей правоохранительных органов. В этих документах, направляемых в государственные органы, органы местного самоуправления, в общественные организации, их предприятия и учреждения, указываются материальные, организационные, правовые, воспитательные, технические и иные обстоятельства негативного характера, способствовавшие совершению преступлений или облегчившие наступление преступного результата. Названные недостатки могут быть следствием нарушений норм законов или других нормативных актов, а также результатом действия организационных, технических и других криминогенных факторов.
В обобщенных информациях необходимо также акцентировать внимание на осуществлении мероприятий по техническому укреплению мест сосредоточения материальных ценностей, повышению эффективности использования средств сигнализации и связи, возрождению на новой основе деятельности общественных формирований правоохранительной и профилактической направленности. Вносимые предложения об устранении причин и условий совершения преступлений должны быть законными, обоснованными, конкретными, экономически и социально целесообразными.
Меры действия - это весь комплекс мер, реализуемых для выявления и устранения (нейтрализации) причин и условий преступлений. При этом меры-действия реализуются правоохранительными органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими субъектами предупреждения преступлений.
Общепрофилактическая деятельность правоохранительных органов по защите личности и всех форм собственности достаточно многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих совершению преступлений на определенной территории или объекте. В распоряжении органов внутренних дел для этого имеются определенные информационные и другие меры, которые наиболее активно реализуются в повседневной деятельности их подразделений. Так, на основе анализа криминальной ситуации и состояния преступности милиция реализует общепрофилактические функции на улицах, в общественных местах и жилых микрорайонах. Предупреждение наиболее распространенных видов "уличной" преступности (преступлений против жизни, здоровья и собственности граждан) достигается целым комплексом разнообразных средств, к которым прежде всего следует отнести методы наблюдения, проверки, контроля, реализуемые в ходе патрульно-постовой службы. В особо сложных в оперативном отношении районах и городах регулярно проводятся оперативно-поисковые и надзорно-профилактические операции, а также проверки мест концентрации граждан с антиобщественной направленностью (притоны, рынки, зоны коммерческой торговли, гостиницы, общежития). Очень важно активное применение норм действующего законодательства об ответственности за хулиганские проявления, незаконное ношение и хранение оружия, угрозу убийством, причинение вреда здоровью, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, что способствует эффективному предупреждению более тяжких преступлений.
В последнее время в целях общего предупреждения преступлений все активнее применяются технические средства, техническое укрепление жилых помещений, подъездов домов, чердаков и подвалов, улучшение освещенности улиц и т.п.
Промышленность освоила и предлагает пуленепробиваемые материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы, решетки, исключающие или затрудняющие проникновение и взлом. В связи с этим органам внутренних дел целесообразно собирать информацию о том, как преступники преодолевают технические средства защиты, анализировать и доводить ее до сведения промышленных предприятий, чтобы внести соответствующие конструктивные изменения в выпускаемую продукцию.
Весьма актуальными задачами общепрофилактической деятельности органов внутренних дел являются восстановление и развитие сети общественных формирований правоохранительной направленности, налаживание и укрепление деловых связей с населением, общественным активом, выступления работников милиции (прежде всего - участковых уполномоченных) по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка перед жителями и в трудовых коллективах.
Организация и осуществление постоянного взаимодействия правоохранительных органов с иными государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, благотворительными и иными фондами, общественными объединениями, средствами массовой информации должны быть направлены на активизацию и конкретизацию их участия в предупреждении правонарушений. Необходимо также развивать взаимодействие по этим вопросам с религиозными организациями, с органами опеки, попечительства, здравоохранения, образования, служб занятости, центрами социальной защиты детей и подростков, домами ночного пребывания и центрами социальной реабилитации. Последние могут быть эффективно использованы для оперативной и профилактической работы с лицами, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством.
Материальная, организационная и правовая база общего предупреждения преступлений резко расширяется в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В соответствии со ст. 17 этого Закона в Российской Федерации должны быть созданы: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; дома ночного пребывания и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Названные учреждения призваны оказывать людям помощь в трудных жизненных ситуациях, объективно нарушающих жизнедеятельность людей в связи с болезнью, сиротством, безнадзорностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением с детьми.
Вся совокупность разработанных общепредупредительных мероприятий может стать разделом целевой региональной программы борьбы с преступностью.
Общая направленность предупредительных разделов целевых программ состоит в выявлении, устранении или нейтрализации криминогенных факторов. Эта цель конкретизируется применительно к региональным особенностям преступности, особенностям детерминации различных видов и групп преступлений, криминогенной мотивации различных категорий преступников и преступных групп, деятельности субъектов предупреждения преступлений.
В профилактических разделах программ борьбы с преступностью значительное место отводится мерам непрямого действия, создающим организационную и информационную базу для их реализации: выявлению и анализу причин и условий преступлений, организации (планированию, координации, взаимодействию) процессов предупреждения преступлений.
По своей природе правоохранительные органы имеют отношение к выполнению всего предусмотренного программой комплекса мер по предупреждению преступлений. Однако очевидно, что, например, экономические меры не являются для них основными. В то же время правовые, организационные и технические меры доминируют в содержании их профилактической деятельности.
В наибольшей степени деятельности правоохранительных органов присущи общепрофилактические меры, которые связаны с информационно-аналитическими, охранительными, оперативно-розыскными, надзорно-контролирующими и воспитательно-правовыми видами работ. Кроме того, эти органы являются главными разработчиками и исполнителями мер по предупреждению "традиционной" общеуголовной преступности (посягательств на личность, собственность), а также рецидивной, профессиональной, организованной, экономической преступности.
В качестве частных вариантов программно-целевого подхода к общему предупреждению преступлений можно рассматривать комплексные и целевые оперативно-профилактические операции органов внутренних дел. При этом комплексные операции (например "Сигнал-кольцо") решают задачу одновременного и скоординированного воздействия на криминогенные группы населения и обстоятельства, определяющие оперативную обстановку в регионе. Целевые операции имеют более узкий характер и решают задачу концентрированного воздействия на отдельные категории правонарушителей и виды преступлений ("Мак", "Подросток" и др.).
Планы проведения оперативно-профилактических операций, как правило, включают следующие основные структурные блоки:
краткая характеристика оперативной обстановки (в регионе, городе, районе);
цели и задачи операции;
система мер предупреждения преступлений;
силы и средства, используемые в ходе операции, ее организационное, материально-техническое обеспечение;
система оперативного управления операцией;
показатели результативности операции.
Одним из важных направлений общепрофилактической деятельности правоохранительных органов является изучение и формирование общественного мнения о криминогенной обстановке и мерах по ее оздоровлению.
Общественное мнение - это сложное интеллектуальное и социально-психологическое явление, выраженное в оценочных суждениях отдельных социальных групп и слоев населения относительно различных социальных процессов. Оно зависит не только от уровня информированности населения, но и от субъективных представлений отдельных граждан. Отрицательное мнение некоторой части населения о деятельности правоохранительных органов может быть, например, следствием как реальных факторов, так и внушения со стороны других людей, либо неадекватного восприятия действительности.
Изучение правоохранительными органами общественного мнения (с точки зрения повышения эффективности общепрофилактической деятельности) предполагает использование и анализ информации, содержащейся: в заявлениях, сообщениях, письмах граждан; в предложениях, поступивших во время выступлений (бесед) перед населением и в ходе приема граждан по личным вопросам; в публикациях и выступлениях в средствах массовой информации; в материалах, обобщающих результаты программированных опросов населения, работников органов внутренних дел, правонарушителей и др.
Формирование общественного мнения реализуется через те же каналы, что и его изучение: выступления в средствах массовой информации, перед населением, в коллективах и т.д. Главное в этой деятельности - формирование позитивного отношения к предупреждению преступлений и его субъектам, внедрение в общественное сознание идеи о необходимости участия общественности в этой работе, виктимологическая профилактика.
Относительно новым, но весьма эффективным элементом общепредупредительной деятельности может стать проведение криминологических экспертиз проектов экономических, социальных и правовых документов.
Цель криминологической экспертизы состоит в оценке возможных криминальных последствий принимаемых решений в различных областях социальной жизни. Криминологическая экспертиза представляет собой изучение, анализ, оценку экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий, включаемых в решения, с целью определения их возможного влияния на преступность, ее причинный комплекс, социальные последствия и другие криминологически значимые факторы. Наряду с законопроектами, криминологической экспертизе могут подвергаться проекты концепций, федеральных и региональных целевых программ и других управленческих решений в сфере борьбы с преступностью.
На основе криминологической экспертизы должны вноситься соответствующие коррективы в систему мер, оказывающих влияние на криминологическую обстановку. Практическая реализация криминологической экспертизы представляет собой значительные трудности, поскольку любые крупные решения в социально-экономической и правовой сферах зачастую принимаются исходя из приоритетности других (не профилактических) задач. Однако ценность криминологической экспертизы состоит не только в прогнозировании криминальных последствий, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактических мер, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.
На местном уровне это означает, что представители правоохранительных органов должны, по крайней мере, входить в состав экспертной криминологической комиссии, высказывать свое мнение в средствах массовой информации, вносить предложения альтернативного характера, позволяющие устранить источники повышенной криминальной опасности.
Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультационной помощи населению в его защите от преступных посягательств, издание соответствующей специальной литературы - еще одно направление общепрофилактической деятельности правоохранительных органов. Проблема правового воспитания (в силу ряда исторических причин) для нашей страны достаточно остра. Слишком часто "революционное право" и целесообразность заменяли законность, что в итоге приводило к правовому нигилизму и правовой инфантильности. Очевидно, что решение этой проблемы - задача многих социальных институтов общества. Специфика деятельности правоохранительных органов состоит в том, что они реализуют, главным образом, административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект здесь достигается как применением уголовных и административных мер воздействия и соответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного влияния на правосознание людей. Суть такой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков и информировании их о правовых и социальных последствиях нарушения правовых норм. В частности, в современных условиях особо актуальным для граждан становится такой уголовно-правовой институт, как необходимая оборона. Знание о существовании и правилах применения уголовно-правовой нормы, признающей правомерными действия лица, находящегося в состоянии необходимой обороны, значимо как для правопослушных граждан, так и для лиц, склонных к совершению преступлений. Опасение встретить решительный отпор со стороны потерпевшего или очевидцев преступного посягательства, а в случае совершения преступления - оказаться задержанным гражданами может повлиять на лицо, намеревающееся совершить преступление, не меньше чем угроза привлечения к уголовной ответственности.
В целом для активизации общепредупредительной функции права необходимо направлять усилия всех субъектов предупреждения преступлений на правовое информирование населения. Это особенно актуально в связи с принятием нового уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства.
Оказание консультативной помощи населению в его защите от преступных посягательств стало практиковаться в нашей стране относительно недавно, хотя в других странах виктимологической профилактике уделяется большое внимание. Перспективность этого направления обусловлена общей тенденцией расширения контактов правоохранительных органов с населением. Конкретные формы названной работы состоят в издании и распространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих телепередач. По опыту других стран необходимо издавать доступную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т.п.
Значительную роль в общепредупредительной деятельности может сыграть разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений. Стандарты безопасности - это государственные правила и нормативы (градостроительные, экологические, технические, информационные, медицинские и др.), исполнение которых, наряду с решением других задач, обеспечивает защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Нормативной правовой базой внедрения соответствующих стандартов мог бы стать предлагаемый многими учеными и практиками закон "Об основах государственной системы предупреждения преступлений".
§ 2. Понятие и основные направления индивидуального
предупреждения (профилактики) преступлений
В связи с происходящими в обществе социальными процессами, изменениями в уголовной политике, необходимостью экономии уголовной репрессии значительно увеличилось число лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия. Эти процессы определяют особую значимость индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений, объектами которого являются конкретные лица и их социальная микросреда с наиболее выраженными криминогенными характеристиками.
Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) - это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.
Проведение индивидуального предупреждения преступлений связано с преодолением серьезных трудностей, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Основными из этих особенностей являются следующие:
ранее существовавшая система негосударственных субъектов индивидуальной профилактики (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) практически распалась;
число общественных помощников органов внутренних дел в проведении индивидуальной профилактической работы (в том числе общественных воспитателей) резко сократилось либо их не стало вообще (шефы, наставники, члены комсомольских оперативных отрядов);
значительно снизились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом и трудовом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
из-за увеличения числа безработных, бедствующих слоев населения резко возросло количество маргинальных элементов (бродяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды преступников;
отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе социального благополучия осложняет отношения во многих семьях, способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на воспитание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия;
ликвидация одних (лечебно-трудовых профилакториев) и попытки реорганизации других (спецприемников, приемников-распределителей для несовершеннолетних) мест изоляции маргинальных элементов и правонарушителей резко снизили возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют.
Все это заставляет искать новые формы и методы индивидуально-профилактического воздействия, принимать меры по восстановлению в преобразованном виде системы субъектов и мер индивидуальной профилактики.
Личность - главное звено в цепочке причин преступного поведения. Именно через нее в результате взаимодействия "преломляется" влияние криминогенной среды. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.
Конкретизация этого воздействия требует внимания к следующим основным характеристикам личности:
антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;
социальные и демографические элементы структуры личности, отражающие и одновременно определяющие ее негативное поведение (антиобщественную направленность);
социально значимые психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминогенного значения, но в конкретной неблагополучной для личности жизненной ситуации могут сыграть роль побудительной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.);
условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах;
неблагополучные условия индивидуального бытия и иные длительно действующие обстоятельства, определяющие криминальную ситуацию и облегчающие совершение преступления;
элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность их выявления и воздействия на них.
При этом необходимо иметь в виду, что определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии законных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым - ущемление прав граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе правоохранительных органов такие основания - это прежде всего факты противоправного поведения конкретных лиц. Именно они дают право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограничение его прав и свобод. Поэтому категории этих лиц и виды их антиобщественного поведения специально установлены в законодательных и нормативных актах, что определяет пределы индивидуальной профилактической работы правоохранительных органов.
К категориям лиц, к которым могут применяться меры индивидуальной профилактики преступлений, отнесены:
1) лица, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений (условно осужденные; осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющие две и более судимости за совершение преступлений средней тяжести, а также подпадающие под действие Положения об административном надзоре и состоящие под таким надзором; освобожденные из специальных учебных или лечебно-воспитательных учреждений; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних);
2) лица с устойчивым противоправным поведением (неоднократно и грубо нарушающие общественный порядок; систематически потребляющие наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; злоупотребляющие алкоголем, поведение которых представляет опасность для окружающих, вследствие чего к ним применялись меры административного воздействия; грубо нарушающие обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающие их в совершение правонарушений или способствующие этому);
3) лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений (в период расследования) либо в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям.
Индивидуальная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, физических или психических особенностей, социально-ролевых установок.
В отношении всех этих лиц меры индивидуальной профилактики играют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить негативные черты личности и ее антиобщественное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.).
Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения - от антиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели требует последовательного решения следующих конкретных задач:
выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений;
изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;
прогнозирование индивидуального поведения;
постановка лиц на профилактический учет;
планирование мер индивидуальной профилактики;
непосредственное профилактическое воздействие;
контроль за поведением и образом жизни лиц, поставленных на учет;
систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.
Решение этих задач возложено на субъектов, которым законодательно или нормативно предписывается проведение индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений в отношении указанных категорий граждан. К таким субъектам относятся службы, подразделения и учреждения следующих федеральных ведомств Российской Федерации: Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы. Однако основной объем этой работы осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными органами и с общественными организациями правоохранительной направленности.