Институт истории и права (иип)
Институт истории и права (ИИП)
Кафедра уголовного права и процесса
УТВЕРЖДАЮ
Директор (декан)
института истории и права
____________В.Г. Кичеев
«__»____________20__г.
ДС.03.01 «Правовая (уголовная) статистика»
(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Рабочая программа дисциплины для специальности (030501) «Юриспруденция»
(код и наименование направления подготовки, специальности, специализации)
Курс4
Учебный план в ред. 2003года
Форма обучения ОФО, ЗФО
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 144 часа
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО специальности 030501.65 «Юриспруденция», утвержденного 27.03.2000 г.
2. Разработчик рабочей программы
доцент кафедры уголовного права и процесса ____________________ В.С. Назаров
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры уголовного права и процесса
_______________________ протокол № ___________
(дата)
Зав. кафедрой
уголовного права и процесса ___________________________ А.И. Крутиков
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой __________________ ________________________________
(подпись) (ФИО)
«_______» __________________ 2009 г.
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры уголовного права и процесса_____________________________________________________
_______________________ протокол № ___________ дата_____________________________
Зав. кафедрой
уголовного права и процесса ___________________________ А.И. Крутиков
_______________________ протокол № ___________ дата_____________________________
Зав. кафедрой
уголовного права и процесса ___________________________ А.И. Крутиков
Предисловие
Дисциплина «Правовая (уголовная статистика)» является курсом специализации для студентов, обучающихся по уголовно-правовой специализации специальности 030501 «Юриспруденция». Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует всем требованиям Стандарта рабочей программы учебной дисциплины, предназначенный для применения в образовательном процессе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».
Настоящая рабочая программа предназначена для студентов 4 курса очной и 5 курса заочной форм обучения. Она определяет объем, содержание, порядок изучения и преподавания дисциплины «Правовая (уголовная статистика)», а также способы контроля результатов ее усвоения.
Ознакомившись с программой, студент получит представление:
- о количестве часов, отводимых на изложение и изучение дисциплины в различных видах образовательного процесса (аудиторной и внеаудиторной);
- о дидактических единицах (разделы, темы, понятия, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины), раскрывающих общие и специфические свойства предмета изучения, методах и способах его исследования, преобразования, создания или применения;
- о последовательности, логической упорядоченности частей и разделов, образующих содержание дисциплины в процессе ее изучения;
- об объеме различных видов учебной работы в часах и виды контроля в соответствии с учебным планом специальности.
Программа содержит подробное описание содержания всех тем, поэтому эта часть может быть использована как при подготовке к семинарским занятиям, так и при подготовке к зачету и создать целостную систему знаний у студентов.
Роль дисциплины «Правовая статистика» в системе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов имеет существенное значение, поскольку каждому из юридических должностных лиц придется заниматься по роду своей деятельности статистикой: как самому формировать ее, так и использовать ее данные на практике.
Преподавание «Правовой статистики» призвано обеспечить не только приобретение студентами необходимых практических навыков в статистических наблюдениях, группировки, анализа и обобщения данных, но и формирование у них системы взглядов и принципов, обеспечивающих сознательный творческий, инициативный подход к решению задач правовой статистики.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) 030501 «Юриспруденция».
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для студентов 4 курса ОФО, 2 курса сокращенной формы обучения и 4 курса ЗФО, обучающихся по уголовно-правовой специализации специальности 030501 «Юриспруденция». Дисциплина «Правовая (уголовная) статистика» представляет собой спецкурс, который включает в себя целостную систему теоретического, законодательного и практического материала, раскрывающего правила уголовно-правовой оценки деяний, признаваемых преступными на территории Российской Федерации.
Курс уголовно-правовой направленности «Правовая (уголовная) статистика» знакомит студентов с основными научно-методическими и практически значимыми правилами юридической (правоприменительной) деятельности в области воздействия на преступность уголовно-правовыми средствами.
Содержание рассматриваемой учебной дисциплины максимально приближено к потребностям современной юридической практики и учитывает последние существенные изменения в законодательной базе курса, а также законопроектные работы.
Цели учебной дисциплины - сформировать у обучаемых теоретические знания и практические навыки использования достижений современной теории и практики статистики, необходимые для профессионального выполнения служебных обязанностей.
Исходя из указанной цели, курсом поставлены следующие задачи:
· выработать систему знаний о современном состоянии уголовно-правовой статистики в Российской Федерации;
· научить использовать применения статистических карточек при расследовании преступлений;
· определить проблемные вопросы теории и практики в области правовой и уголовной статистики;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По результатам изучения курса «Правовая (уголовная) статистика» студент-юрист должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальные:
- общенаучные:
- способность применять знания уголовного права (О.ч.) в профессиональной деятельности;
- инструментальные:
- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями (ИК-1);
- социально-личностные и общекультурные (СЛК):
- способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, происходящих в обществе (СЛК-1);
- готовность к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, к решению мировоззренческих проблем, вопросов ценностно-мотивационной ориентации, к осознанию себя и своего места в современном обществе (СЛК-2);
- готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики (СЛК-3);
- готовность к общению, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами и с различными категориями граждан, способность предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности (СЛК-4);
- способность творчески решать профессиональные задачи, адаптироваться к меняющимся условиям окружающей действительности, профессиональной деятельности, самосовершенствоваться, приобретать новые знания используя современные образовательные и информационные технологии, повышать уровень своей профессиональной квалификации и общей культуры (СЛК-5);
б) профессиональные:
- правоприменительная деятельность:
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6);
- способность юридически правильно квалифицировать факты, событияи обстоятельства (ПК-7);
- способность разрабатывать юридические документы (ПК-8)
- экспертно-консультационная деятельность:
- способность толковать различные правовые акты (ПК-9);
- правоохранительная деятельность:
- готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-12);
- готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13);
- готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-14);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-15);
- организационно-управленческая деятельность:
- готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-16);
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-17);
- способность планировать, осуществлять контроль и учет результатов деятельности исполнителей, оценивать эффективность служебной деятельности подчиненных коллектива в целом (ПК-18);
- готовность организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда (ПК-19);
- научно-исследовательская деятельность:
- способность анализировать правоприменительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-21);
- готовность к применению методов проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-22);
- способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, составлять справки, обзоры, готовить научные публикации (ПК-23);
- способность разрабатывать методические рекомендации и другие материалы внедрения результатов исследований (ПК-24);
В результате изучения настоящего спецкурса студенты должны:
1) Иметь представление:
- о системе организации в правоохранительных органах РФ.
2) Знать:
- методологию и организацию применения в деятельности органов внутренних дел форм, видов и способов статистического наблюдения;
- принципы организации учетно-регистрационной и статистической работы в правоохранительных органах, формы и содержание статистических учетов и отчетности;
- виды и способы проведения статистической сводки материалов наблюдения;
- виды группировочных признаков и принципы их выбора;
- правила образования типологических, вариационных, аналитических группировок и интервалов группировки;
- методики разработки и оформления статистических таблиц, их чтения и анализа;
- виды рядов распределения и правила их построения;
- принципы и способы организации статистического анализа и прогнозирования;
3) Уметь:
- заполнять реквизиты единых статистических карточек первичного учета преступлений, лиц их совершивших, движения уголовных дел и других материалов досудебной подготовки;
- заполнять реквизиты документов первичного статистического учета и отчетности с использованием функций автоматизированной информационно-справочной системы;
- проводить группировки конкретных статистических данных и использовать табличный, графический методы предоставления из результатов;
4) Иметь навыки:
- исследования преступности в масштабах города, района, субъекта федерации.
Содержание теоретических разделов
Тема 1 Статистика как наука:
· Понятие, предмет, система статистики;
· Теоретические основы статистики;
· Особенности статистической методологии;
· Современная организация статистики в РФ.
Тема 2 Правовая статистика:
· Понятие, предмет, отрасли правовой статистики.
Тема 3 Краткие сведения из истории правовой статистики:
· История судебной статистики дореволюционной России;
· Статистика в Советский период
Тема 4 Статистическое наблюдение – основной метод сбора первичной информации:
· Понятие, этапы статистических наблюдений;
· Программно-методологические вопросы, организационные вопросы статистической науки;
· Единый учет преступлений;
· Система статистической отчетности в правоохранительных органах;
· Точность, ошибки и методы контроля статистических наблюдений
Тема 5 Статистическая сводка и группировка:
· Понятие и содержание статистической сводки;
· Группировка, виды группировок и основания их классификации;
· Ряды распределения.
Тема 6 Представление данных правовой статистики:
· Табличный и графический методы.
Тема 7 Границы достоверности данных правовой статистики:
· Общие требования к статистическим данным;
· Границы достоверности.
Тема 8 Статистические показатели:
· Природа, содержание, значение и виды показателей в правовой статистике.
Тема 9 Абсолютная и относительная величины:
· Абсолютная, относительная величины, их виды и применение в правовой статистике.
Тема 10 Средние величины:
· Вариации массовых явлений и средняя величина, их сущность и значение;
· Виды средних величин, техника их вычисления;
· Способы расчета показателей вариации.
Тема 11 Выборочное наблюдение:
· Выборочное наблюдение как источник статистической информации;
· Основные вопросы теории выборочных наблюдений;
· Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки.
Тема 12 Индексы и их использование:
· Понятие, значение классификации индексов и особенности их применения в уголовной правовой статистике.
Тема 13 Статистическая динамика правовых явлений:
· Понятие, классификация рядов динамики;
· Условия построения рядов динамики;
· Приемы исследования рядов динамики.
Тема 14 Статистическая взаимосвязь социальных явлений:
· Понятие связи явлений и ее виды;
· Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между двумя признаками социально-правовых явлений.
Тема 15 Общие вопросы анализа и обобщение данных:
· Понятие, задачи статистического анализа;
· Закон больших чисел и теория вероятностей – основа анализа;
· Основные направления анализа данных правовой статистики;
· Автоматизированная система обработки данных правовой статистики.
Содержание практических разделов дисциплины
Планы семинарских занятий
Тема 1 Статистика как наука:
· Понятие, предмет, система статистики;
· Теоретические основы статистики;
· Особенности статистической методологии;
· Современная организация статистики в РФ.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Отличие статистики от общественных наук.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 2 Правовая статистика:
· Понятие, предмет, отрасли правовой статистики.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Подотрасли правовой статистики.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Задачи.
Тема 3 Краткие сведения из истории правовой статистики:
· История судебной статистики дореволюционной России;
· Статистика в Советский период
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Статистика в переходный период.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задания (7-минутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Контрольные вопросы и задания.
Тема 4 Статистическое наблюдение – основной метод сбора первичной информации:
· Понятие, этапы статистических наблюдений;
· Программно-методологические вопросы, организационные вопросы статистической науки;
· Единый учет преступлений;
· Система статистической отчетности в правоохранительных органах;
· Точность, ошибки и методы контроля статистических наблюдений
Количество часов на самостоятельную работу студентов:4 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности подготовки к статистическому наблюдению.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 5 Статистическая сводка и группировка:
· Понятие и содержание статистической сводки;
· Группировка, виды группировок и основания их классификации;
· Ряды распределения.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Значение сводки в правовой статистике.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 6 Представление данных правовой статистики:
· Табличный и графический методы.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Картограммы.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
.
Тема 7 Границы достоверности данных правовой статистики:
· Общие требования к статистическим данным;
· Границы достоверности.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Полнота статистических данных.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 8 Статистические показатели:
· Природа, содержание, значение и виды показателей в правовой статистике.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Показатели преступности.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы.
Тема 9 Абсолютная и относительная величины:
· Абсолютная, относительная величины, их виды и применение в правовой статистике.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Соотношение абсолютных и относительных величин.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и решение задач.
Тема 10 Средние величины:
· Вариации массовых явлений и средняя величина, их сущность и значение;
· Виды средних величин, техника их вычисления;
· Способы расчета показателей вариации.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Значение коэффициента преступности.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 11 Выборочное наблюдение:
· Выборочное наблюдение как источник статистической информации;
· Основные вопросы теории выборочных наблюдений;
· Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Выборочное наблюдение в правовой статистике.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 12 Индексы и их использование:
· Понятие, значение классификации индексов и особенности их применения в уголовной правовой статистике.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:5 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Индекс в правовой статистике.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания. Решение задач.
Тема 13 Статистическая динамика правовых явлений:
· Понятие, классификация рядов динамики;
· Условия построения рядов динамики;
· Приемы исследования рядов динамики.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Сглаживание рядов динамики.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и решение задач.
Тема 14 Статистическая взаимосвязь социальных явлений:
· Понятие связи явлений и ее виды;
· Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между двумя признаками социально-правовых явлений.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Выявление связи между пьянством и преступностью.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 15 Общие вопросы анализа и обобщение данных:
· Понятие, задачи статистического анализа;
· Закон больших чисел и теория вероятностей – основа анализа;
· Основные направления анализа данных правовой статистики;
· Автоматизированная система обработки данных правовой статистики.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и решение задач.
К семинарскому занятию рекомендуется:
Семинарские занятия являются средством проверки качества работы на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки. В ходе этих занятий происходит углубление и закрепление знаний магистров, вырабатывается умение правильно излагать свои мысли, давать верную юридическую квалификацию поступков граждан и должностных лиц, а также оценивать законность и эффективность действий сотрудников правоохранительных органов в различных ситуациях, складывающихся при оказании противодействия организованной преступности.
Подготовку к семинару занятию следует начинать сразу после соответствующей лекции. Для этого необходимо:
- ознакомиться с методическими рекомендациями по изучению (отработке) учебных вопросов, вынесенных на семинарское занятие;
- изучить, а при необходимости и законспектировать рекомендованные источники;
- подготовить план ответа на учебные вопросы, выносимые на обсуждение;
- выполнить практическое задание по теме семинара.
При ответах на вопросы семинара магистры должны увязать теоретические положения темы с практической деятельностью правоохранительных органов, используя при этом личный опыт, знания, полученные в ходе изучения общественных, юридических и специальных дисциплин. Для получения более высокой оценки ответы рекомендуется дополнять иллюстрациями в виде практических примеров, акцентируя внимание на проблемных моментах рассматриваемой темы. Студенты должны аргументировать свои доводы, изложенные в сделанных ими правовых экспертизах нормативных актов на предмет антикоррупционности, пояснительных записках к законопроектам по вопросам противодействия организованной преступности.
Программа самостоятельной познавательной деятельности студента
Подверженность уголовного закона изменениям постоянно актуализирует одну из основных задач высшего профессионального (юридического) образования, состоящую в привитии умений и навыков самостоятельного пополнения своих знаний.
Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов соответствует программе специального курса «Правовая (уголовная) статистика», содержит темы и планы заданий с методическими рекомендациями, вопросы самостоятельной работы студентов, формы контроля за самостоятельной работой студентов.
Во время самостоятельной работы студенты
- повторяют лекционный материал,
- исследуют отдельные темы, предназначенные для самостоятельного изучения,
- знакомятся с рекомендованными нормативными правовыми актами, Постановлениями Пленума Верховного суда РФ, решениями судов разного уровня, специальными литературными источниками,
- выполняют самостоятельные работы, рекомендованные преподавателем,
- выполняют задания базовых и вариативных модулей
- работают со справочно-правовыми системами «Консультант +» и «Гарант»;
- в порядке самоконтроля решают тестовые задания;
- осуществляют подготовку к зачету.
Образовательный процесс в высшем учебном заведении имеет две стороны. Одна – это деятельность преподавателя. От его мастерства и компетентности зависит, какой объем сведений, накопленных человечеством, будет изложен в виде учебной информации, в какой форме будут даны алгоритмы профессионального опыта, какой стиль профессионального взаимодействия сложится[1]. Вторая - и самая важная сторона образовательного процесса – это активность обучающегося, которая выражается в самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа студентов способствует эффективному усвоению знаний, полученных в ходе лекционных форм работы, позволяет укрепить полученные навыки, проявить активность и независимость личности, инициативность и ответственность, при этом удовлетворяется потребность в самосовершенствовании по изучаемому специальному курсу за пределами обязательного образовательного материала.
Можно выделить два основных типа самостоятельной работы студентов.
Так называемая автономная самостоятельная работа студентов, когда студент сам формулирует цель своей работы, сам выбирает ее содержание, средства достижения поставленной цели, сам создает условия для ее выполнения, сам ограничивает себя сроками и сам несет ответственность за качество выполняемой работы.
Второй вид самостоятельной работы можно определить как зависимая самостоятельная работа, когда преподаватель определяет:
- цели самостоятельной работы;
- задачи самостоятельной работы;
- основные действия для достижения целей, поставленных в рамках самостоятельной работы;
- средства (исследования, опросы, анкетирование, анализ, решение задач и т.д.), источники, необходимые для достижения целей, поставленных в рамках самостоятельной работы;
- сроки выполнения самостоятельной работы;
- правила оформления самостоятельной работы.
В рамках специального курса «Правовая (уголовная) статистика» предлагается использование как автономной, так и зависимой самостоятельной работы.
Самостоятельную работу можно подразделить по типу[2]:
1. Воспроизводящие самостоятельные работы, когда определенный стереотип самостоятельной работы задается преподавателем: определяется объем заданий, предлагается расшифровка проблемы, вопросы и задания для самоконтроля, назначаются корректирующие консультации. Воспроизводящие самостоятельные работы способствуют накоплению знаний, умений работать по инструкции, предполагают действия студентов по алгоритму, предложенному преподавателем, что приводит к формированию умения самостоятельно выбрать метод решения поставленной задачи.
2. Реконструктивные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, умениях, развивают умения находить свой способ решения учебной задачи.
3. Эвристические самостоятельные работы предполагают нестандартные ситуации, нетиповые задачи. Способствуют развитию умения применения знаний в нетипичной ситуации. В основе работы поиск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения.
4. Исследовательские самостоятельные работы носят творческий характер. В ходе выполнения такой самостоятельной работы проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в смысл исследуемого вопроса, находит новые пути решения поставленной задачи.
Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
Для проверки уровня усвоения изученного материала применяются разные виды контроля.
Контроль знаний студентов проводится систематически (с помощью тестов, подготовки докладов, решения задач, проведения контрольных работ). Текущий контроль позволяет выявить пробелы в знаниях студентов.
После изучения всего курса проводится итоговый контроль в виде зачета. Цель зачета - завершить курс обучения, проверить сложившуюся у студентов систему понятий и отметить степень усвоения знаний.
При подготовке к зачету студент повторяет и закрепляет полученные знания.
Студенты могут выбрать форму сдачи зачета: устное собеседование по билету (два вопроса) или тестирование по основным темам дисциплины «Правовая уголовная статистика».
Студент выполнивший все самостоятельные задания, предложенные применительно к каждой теме дисциплины, и не допускавшие пропусков занятий в течение семестра могут получить автоматический зачет.
Критерии оценки знаний студентов на зачете по
дисциплине «Правовая (уголовная статистика»
Ответ оценивается на «зачтено», если в ответе были отражены на достаточно высоком уровне основные проблемы, поставленные в билете, знание источников того или иного вопроса (нормативных правовых актов, научной литературы, постановлений Верховного Суда РФ), речь четкая, логичная, студент может выбрать самое главное, полно и правильно ответил на дополнительные вопросы.
«Не зачтено» ставится за ответ, в котором тема не раскрыта (студент не понимает сути вопроса, говорит не о том), использован в качестве источника только конспект лекций или собственные поверхностные либо ошибочные рассуждения, речь сбивчивая, понятийный аппарат не употребляется, объем ответа не превышает нескольких предложений.
Критерии оценки знаний студентов на зачете в форме тестирования
«Зачтено» – верно решено 70 % и более вопросов.
«Не зачтено» – верно решено менее 70 % вопросов.
Отсутствие ответа на вопрос приравнивается к неправильному ответу.
РЕЙТИНГ- КАРТА СТУДЕНТА
по изучению дисциплины «Уголовно-процессуальное право»
Наименование модуля, виды работы и формы контроля | Рейтинг – баллы | Сроки сдачи освоенных элементов модуля | Рейтинг – баллы, набранные студентом | Подпись препода-вателя | ||
мини-мум | макси-мум | |||||
Дисциплинарный рейтинг: | Академическая оценка: | Дата: | Подпись: | |||
Шкала перевода дисциплинарного рейтинга в академические оценки | ||||||
Дисциплинарный рейтинг | Академическая оценка | |||||
60 - 72% | 3 (удовлетворительно) | |||||
73 - 86% | 4 (хорошо) | |||||
87 - 100% | 5 (отлично) | |||||
Контрольные материалы
Вопросы к зачету
1. Понятие, значение статистики. Определение.
2. Предмет, особенности и система статистики. Уровень статистики.
3. Основные понятия (категории) статистики: качество, количество, вариации, размах вариации, закономерности.
4. Статистическая методология. Стадии статистических исследований.
5. Современная организация статистики в РФ. Структура статистических органов, принципы организации статистики в РФ.
6. Задачи и полномочия Госкомстата РФ. Взаимодействие Госкомстата с другими органами.
7. Правовая статистика: понятие, цели, предмет.
8. Отрасли правовой статистики.
9. Статистика прокурорского надзора.
10. Структура уголовно-правовой статистики.
11. Значение правовой статистики.
12. История судебной статистики в дореволюционной России.
13. Статистика в Советский период.
14. Понятие статистического наблюдения. Этапы подготовки.
15. Задачи и объекты наблюдения уголовно-правовой статистики.
16. Задачи и объекты наблюдения гражданско-правовой статистики.
17. Единицы наблюдения, отчетная единица, единицы