Статистика финансов предприятий и организаций.
Система показателей статистики финансов предприятий:
1. Показатели прибыли и рентабельности:
1) прибыль – результативный показатель, комплексно отражающий хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных
накоплений:
- прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – разность между выручкой от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов, экспортных пошлин и других вычетов в соответствии с законодательством) и затратами на производство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции:
где – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
– полная себестоимость реализованной продукции;
- балансовая прибыль – финансовые результаты от реализации товаров (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям ( );
- чистая прибыль – часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов:
где – платежи в бюджет;
2) рентабельность – относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности:
- рентабельность реализованной продукции:
где – полная себестоимость реализованной продукции;
- общая рентабельность:
где – среднегодовая стоимость основных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств;
- рентабельность капитала:
где – выручка от реализации продукции;
– капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения).
2. Показатели финансовой устойчивости (коэффициент автономии; коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент маневренности; индекс финансовой напряженности; коэффициент финансовой стабильности).
3. Показатели оборачиваемости оборотных средств (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент оборачиваемости оборотных средств (число оборотов); коэффициент закрепления оборотных средств; средняя продолжительность одного оборота оборотных средств; сумма средств, высвобождаемых в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств и др.).
4. Показатели ликвидности(коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия); коэффициент срочной ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности).
Статистика цен и инфляции.
Цена– выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
Различают индивидуальный и средний уровень цен. Средняя цена за единицу товара – обобщенная характеристика для однородных товарных групп.
Индексы цен:
1) индивидуальный индекс цен;
2) сводные (агрегатные) индексы цен (индекс цен Ласпейреса; индекс цен Пааше; «идеальный» индекс цен Фишера; индекс цен Эджворта–Маршалла);
3) индексы средних цен (индекс переменного состава; индекс фиксированного состава; индекс структурных сдвигов).
Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги в экономике.
Для общей характеристики уровня инфляции в статистике используются два основных показателя:
1) дефлятор ВВП, оценивающий уровень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, производимых и потребляемых в государстве. Дефлятор ВВП определяется с помощью агрегатной формулы Пааше как отношение объема ВВП в ценах отчетного периода к объему ВВП в ценах базисного периода:
2) индекс потребительских цен (ИПЦ), измеряющий уровень инфляции в отношении потребительских товаров и услуг, приобретаемых конечными покупателями. В качестве формулы для расчета сводного индекса потребительских цен используется модифицированная формула Ласпейреса.