Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.

На заключительном этапе статистического изучения прибыли и рентабельности выявляется влияние отдельных факторов на их изменение по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:

- изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

- изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида;

- изменением объема реализованных товаров и услуг;

- изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.

Например:

Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг Таблица 1.

Показатель За предыдущий период Фактически по ценам и себестоимости предыдущего периода Фактически за отчетный период
Выручка от реализации товаров и услуг в фактически отпускных ценах предприятия, тыс. руб.            
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб

Из таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2072 тыс. руб:

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru = 3596 – 1524=2072 тыс. руб.

Оценим влияние на этот результат каждого из четырех названных факторов.

1. Влияние изменение цен Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru определяем сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru с выручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru тыс.руб.

Следовательно, в результате повышения цен на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс.руб. прибыли.

2. Влияние изменения себестоимости Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru определяем, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию и услуги Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru с условными затратами на туже продукцию по себестоимости предыдущего периода:

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru тыс.руб.,

т.е. увеличение себестоимости на 5546 тыс.руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.

3. Для определения влияния изменения объема реализации продукции и услуг Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru , вычисляется индекс физического объема реализации:

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru или 114,08%,

т.е. объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции:

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru тыс. руб.

4. Для определения влияния изменения структуры реализованной продукции и услуг выполним след. действия. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (15524 : 6604) 0,2307692 тыс.руб. прибыли; при фактическом ассортименте это соотношение составило 3170 : 7534 = 0,4207592 тыс. руб., т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг. - student2.ru тыс. руб.

Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет, тыс. руб.:

Изменение отпускных цен………………………….+5972

Изменение себестоимости продукции……………. –5546

Изменение ассортимента продукции………………+1431

Изменение объема продукции………………………+215

Общее изменение прибыли составило +2072 тыс. руб.

Наши рекомендации