Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.
На заключительном этапе статистического изучения прибыли и рентабельности выявляется влияние отдельных факторов на их изменение по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:
- изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;
- изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида;
- изменением объема реализованных товаров и услуг;
- изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.
Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.
Например:
Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг Таблица 1.
Показатель | За предыдущий период | Фактически по ценам и себестоимости предыдущего периода | Фактически за отчетный период |
Выручка от реализации товаров и услуг в фактически отпускных ценах предприятия, тыс. руб. | |||
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. | |||
Прибыль, тыс. руб |
Из таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2072 тыс. руб:
= 3596 – 1524=2072 тыс. руб.
Оценим влияние на этот результат каждого из четырех названных факторов.
1. Влияние изменение цен определяем сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с выручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:
тыс.руб.
Следовательно, в результате повышения цен на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс.руб. прибыли.
2. Влияние изменения себестоимости определяем, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию и услуги с условными затратами на туже продукцию по себестоимости предыдущего периода:
тыс.руб.,
т.е. увеличение себестоимости на 5546 тыс.руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.
3. Для определения влияния изменения объема реализации продукции и услуг , вычисляется индекс физического объема реализации:
или 114,08%,
т.е. объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции:
тыс. руб.
4. Для определения влияния изменения структуры реализованной продукции и услуг выполним след. действия. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (15524 : 6604) 0,2307692 тыс.руб. прибыли; при фактическом ассортименте это соотношение составило 3170 : 7534 = 0,4207592 тыс. руб., т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:
тыс. руб.
Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет, тыс. руб.:
Изменение отпускных цен………………………….+5972
Изменение себестоимости продукции……………. –5546
Изменение ассортимента продукции………………+1431
Изменение объема продукции………………………+215
Общее изменение прибыли составило +2072 тыс. руб.