Отчетность предприятий и ее виды
Сбор статистических данных (наблюдение) осуществляется в двух основных формах:
1) в форме отчетности организаций и предприятий;
2) в форме специальных статистический наблюдений.
В следующей теме “Статистические наблюдения” эти формы будут упомянуты во взаимосвязи с раскрытием содержания стадий статистических наблюдений в статистических исследованиях. Однако эти формы тесно взаимосвязаны с организацией статистики в РБ, т.е. имеют вполне самостоятельное значение. Поэтому более подробно с ними ознакомимся в теме №1.
Статистическая отчетность – это официальный документ в котором содержатся сведения о работе, о состоянии (развитии) подотчетного объекта, занесенные в специальную форму. Другими словами, отчетность представляет совокупность отчетных документов (отчетов, форм), содержащих систему показателей, которые характеризуют результаты функционирования предприятий и организаций за определенный (отчетный) период.
Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:
а) Обязательность (каждая организация или предприятие обязано представить отчетные данные об определенном перечне показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке);
б) Юридическая сила (формы отчетности являются официальным документом, они подписываются руководителем организации или предприятия и главным бухгалтером, которые по закону несут ответственность за достоверность содержащихся в отчете сведений и за своевременное и правильное их оформление и представление);
в) Документальная обоснованность (все данные статистической отчетности получаются на основе документации, которыми оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля).
Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном бухгалтерском и оперативно- техническом учете и является в определенном смысле обобщением первичного учета. Однако следует иметь в виду , что отчетность еще не есть статистика. По всем своим признакам отчетность представляет завершающую форму учета и продолжение его за пределами организаций и предприятий в тех случаях, когда она является предметом сводок, например, по ведомственным признакам, с целью характеристики итогов деятельности более крупных организационных единиц (объединений, управлений, министерств и т.п.).
Статистика начинается в современном смысле там, где данные отчетности становятся предметом анализа и обработки с целью характеристики не единичных объектов, а массовых явлений данной качественной определенности. Вместе с тем системы показателей и методология их исчисления в отчетности обоснованы так, что данные отчетности могут быть использованы для следующих целей:
а) учета и контроля (отсюда система учета и статистики, см. п. 1.4 данной темы), б) статистической обработки и анализа.
Руководство статистической отчетностью и ее организация возложены на органы государственной статистики (об этом говорилось выше). Все органы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики. Представление отчетности по неутвержденным формам рассматривается как нарушение отчетной дисциплины, за что руководители предприятий и ведомств несут ответственность. Все организации и предприятия представляют органам государственной статистики не только обязательные отчеты, но и копии всех своих статистических отчетов, направленных ими по линии своего министерства или ведомства.
Любая форма статистической отчетности содержит следующие основные реквизиты:
1) наименование формы отчетности;
2) наименование и дата утверждения формы отчетности;
3) адрес, в который следует предоставить отчетность;
4) период, за который предоставляются сведения или на какую дату;
5) сроки представления отчетности;
6) название предприятия или учреждения, которыми представляется отчет, их адрес;
7) название министерства (ведомства), которому подчинено предприятие;
8) подпись должностных лиц и лиц, ответственных за составление отчета.
Следует остановиться еще на одном понятии: программа отчетности.
Программа отчетности – это система показателей деятельности предприятия (организации), которые представлены в данной форме отчетности.
Отчетность организаций и предприятий делится на виды с использованием различных подходов.
А) По своему содержанию формы отчетности различаются на типовые и специализированные.
Типовая (общая) отчетность имеет одинаковый состав показателей и форму для всех организаций или предприятий данной отрасли народного хозяйства или по всему народному хозяйству.
В специализированной отчетности состав показателей определяется с учетом особенностей той или иной отрасли производства.
Например, помимо типовой формы отчетности о выпуске продукции (формы №1-П), предприятия рыбной промышленности представляют отчет по специальной форме (форма №1- П [рыба]), в которой содержится фиксированный перечень видов рыбной продукции. Аналогично форма №1-П (связь) для предприятий связи.
Б) По периоду времени (периодичности), за который представляется отчетность. По длительности отображаемого периода различают отчетность текущую и годовую.
Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года называют текущей.
Существует также небольшое число форм отчетности, собираемых один раз в два года и реже, а так же единовременно.
Годовая отчетность представляет собой вид отчетности, которая характеризуется наибольшим богатством получаемых показателей.
В) По способу представлений различают отчетность срочную (когда сведения представляются по телетайпу или телеграфу, электронной почте) и почтовую. Срочная отчетность может иметь любую периодичность. С развитием и совершенствование средств связи и с повышением требований к срокам предоставления отчетных данных в настоящее время все большая часть отчетных данных передается по телеграфу или по более современным и скоростным средствам передачи данных по электронной почте. Поэтому данная классификация в некотором смысле в ближайшее время может потерять свое значение.
Г) По направлению прохождения отчетность делится на централизованную и децентрализованную. Централизованная отчетность показывает на то, что она поступает и обрабатывается в системе государственной статистики с последующей передачей результатов обработки различным органам управления, в том числе министерствам и ведомствам, в подчинении которых находится отчитывающаяся организация или предприятие. Как правило централизуется отчетность, итоги обработки которой необходимы многим органам управления.
Нецентрализованная отчетность поступает по утвержденным формам и обрабатывается в соответствующих министерствах и ведомствах с последующей передачей необходимых сводных данных в органы государственной статистики. Обычно она является специализированной, т.е. содержит данные, необходимые для решения конкретных задач, прямо входящих в компетенцию данных органов управления. Такой является например, отчетность по сбыту, представляемая органам материально- технического снабжения.
Имеются и другие подходы к классификации отчетности организаций и предприятий.
При переходе к рыночной экономике изменяются органы государственной статистики, ее организационные структуры и функции, отчетность. Например, из всех видов статистической отчетности исключаются плановые показатели с отображением только официальных данных. Ведется сокращение оперативной отчетности, касающейся в первую очередь многих видов внутрипроизводственной информации. Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным формам собственности и формам предпринимательства – к государственным, кооперативным, арендным, с привлечением иностранного капитала, а также связанным с индивидуальными видами деятельности.
Обеспечение вышестоящих органов управления необходимой информацией в новых условиях может решаться в рамках устанавливаемого состава государственной отчетности (переводом части внутриведомственной отчетности в государственную) и на основе договорных отношений при предпосылке равенства сторон. При взаимном интересе предприятия и министерства (ведомства) добровольно (за оплату или бесплатно) могут передавать вышестоящему органу управления любой объем информации. В этом случае органы государственной статистики, в свою очередь, могут отказаться от прав и обязанности разрабатывать и утверждать внутриведомственную отчетность.
Для каждого предприятия (организации) в настоящее время в соответствии с его отраслевой направленностью, выпускаемой продукцией и производственно–технологической структурой устанавливается табель отчетности (т.е. перечень форм, по которым оно должно представлять отчеты).
Табель отчетности промышленного предприятия может включать до 70-100 форм отчетности в среднем.