Предмет и метод и задачи статистической науки

Предметом статистики как самостоятельной общественной науки является изучение количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, с социально-экономическим содержанием явлений в конкретных условиях места и времени.

Необходимо отметить, что статистика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками. К массовым социально-экономическим явлениям можно отнести, например, производство разнообразных видов продукции, потребление этой продукции, экспорт и импорт продукции и другие явления экономической, культурной и политической жизни. Статистика также изучает природные ресурсы и природные условия, поскольку они влияют на жизнь общества.

Под количественной стороной массовых общественных явлений понимают конкретные величины, характеризующие явления общественной жизни, например, численность населения, объем промышленного производства и т.д. Эти величины представляются числовыми характеристиками.

Изучение количественной стороны общественных явлений должно обязательно сопровождаться учетом их качественных особенностей, так как количественные характеристики общественных явлений обусловлены их качественным содержанием. К качественной стороне общественных явлений можно отнести, например, форму собственности предприятия, национальность и т.д.

Методами статистики являются общие правило и приемы, которые образуют четыре последовательные стадии статистического исследования:

1) массовое статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления. Например, при переписи населения регистрируются заранее обусловленные признаки всех жителей страны по тщательно разработанному плану;

2) сводка результатов наблюдения в подлежащие изучению статистические совокупности. Данная стадия предполагает группировку и сводку материала, представляющих собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Группировки дают возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в различных условиях. Например, первичная информация, полученная при переписи населения, подразделяется на социальные группы, группы по полу, возрасту и т.д.; по каждой выделенной группе подсчитывается численность населения;

3) исчисление обобщающих статистических показателей. При обработке данных исчисляются аналитические показатели, отражающие особенности отдельных однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов; применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации.

4) анализ полученных данных. Данный этап предполагает получение обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило, излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами.

Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки, можно сформулировать следующие ее задачи. Это изучение:

§ уровня и структуры, массовых социально-экономических явлений и процессов;

§ взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;

§ динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.

Важно также отметить, что статистика состоит из ряда отраслей, выделившихся в процессе развития, и общая теория статистики является методологической основой, ядром всех отраслевых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие понятия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономических явлений.

Наши рекомендации