Цель, задачи и состав Единой системы классификации и кодирования информации

ЛЕКЦИЯ 6

Цель, задачи и состав Единой системы классификации и кодирования информации

Статус, категории и построение классификаторов; методы классификации и кодирования информации

Система ведения общероссийских классификаторов; переходные ключи и система информационной поддержки классификаторов

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Процессы интеграции России в мировую систему хозяйствования и необходимость создания условий для более совершенного государственного управления экономикой обусловили проведение работ по созданию единых правил классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

В настоящее время сформированы основные элементы Единой системы классификации и кодирования информации Российской Федерации (ЕСКК), включающей совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее -- общероссийские классификаторы), систему их ведения и комплекс нормативных документов, устанавливающих единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию информации.

Разработка ЕСКК осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.03 г. № 121 с целью обеспечения создания единого информационного пространства на национальном и международном уровнях, позволяющего производить беспрепятственный обмен экономико-статистическими данными на основе стандартных классификаций, в которых по общим правилам сгруппирована информация по структуре экономики, трудовым и природным ресурсам, территориальному делению, товарам, услугам, основным фондам и другим объектам информации.

Цель, задачи и состав Единой системы классификации и кодирования информации

(классификатор информация кодирование)

Работы по созданию, ведению и развитию ЕСКК на государственном уровне обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют ведение и применение закрепленных за ними общероссийских классификаторов в соответствующих сферах государственного управления, включая прогнозирование развития экономики, проведение статистических наблюдений, налоговое регулирование, стандартизацию, лицензирование и др. Межотраслевую координацию работ по ведению и развитию ЕСКК осуществляет Госстандарт России совместно с Государственным комитетом РФ по статистике, на них возложена также задача гармонизации общероссийских классификаторов с их международными аналогами.

Приоритетное значение ЕСКК для целей государственной статистики и экономики в целом состоит в том, что ЕСКК обеспечивает адекватное описание российской экономики и социальной сферы, информационную совместимость экономико-статистических данных на национальном, региональном и международном уровнях, позволяет упорядочить и унифицировать статистическую информацию в процессе ее сбора и обработки современными средствами вычислительной техники.

Основные задачи, которые решаются с помощью ЕСКК, следующие:

классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации на единой методологической основе;

упорядочение и унификация технико-экономических и социальных показателей;

обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при описании объектов технико-экономической и социальной информации;

создание условий для автоматизации процессов обработки технико-экономической и социальной информации, включая создание автоматизированных банков данных;

создание распределенного на региональном уровне государственной статистики автоматизированного банка общероссийских классификаторов (АБК);

обеспечение методического и организационного единства в области разработки, применения и ведения общероссийских классификаторов;

создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и обеспечение их ведения;

гармонизация общероссийских классификаторов с международными классификаторами и стандартами по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации с учетом отечественной практики;

развитие практики прямого применения международных классификаторов и стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации;

Классификатор представляет собой систематизированный свод стандартных кодов и наименований классификационных группировок и (или) объектов информации, построенных в соответствии с установленными системами классификации и кодирования информации.

По своему статусу классификаторы являются нормативными документами по стандартизации, которые разрабатываются по определенным правилам, утверждаются (принимаются) в установленном порядке и являются обязательными для применения в соответствующих сферах управления.

В зависимости от уровня утверждения и области применения классификаторы подразделяются на следующие категории:

· общероссийские,

· отраслевые,

· классификаторы предприятий.

Общероссийские классификаторы утверждаются (принимаются) Госстандартом России и применяются, как правило, в общероссийских унифицированных формах документов, которые сгруппированы в следующие унифицированные системы:

организационно-распорядительной документации (02);

первичной учетной документации (03);

банковской документации (04);

финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций (05);

отчетно-статистической документации (06);

учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий (07);

документации по труду (08);

После названий унифицированных систем документации в скобках приведены их коды по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД), в котором они в установленном порядке проходят государственную регистрацию.

Каждая позиция классификатора состоит, как правило, из наименования и кода классификационной группировки или объекта классификации. В состав позиции классификатора могут включаться контрольное число (КЧ) для контроля правильности проставленных знаков кода и дополнительные признаки для характеристики классификационной группировки.

Использование общероссийских классификаторов в статистической практике позволяет осуществлять сбор и обработку статистической информации в строго заданных разрезах в соответствии с границами и объемами содержательного наполнения классификационных группировок.

Классифицирование (классификация) объектов информации (продукция, услуги, объекты административно-территориального деления и др.) производится по присущим объектам существенным характеристикам и свойствам, которые называются признаками классификации. Признаки классификации могут иметь количественное (объем, удельный вес, стаж, возраст) или качественное (вид деятельности, специальность, профессия) выражение.

Этот метод представляет собой последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Сначала множество объектов делится по некоторому выбранному признаку (основанию деления) на крупные группировки, затем каждая из этих группировок делится на ряд последующих группировок по другому признаку, в целях дальнейшей конкретизации объекта классификации. Таким образом, между классификационными группировками устанавливается подчиненность (иерархия).

Для классификации продукции используются, в частности, следующие признаки: отраслевая принадлежность, назначение, область применения, принцип действия, конструктивные особенности, используемый для изготовления способ и материал.

Наиболее сложными вопросами, возникающими при построении иерархической классификации технико-экономической и социальной информации, являются выбор системы признаков, применяемых в качестве основания деления, а также порядок их следования.

Код классификационной группировки -- это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки и(или) объекта классификации. В качестве синонимов кода используются слова и словосочетания: кодовое обозначение, кодовая комбинация, шифр, индекс, код объекта. Код образуется в соответствии с правилами кодирования, принятыми в данной системе кодирования, и характеризуется его длиной и структурой.

Этот метод кодирования вследствие его блочной структуры хорошо приспособлен для часто изменяющихся задач. К недостаткам следует отнести избыточность метода и необходимость кодирования самих фасетов для однозначной идентификации входящих в фасеты объектов, поскольку все фасеты входят в состав одного классификатора.

Порядковый метод кодирования -- образование кода из чисел натурального ряда путем сквозной регистрации объектов. Данный метод обладает наибольшей полнотой и простотой для идентификации объектов. Но применение его в чистом виде неэффективно, так как на его основе трудно получить итоги по объектам со сходными признаками.

Серийно-порядковый метод кодирования -- образование кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.

Например, с 1-го номера по 10-й закодирована одна группа объектов, с 11-го по 30-й -- другая, с 31-го по 100-й -- третья группа.

Процесс постоянного накопления знаний, рост многообразия социальных явлений, развитие производства и создание новых технологий приводят к постепенному устареванию классификаторов в части адекватного отображения классифицируемой информации.

Процесс поддержания классификаторов в «достоверном» состоянии, обеспечения полноты информации и ее распространения среди пользователей называется ведением классификаторов. При этом средства и соответствующая организационная структура составляют систему ведения классификаторов.

В процессе ведения классификаторов .совершенствуются их состав и содержание, но не нарушаются принципы их построения и целостная структура, последние могут претерпевать изменение только при пересмотре классификаторов.

Ведение классификатора заключается в подготовке и внесении в него изменений в части включения, аннулирования или изменения кодов и наименований классификационных группировок или иной информации, являющейся его частью. Изменения могут вноситься во введение к классификатору, в алфавитно-предметный указатель, в приложения; в пояснения, раскрывающие содержание группировок; в определения категорий, используемых в классификаторе.

Изменения основываются на законодательных и нормативных актах, разрабатываемых органами государственной власти и управления Российской Федерации; отечественных, зарубежных и международных стандартах; документах директивного характера, общероссийских унифицированных системах документации.

Разрабатываются они министерствами, ведомствами Российской Федерации, ответственными за ведение соответствующих классификаторов. Проекты изменений к общероссийским классификаторам согласовываются с организациями обязательного согласования, при необходимости -- с другими заинтересованными организациями и утверждаются по поручению Госстандарта России Всероссийским НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.

Информационное обслуживание пользователей изменениями по общероссийским классификаторам осуществляется ВНИИКИ, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Государственного комитета РФ по статистике (ГМЦ) или организациями, на которые министерствами и ведомствами возложены эти функции.

Система автоматизированного ведения общероссийских классификаторов базируется на распределенной по регионам информационно-вычислительной сети государственной статистики, в рамках которой функционирует автоматизированный банк классификаторов (АБК), который обеспечивает пользователей актуализированными версиями общероссийских классификаторов, а также информацией о их составе, структуре, количестве и сроках внесенных в них изменений.

ГМЦ через АБК передает изменения по общероссийским классификаторам в автоматизированные банки данных территориальных органов государственной статистики республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Территориальные органы государственной статистики доводят информацию об изменениях общероссийских классификаторов до местных органов государственного управления и других абонентов, расположенных на их территории.

В государственной статистике АБК используется в качестве нормативно-справочного обеспечения комплексов электронной обработки статистической информации, общероссийских унифицированных форм отчетно-статистической документации, генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, каталога статистических показателей, Единого государственного регистра предприятий и организаций, а также других целевых регистров, при составлении сводно-группировочных таблиц, перечней однородных элементов данных.

Межгосударственный технический комитет по стандартизации («Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле») рассматривает проекты общероссийских классификаторов и рекомендует их для утверждения.

ВНИИКИ является организацией, ответственной за функционирование системы ведения общероссийских классификаторов; осуществляет научно-методическое и организационное руководство, формирование и ведение эталонов ОК на машинных и бумажных носителях; экспертизу проектов изменений к ОК и их утверждение.

НИИ статистики Государственного комитета России по статистике отвечает за разработку методологии, проведение работ по созданию и совершенствованию системы социальных и экономических классификаций, их внедрение в статистическую практику и экономику в целом.

ГМЦ отвечает за программно-технологическое обеспечение ведения общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети государственной статистики. Он ведет АБК, распространяет между абонентами информацию по ОК через территориальные органы государственной статистики.

Организации обязательного согласования обеспечивают согласование разработанных проектов ОК и изменений к ним. Состав согласующих организаций устанавливается разработчиком ОК по согласованию с ВНИИКИ Госстандарта России.

Государственный комитет России по статистике является организацией обязательного согласования изменений к общероссийским классификаторам: ОКУН, ОКДП, ОКП, ОКИСЗН, ОКСО, ОКЗ, ОКУД, ОКОФ, ОКВ, ОКЕИ, ОКПДТР, ОКСВНК, ОКИН, ОКНПО, ОКЭР, ОКСМ, ОКОК.

Организации по ведению ОК, включая головные организации по ОКП, осуществляют ведение ОК или их разделов, разработанных соответствующими министерствами (ведомствами).

В ЕСКК наряду с системой ведения общероссийских классификаторов создается система их информационной поддержки, включающая переходные ключи (таблицы соответствия), которые обеспечивают связь между новыми и предыдущими версиями классификаторов, между классификаторами с однотипными объектами классификации и между классификаторами, функционально связанными друг с другом.

ЛЕКЦИЯ 6

Цель, задачи и состав Единой системы классификации и кодирования информации

Наши рекомендации