Мыслительных операций младших школьников
Предмет исследования: | 1. Мыслительные операции: анализ, обобщение, абстрагирование, логические связи, отношения между понятиями 2. Успеваемость по основным предметам. |
Объект исследования: | Ученики 4 класса средней школы №27г. Кирова в количестве 30 человек. |
Цель: | Определить зависимость между успеваемостью по основным предметам и уровнем развития мыслительных операций детей четвертого класса начальной школы. |
Гипотеза: | Между развитием у младших школьников мыслительных операций и их успеваемостью существует положительная связь, т.е. чем выше уровень сформированности мыслительных операций (анализ, обобщение, абстрогирование, логические связи, отношения между понятиями), тем выше уровень успеваемости школьников. |
Задачи: | 1. Определить уровень сформированности мыслительных операций младших школьников (анализ, обобщение, абстрагирование, логические связи, отношения между понятиями). 2. Определить степень связи между уровнем сформированности мыслительных операций и успеваемостью. 3. Подобрать упражнения, способствующие развитию мыслительных операций у учащихся начальных классов. |
Для выявления зависимости между уровнем развития мыслительных операций и уровнем успеваемости, была проведена диагностика логических приемов умственных действий у детей начальных классов. В качестве испытуемых были взяты дети четвертых классов начальной школы в количестве 30 человек. Для диагностики использовались методики Коробковой Э.А.
Название методики Коробковой Э.А. Субшкалы!!!! | Цель методики: |
"Исключение понятий". | Изучение индивидуальных различий в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения. |
"Простые аналогии". | Изучение характера логических связей и отношений между понятиями. |
"Сравнение понятий". | Изучение индивидуальных различий у школьников в развитии процессов анализа и обобщения. |
· Определение статистической процедуры
1 действие - Стр. 22 Определение статистической гипотезы
Проверка статистических гипотез.Экспериментальная и статистическая гипотезы. Формулировка и проверка статистической гипотезы. Нулевая и альтернативная гипотезы. Ошибки I и II рода, уровень значимости и критическая область, мощность. Направленные и ненаправленные гипотезы, двусторонние и односторонние критерии. Связь интервального оценивания с проверкой гипотез.
2 действие – Определение статической процедуры эксперимента с помощью
«Классификации психологических задач и методов их решения» стр.32 Сидоренко Е. В. Математические методы в психологии.
· Результаты экспериментального изучения проблемы…..
Исследование проводилось среди …… в количестве ….. человек. Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице.
Результаты методик и общая успеваемость (табл. №1).
ФИО | ПОЛ | Возраст | |
Интерпретация данных таблицы №1:
НАПРИМЕРР!!
После изучения бланков ответов была составлена сводная таблица заработанных ими баллов.
В 2, 3, 4 столбиках таблицы помещены баллы, которые ученик заработал за выполнение методик: "Исключение понятий", "Простые аналогии", "Сравнение понятий" соответственно.
В 5, 6, 7, 8 столбиках – оценки общей успеваемости учеников по основным предметам.
Теоретическая часть.
· Распределение первичных результатов. Расчет накопленных частот и процентной суммы накопленных частот.Построение распределений
В этой главе рассматриваются частоты, их графическое представление (столбиковые и круговые диаграммы), гистограммы и ироцентили. Команда Frequencies (Частоты) относится к числу тех, которые позволяют непосредственно работать с диаграммами, вообще не прибегая к командам меню Graphs (Графики). Некоторые детали, касающиеся редактирования диаграмм, были рассмотрены в главе 5. Столбиковые и круговые диаграммы отображают количество объектов (частоту) в различных категориях дискретной переменной (имеющей небольшое число возможных значений). Однако команда Frequencies (Частоты) позволяет работать не только с дискретными, но и с непрерывными переменными, которые могут принимать большое число разных значений.
Далее даны краткие определения понятий, о которых пойдет речь в этой главе.
? Частоты. Команда Frequencies (Частоты) является одной из самых простых
и часто используемых команд SPSS. Действие команды сводится к простому
подсчету распределения частот но категориям переменной: определению
количества объектов в каждой категории переменной. Если мы анализируем
переменную пол, то программа подсчитает распределение численности деву
шек и юношей среди учащихся; если используется переменная класс, то мы
получим распределение численности учащихся по классам. Выводимый ре
зультат для каждой категории включает метку значения переменной, само зна
чение переменной, частоту, процент и накопленный процент от общей частоты.
? Столбиковые диаграммы. Обязательное условие для применимости столбико
вой диаграммы — дискретность отображаемых данных. Такими свойствами
обладают переменные пол, класс, хобби и т. п. Каждая из этих переменных
делит все объекты файла данных па категории. Например, переменная вуз
разбивает всех учащихся на 4 группы по выбору профиля дальнейшего об
разования. Непрерывные данные также допускают разбиение на категории,
однако эти категории определяются не отдельными значениями переменной,
а их диапазонами (интервалами). Примерами непрерывных переменных яв
ляются средний балл отметки каждого учащегося, время финиша в гоночных
состязаниях, вес пациента при медосмотре и т. и. Для отображения непрерывных данных используются гистограммы.
? Гистограммы используются для отображения распределения частот непре
рывных переменных. Особенностью гистограмм, отличающей их от столбико
вых диаграмм, является то, что каждый столбец представляет не отдельное
значение, а диапазон значений переменной. Гистограммы могут использо
ваться и для дискретных данных в случаях, если число значений перемен
ной слишком велико, чтобы отображать каждое из них отдельным столбцом
диаграммы. Весь диапазон изменчивости переменной разделяют па интерва
лы, а затем, исходя из этих интервалов, строят гистограмму. Именно таким
методом следовало бы отображать распределение частот для переменных
отметка1 или отметка2.
? Процентиль показывает, какой процент распределения лежит ниже заданной
величины. Например, если говорят, что процентиль значения 111 равен 75, то
это означает, что 75 % всех значений переменной меньше, чем 111, а 25 % —
больше, чем 111. Наиболее часто процеитили применяются в педагогических
и психологических исследованиях.