Начало христианской церковной иерархии

В Катихизисе говорится, что Начало свое иерархия христианской Православной Церкви "ведет от Самого Иисуса Христа и от сошествия на апостолов Святаго Духа". Еще до этого события в день Своего Воскресения Господь явился Своим ученикам. "Иисус же сказал им (Апостолам) вторично: Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 21-23). Так были даны те дары Святаго Духа, которые позволяли священнодействовать, совершать Таинства. Разумеется Апостолы, не могли совершать Таинств до сошествия на них Святаго Духа. Только после этого "рукоположения во Апостолы" стало действительно возможно совершать Таинства.
В Указанном Евангелии говорится о священническом служении, а сошествие Святаго Духа в виде огненных языков, это Миропомазание. С тех пор иерархическое служение в Церкви непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в Таинстве Священства.
О структурности Церкви свидетельствует ап. Павел: "Он (Господь Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова" (Еф. 4, 11-12).

Отношение иерархии к пастве церковной

Отношение двоякое: с одной стороны, пастыри церковные должны советоваться с паствой, руководить паствой, направлять ее в деле спасения. Из этого проистекают те обязанности, которые есть и для священника, и для церковной иерархии, и для мирян. Священник должен быть примером для своих пасомых, "подобает ему (епископу) свидетельство доброе иметь от внешних (т.е. от мирян)" (1 Тим. 3, 7).
С другой стороны, он должен быть посредником между паствой и Богом, в совершении Таинств. В любом Таинстве принимают участие все — и священники, и миряне. Но по-разному. В Таинстве Покаяния мирянин готовится к Таинству, потом приходит на исповедь к Богу; священник является только свидетелем. Но через священника Господь подает кающемуся благодать, которая упраздняет его грехи. "Исповедуйте друг другу согрешения, и молитеся друг о друге, яко да исцелеете" (Иак. 5, 16).
Имеется очень тесное взаимодействие между пастырем и пасомыми. Это взаимодействие всегда имеет определенные формы, функции между мирянином и священником четко распределены, и они разные.

Какое священноначалие может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь?

Только Вселенский Собор. Иного священноначалия быть не может. Что касается частей, там, где Поместные Церкви, там структура своя. Вспомним слова ап. Павла, который поставил епископом Тимофея в Ефесе и наставляет его: "проповедуй слово настой во время и не во время, обличай, запрещай, завещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2).
На остров Крит он поставил епископом Тита и тоже ему пишет: "Для того я тебя оставил в Крите, чтобы ты довершил недоконченное... как я тебе приказывал" (Тит. 1, 5). "Увещевай и обличай со всякою властию, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит. 2, 15). "...еретика после первого и второго вразумения, отвращайся" (Тит. 3, 10).
Безусловно, ни Тит не может влиять на Тимофея, ни Тимофей на Тита — каждый отвечает за свою епархию. А вместе они могут обсудить самые важные общие вопросы, — действительно ли они сохранили апостольское предание. В Катихизисе сказано: "Главные части Вселенской Церкви подчиняются Патриархам, а меньшие православные области и города — Митрополитам, Архиепископам и Епископам".

Источники, из которых можно знать необходимые для нас требования Церкви

Сие можно знать из Свщ. Писания, из правил Св. Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов, Св. Отцов и Церковных уставов. Опираться мы должны, прежде всего, на Церковное Предание. В заключение, надо заметить, что Апостол, это еще и распространитель, это проповедник. Чтобы Евангелие распространилось по всему миру нужна постоянная проповедь. Поэтому миссионерская деятельность Церкви, это тоже апостольская функция и она входит в свойство Апостольской Церкви.

Десятый член Символа Веры

"Исповедую едино Крещение во оставление грехов". Это надо разобрать по Катихизису, используя лекции о. Владимира.
Ответ на вопрос, можно ли пользоваться курсами догматического богословия для пояснения материала.
Катихизис и Догматика — вещи разные; надо учесть, что догматическое богословие, это некоторая система догматов, здесь рассматривается связь догматов друг с другом. В силу этого догматы освещаются совсем по-другому. А Символ Веры определен совершенно четко по трем лицам Пресвятой Троицы. И поэтому Катихизис, который есть просто разъяснение Символа Веры, требует своего подхода. Для комментариев догматическим богословием пользоваться можно. Некоторые вещи из Катихизиса не вошли в догматику, есть пересечения, но их не так много, как может показаться.

missioneru.ru

Миссионеру (книги, аудио, видео, листовки, фото) vk.com/missioneru

Православные трезвенники vk.com/trezvenie_pravoslavie

Наши рекомендации