Признаки, по которым благоразумные из юдей узнали Иисуса Христа как Спасителя во время Его земной жизни
Когда мы читаем Евангелие, то следует обратить внимание, что предсказания пророков используются только для доказательств тех или иных событий, связанных со Спасителем. А узнавали Господа совсем по-другому, разными способами.
Волхвы узнали по звезде, которая появилась во время Благовещения, когда произошло Боговоплощение. Они по этой звезде, явившейся на Востоке, узнали о Спасителе и пришли Ему поклониться. Пастухи узнали от Ангелов. Были чудеса, которые сопровождали Рождение.
Катихизис: «Восточные мудрецы узнали Его посредством звезды, которая пред рождением Его явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от Ангелов, которые именно сказали им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Симеон и Анна, по особенному откровению от Духа святаго, узнали Его, когда Он по исполнении четыредесяти дней от рождения Его, принесен был во храм. Иоанн Креститель, на реке Иордане, во время крещения, узнал Его по откровению, по сошествию на Него Святаго Духа в виде голубя и по гласу с небеси от Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих" (Мф. 3, 17). Подобный глас был о Нем Апостолам: Петру, Иоакову и Иоанну, во время преображения его на горе: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте" (Мк. 4,
7). Кроме сего, весьма многие узнавали Его по превосходству Его учения и особенно по чудесам, которыя Он творил».
Следует обратить внимание на то, что чудеса Господа были преисполнены безграничной любовью к людям и, как правило, они сопровождались состраданием. Никогда не было такого, как при чудесах Моисея в Египте, в которых была жестокость. Господь не наказывает чудесами, запрещает свести огонь с неба. "Людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял во мгновение ока, одним словом, или прикосновением руки, и даже через прикосновение их к Его одежде. Однажды пятью, в другой раз семью хлебами Он напитал в пустом месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых; а именно: воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира, и Лазаря, уже на четвертый день после смерти" (Кат).
Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение
Прежде всего, надо указать тройственное служение Сына Божьего — пророческое, первосвященническое, царское. Воплотившийся Сын Божий совершил наше спасение "учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением" (Кат). Учение указывает на пророческое служение; жизнь — на все три вида служения; смерть — на пророческое служение; воскресение — на царское служение Господа нашего Иисуса Христа.
Учение, которое проповедовал Иисус Христос, было "Евангелие Царствия Божия" (Мк. 1, 14-15), или, иначе, учение о спасении и вечном блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви.
Как сказано в Катихизисе, что учение бывает спасительным: «Когда принимаем его всем сердцем и поступаем по оному. Ибо как ложное слово диавола, быв принято первыми человеками, сделалось в них семенем греха и смерти, так, напротив, истинное слово Христово, усердно приемлемое христианами, становится в них семенем святой и безсмертной жизни. По словам Апостола Петра они [христиане] суть "порождение не то семене нетленна, но неистленна, словом живаго Бога, и пребывающа во веки"» (1 Пет. 1, 23) (Кат).
Жизнь Господа бывает спасительна для нас, "когда мы ей подражаем (изучаем ее, пользуемся ею)" (Кат). Он "все хорошо делает" (Мк. 7, 37). Это говорили иудеи, а мы можем сказать словами Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 12, 26): "Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет". Если действительно Евангелие является для нас руководством в нашей жизни, то мы можем быть теми слугами Бога, которых Бог не оставит. Христос — пример безгрешной жизни. На этот пример мы можем ориентироваться в своей жизни, слушал то, чему он учил, и реализуя это в своей деятельности.
Лекция 12
Четвертый член Символа Веры
"Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ...Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна".
Вокруг личности Господа нашего Иисуса Христа вместо восхищения и благоговейного чувства образуются заговоры, которые приводят к смерти Господа. Человека вообще любят чаще всего именно за хорошее — это психологическая установка, которая распространена в наше время. Но это на бытовом уровне. Кроме того, Сам Господь говорил о том, что так и будет в отношении праведников, в отношении тех, которые выделяются из общей среды в хорошую сторону. Заметим, что злодеями восхищаются — достаточно увидеть телевизионные программы, где бытует восхищение великим злодейством. Святость вызывает, наоборот, отрицательные чувства, которые охватывают очень многих, особенно, если их поддерживать. Например, споры о канонизации Царской семьи. Насколько трудно давать положительные аргументы, и насколько быстро действует отрицательный аргумент, типа того, что Государь, отказавшись от престола, вверг нашу страну в то состояние, в котором мы сейчас находимся. А положительный аргумент, что наш крестный путь есть именно путь преодоления того греховного состояния, в котором мы находимся, звучит неубедительно.
Господь говорил: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется" (Ин. 16, 20). "Если бы вы были от мира, то мир любил вы свое: а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15, 19). "И вси же хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут" (2 Тим. 3, 12). Обещаются совсем не мир и безопасность, а именно гонения для всех, кто хочет жить во Христе Иисусе. Но это относится к не совсем безгрешным людям, а тем более, это может относится к Господу нашему Иисусу Христу. "Говорят ему все: да будет распят!" (Мф. 27, 22). Подчеркиваю, что "все", это настроение толпы. Для нас оно удивительно, потому что это, видимо, те же люди, которые встречали Сына Давидова с ветвями.
"Иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ, за учение и чудеса, уважал Его более, нежели их; и потому они оклеветали Его и осудили на смерть". (Кат.) Вопрос здесь глубже, чем просто зависть или нежелание отдать свои привилегии, но на нашем уровне примем этот ответ, потому что это ответ катихизический.
Значение выражения "при Понтийстем Пилате"
Это проблема календаря. Римский календарь был отнюдь не от основания города, не от начала мира, он был просто календарем, где отсчет велся по консулам. Именно эта особенность римского календаря и отразилась здесь. Когда мы говорим "при Понтийстем Пилате", это значит, что событие произошло именно тогда, когда прокуратором Иудеи был Понтий Пилат. Есть и более глубокий смысл. В Катихизисе говорится, что это точное исполнение пророчества Иаковлева: "Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему: и Той чаяние языков" (Быт. 49, 10) — это по тексту семидесяти толковников. Еврейский текст звучит чуть-чуть по-другому: "Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не приидет Примиритель и Ему покорность народов". Этот текст однозначно понимался следующим образом: во главе иудеев всегда будет стоять какой-то глава из рода Иудова. И только тогда, когда отнимется этот глава, только тогда и придет Мессия. Мы говорили на эту тему, когда разбирали пророчество Исайи "се Дева во чреве приимет, родит Сына..." Здесь та же самая ссылка, она состоит в том, что действительно во главе иудейского народа стояли цари, вожди, судьи, даже во времена вавилонского пленения стояли вожди: Неемия, Ездра, затем Маккавеи (их называли "этнархи" — народоначальники) — скипетр действительно не отнимался от Иуды.
Но в 60-м году до Р. X. Помпеи овладел Иерусалимом, и тогда во главе Иудеи встала чуждая династия, а ко времени Господа нашего Иисуса Христа сам Иерусалим встал под непосредственный протекторат Рима, а во главе был поставлен прокуратор Иудеи. В конечном итоге пророчество о Мессии могло относиться от 60-го года до Р. X. до 70-го года по Р. X., когда был разрушен Иерусалимский Храм. Именно второй храм должен был увидеть Мессию. Поэтому календарная проблема решается здесь указанием времени правления Понтийского Пилата.
Кроме того, это объясняет род казни Господа нашего Иисуса Христа. Казнь была выбрана иноземная, предсказанная пророками. По иудейским законам за хулу на Бога Его должны были побить камнями.
Значение слов "и страдавши"
Это слово вставлено в связи с учением докетов о призрачности явления Господа нашего Иисуса Христа и о том, что Он, как Бог не мог пострадать. Следовательно, все страдания, которые были на Кресте, были призрачными страданиями, которые имели смысл научения окружающих, но не смысл самих страданий. Поэтому в Символе Веры стоит это слово "страдавша". На это обращали внимание и апостолы, когда боролись с докетизмом. Апостол Павел говорит, что, если бы действительно не было страданий, "тщетна была бы и вера наша и мы по-прежнему были бы во гресех наших" (1 Кор. 15, 14-17). В самом Катихизисе говорится, что "распятие Его было не один вид страдания и смерти..., но было подлинное страдание и смерть" (Кат.).
Значение слова "и погребенна"
"Сие также относится к удостоверению в том, что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали оный" (Кат.). Здесь важный момент — когда Господа распяли и Он умер, ученики Его были в большой растерянности. Для них это был очень серьезный удар, и Сам Господь говорил, что "вы возрыдаете, а мир возрадуется". Так это было для учеников, но не для врагов Господа. Враги прекрасно понимали, что необходимо принять все меры к тому, чтобы не было Воскресения. Какие у них были основания для предположений о реальности Воскресения? Вспомним чудо с костями Елисея, когда мертвый прикоснулся к костям Елисея и воскрес. Для врагов было важно то, что гроб новый, что в нем до этого никто не был похоронен, что никакого соприкосновения со святыней у умершего Господа не могло быть.
Затем боялись того, что ученики Господа выкрадут тело и объявят о Его Воскресении. Но гроб был запечатан печатью Соломона. По моему предположению, запечатывайте в то время придавалось большое значение. В те времена печатью Соломона запечатывали даже дух, чтобы он не мог выйти из материального предмета ("Джинн в бутылке"). Именно печать Соломона нужна для того, чтобы никакое заклинание не могло поднять умершего, а они только что видели, как Сам Господь воскресил Лазаря. Но если Он воскресил Лазаря, то, возможно, таким же заклинаниям научил Своих учеников, и они могут Его воскресить. Чтоб Христа не воскресили посторонние, и использовалась магия. И действительно так оно и произошло — никто посторонний не мог воскресить Господа нашего Иисуса Христа. Тем не менее, Воскресение Господа подтверждается, как известно из Евангельской истории, многими фактами.
Отметим следующий важный факт: стража была свидетелем Воскресения. Встает вопрос, почему стража не была уничтожена, а получила деньги для распространения ложных слухов. Скорее всего, стража была иноземная, чтобы не быть связанной с местными иудейскими религиозными обычаями (мало кто мог согласиться в Пасхальную ночь стеречь гроб).