О царском служении Иисуса Христа

Функции царя должны быть двоякими: с одной стороны, управление царством, а с другой — защита этого царства от врагов. Они (функции) полностью выражены и в жизни Господа нашего на земле, когда Он был еще в зраке раба. Тогда это выражалось главным образом в виде чудес. С одной стороны, было видно могущество Царя, с другой стороны, конечно, защита своих от врагов, например, изгнание врагов-бесов из своего царства.
Здесь есть один оттенок, который надо заметить. Все три служения относятся к именно человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Именно человечество Христа восстанавливается в царском достоинстве. Надо добавить, что к царскому служению также относятся: сошествие во ад, вознесение на небо, сидение одесную Отца, участие в Промысле о Церкви.
Имя "Господь". О том, что Он истинный Бог, говорится у евангелиста Иоанна в самом начале: "В начале бе Слово, и Слово бе от Бога, и Бог бе Слово" (Ин. 1, 1). Здесь, вероятно, надо смотреть греческий текст, потому что, когда говорится о том, что "Бог бе Слово", не ясно, где здесь подлежащее и где сказуемое. Правильный перевод на русский язык такой, что "Слово есть Бог". "Бе" (было) стоит в прошедшем времени, но это говорит только о вечности. Глагол употребляется как вечный Бог, истинный Бог, а так, конечно, когда стоит греческий текст, то здесь стоит "фиос ин о логос". "О логос" (слово с членом) это подлежащее, а фиос (без этого члена) — сказуемое.
Имя "Единородный". Здесь вы можете пользоваться самим текстом катихизиса, там об этом подробно говорится. Постарайтесь привести соответствующие цитаты. Когда говорят "Единородный", то речь идет о единстве по существу, а не по благодати. Сынами Божьими верных называют по благодати (Ин. 1, 12). А Господь наш Иисус Христос — Сын Божий в собственном смысле, поэтому и употребляется имя "Единородный". "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14). Само выражение "Единородный" взято из Евангелия: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18).
"Рожден от Отца". Сим изображается то личное свойство, которым Бог Сын отличается от других Лиц Святой Троицы. (Кат.)
"Прежде всех век". Сие сказано в Символе Веры для того, чтобы кто не подумал, что было время, когда Сына Божия не было. Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. (Кат.)
"Света от света". Здесь речь идет о подобии, как свет рождается от света, как солнечный луч от самого солнца, как блистание луча от луча света, вот эти все образы положены в основание имени "Света от света". В Символе Веры это дается просто как пояснение того, что для нас является неясным, ибо мы не знаем способа рождения Сына Божия от Бога Отца. Все эти образы лишь помогают понять тайну рождения.
"Оне подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной: Но и тот, и другой есть один свет нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет (1 Ин. 1, 5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. (Кат.)
"Бога истинна от Бога истинна". Здесь все хорошо сказано в Катихизисе. Важно, что сами эти слова взяты из Священного Писания: "Знаем также, Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей [т. е. Сын Его, Иисус Христос] есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 Ин. 5, 20).
"Рожденна, несотворенна". Слова эти даны для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. (Кат.)
"Единосущна Отцу". Иначе это можно сказать так: Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцом. Иисус Христос говорит о Себе и Боге Отце:
— "Я и Отец — одно" (Ин. 10, 30);
— "Все, что имеет Отец, есть Мое" (Ин. 16, 15);
— "И все Мое Твое, Твое Мое" (Ин. 17, Ю);
Можно обратить внимание на одинаковые свойства Бога Отца и Бога Сына: "вечность" (Ин. 1, 1; 8, 58; 17, 5); "всеведенье" (Мф. 11, 27; Ин. 10, 15); "всемогущество" (Ин. 5, 25; 10, 28).
Что обычно смущает? Уничижительные места Нового Завета о Господе нашем Иисусе Христе, говорящие о подчинении Сына Отцу. Первое место — когда о Господе Иисусе Христе говорится не только как об истинном Боге, но и как об истинном человеке. А человек как творение Божье, естественно, находится в подчинении Божеству. Второе — когда говорится о божестве Сына Божия. Господь наш Иисус Христос является ходатаем пред Богом за человека. А как ходатай Он должен обладать обоими свойствами: и человеческими и божественными. Можно вести речь о выражениях, которые говорят о зависимости Сына от Отца. Например: "Отец Мой более Меня" (Ин. 14, 28). Как это понимать? Для этого надо посмотреть контекст. Спаситель говорит Своим ученикам: "Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам". Вездесущему Богу не нужно уходить и приходить, поэтому здесь речь о человечестве.
"Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня" (Ин. 14, 28). Св. Афанасий Великий в своем Слове о воплощении говорит: «Когда Он, т. е. Иисус Христос, говорит "Отец мой, пославший Меня, более Меня есть", называет Отца большим себе потому, что Сам сделался человеком, но как слово Отца Он равен Ему». Значит по божеству равен, но как взявший на Себя еще плоть человеческую говорит, что Отец "более Меня" по человечеству.
Иисус Христос называет Отца своего "единым истинным Богом" (Ин. 17, 3), "Богом Своим" (Ин. 20, 17). Здесь речь идет, конечно, о посланничестве, Иисус Христос разумеет Себя только как посланного от Отца, как Ходатая.
"Да знают Тебя и посланного Тобою... Я еще не восшел к Отцу Моему". Есть еще один оттенок, почему Сын Божий называет Бога Отца "Единым истинным Богом". Не потому, что Он отличает Себя от Бога Отца, а потому, что Он отличает Бога от Богов ложных. И так понимали это место св. отцы. Значит, как ходатай Он пришел на землю, чтобы послужить, иначе — чтобы быть в подчинении (Мф. 20, 28).
Само слово "единосущный" вызывало много разных споров. Вызывало целую волну недоразумений. Я не хочу вдаваться в историю этого вопроса подробно, но прочту вам небольшой отрывок из Афанасия Великого о том, как сам он рассказывает о деяниях I Вселенского собора (т. 1, с. 340-341): "Отцы Собора (I Вселенского) говорили, что должно написать: Сын есть истинная сила и образ Бога Отца; что Слово подобно Отцу во всем, не отлично от Него, непреложно, всегда нераздельно и в Нем пребывает..." Приверженцы же ариевы, хотя терпели это, не смели противоречить от стыда, потому что уже были обличены; однако же стало заметно, что они друг другу шептали и подавали знаки глазами, будто бы слова "подобно", "всегда", и "имя Сына", а также "в Него" — суть опять общи и нам (простым людям) и Сыну. [Арий говорил о том, что Сын Божий, Слово — сотворен, поэтому Арий и искал признаки Сына Божия в любых выражениях, но только, чтобы это выглядело как сотворенный, а не как единосущный Отцу, что было время, когда Сына Божия не было. Для Ария важно было, все эти термины выдержать — прим. о. Бориса] Поэтому Епископы, усмотрев их лицемерие, и сами вынуждены были написать яснее, а именно, что Сын единосущен Отцу, во означении того, что Сын не только подобен, но и не отделим от сущности Отчей, Сын и Отец — едины суть, Слово всегда в Отце и Отец — в Слове, как неразлучны сияние и свет".
"Им же вся быша" — речь идет о том, что Сын Божий принимает участие в Творении мира. Каким же образом? Можно было бы подумать, что Сын Божий есть лишь некое орудие Бога для сотворения мира, но это не так. Попробую показать, что Сын Божий это не орудие для творения мира, а Сам Творец. В Катихизисе сказано очень коротко: "Бог все сотворил Сыном Своим как вечною Премудростью Своею и вечным словом Своим". Вы видите, не совсем все ясно, даже в катихизисе. "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3). "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ... все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16). А вот что пишет св. Василий Великий (О Святом Духе, гл. 16): "В творении их (т. е. ангелов) представляй первоначальную причину сотворенного — Отца, и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа". Он пишет о творении ангелов, но это можно применить ко всякому творению. Обращаю ваше внимание на три различных оттенка, что творение происходит по-разному — три Лица Святой Троицы принимают различное участие в творении, а именно: первоначальная причина — Отец; зиждительная, т. е. как бы Сам строитель — это Бог Сын, а завершает творение совершительная причина — Дух Святый. Эта схема у св. отцов встречается часто, поэтому я на нее обращаю ваше внимание. Продолжим цитату из св. Василия Великого: "Так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, а совершаются в бытии присутствием Духа". "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их" (Пс. 32, 6). Слово же не знаменательное видоизменение в воздухе, производимое словесными орудиями, и Дух — не пар уст, исторгаемый дыхательными членами, но "Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1, 1), и "Дух уст Божьих — это дух истины, иже от Отца исходит" (Ин. 15, 26). Посему представляет Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа.





Третий член Символа Веры

"Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася".
Как Сын Божий сшел с небес, когда Он как Бог вездесущ? Здесь речь идет о боговоплощении. Сын Божий везде. И на земле Он пребывает точно так же, как на небесах. Но боговоплощение меняет образ присутствия Божьего. Бог был невидим на земле, а стал видим. И видимые действия производились Сыном Божьим. Здесь я приведу вам цитату из Свщ. Писания. "Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2, 6-8). Вот эта цитата и должна быть положена в основу ответа на этот вопрос, остальное вы найдете в катихизисе. Можно еще добавить: «Справедливо, что Сын Божий вездесущ, и потому Он всегда на небе и всегда на земле. Но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в сем смысле сказано, что Он сшел с небес. "Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небес Сын человеческий, сый на небеси" (Ин. 3, 13)». (Кат.)
Для чего Сын Божий сшел с небес? Прежде всего, бесконечная любовь Божия к человеку не оставляет человека и в том случае, когда человек уходит от Бога, но надо помнить также о том, что человек обладает свободной волей, и поэтому человек может сам решать для себя вопрос: быть ли ему с Богом или уйти от Бога? Что человеку приятнее, где ему лучше быть?
Самостоятельно выбраться из той трясины, которую он избрал, человек не может. Но он может из глубины воззвать к Господу, и тогда Сын Божий приходит на помощь. Грехопадение извратило природу не только самого человека, но и всей твари, всего мира. В Послании к Римлянам (Рим. 8, 20) говорится: "Вся тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее" (человека). Человек, как царь мира, как царь животных и растений, привел к страданию весь живой мир. Собственными силами человек не может выбраться из этого состояния.
Первое. Прежде всего, он не может сам удовлетворить правде Божией за свои грехи. Он не в состоянии это сделать.
Человек постоянно увеличивает свой грех, вместо того чтобы понести наказание. Не в состоянии он еще и потому, что находится в положении очень даже больном. Если угодно, это положение весьма больного человека, который лежит в постели, не может двигаться, страдает, понимает все, но он не в состоянии встать и что-то делать. Можно перед ним лекцию читать, что ты тут лежишь, вот есть возможность заняться спортом, вон смотрите-ка, там бегает такой-то и такой-то ради жизни, как хорошо быть здоровым. Да, хорошо быть здоровым, а как подняться с ложа болезни? Человек лишился божественной жизни, и, даже если он имеет вид здорового, на самом деле у него есть это полное лишение. И от этого лишения он не в состоянии удовлетворить правде Божией Сам.
Второе. Человек не может собственными силами исправить себя, потому что не имеет в самом себе источника света, силы и жизни — того источника, которого он лишился через грех. Источника, который находится только в Боге, а если человек ушел от Бога, то, следовательно, этим источником он уже не может воспользоваться.
Третье. Человек не может загладить все пагубные последствия, произведенные грехом, а пагубные последствия произошли не только в самом человеке, но и во всей природе.
Вот поэтому и говорится в Символе Веры, что воплощение произошло "нас ради человек и нашего ради спасения".
Здесь должна была быть такая жертва, которая бы воссоединила человека с Богом. Умилостивительная жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом и смогла соединить человека с Богом. Здесь трудное место. Приведу несколько цитат. Апостол Павел, заповедуя молиться за всех, т. е. за царей языческих, за властителей, пишет так: "...ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим. 2, 3-6). "Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшаго" (2 Кор. 5, 15). Приведу еще ветхозаветный текст пророка Иезекииля: "Живу аз, — глаголет Адонаи Господь, — не хочу смерти грешника, но еже обратитеся нечестивому от пути его и живу быти ему" (Иез. 33, 11). И поэтому Господь прислал спасти человека от греха, проклятия и смерти. Хотелось бы разъяснить подробно, что есть грех, что такое проклятье, что такое смерть.

Грех

Грех, как говорится в катихизисе, "преступление закона", и приводятся слова ап. Иоанна: "Грех есть беззаконие" (1 Ин. 3, 4). Что здесь требуется пояснить? Очень распространено учение Кальвина о том, что грех — это дело необходимости, что человек не только сейчас не может не грешить, но и Адам не мог не согрешить, что Господь его так сотворил, с необходимостью грешить. Кальвин говорит о том, что тем самым для человека становится более ясной и слава Божья, через контраст человеческого греха и славы Божией.
Мы не можем разделить этого взгляда. В каждом есть чувство, желание спасения, желание избавиться от греха и его последствий. Первое грехопадение совершено не потому, что Бог так сотворил человека и как бы заставил его пасть — нет. Предвиденье Божье вовсе не говорит о том, что само грехопадение совершилось по намеренью Божьему. Бели бы была верна теория Кальвина, то у нас не было бы и нравственной ответственности за грех, потому что предопределенность снимает ответственность. Само желание спасения говорит о том, что свобода и ответственность остаются.
Каким же образом грех явился в человека, сотворенного по образу Божьему? Вопрос этот ставится в Катихизисе в связи с тем, что человек создан по образу Божьему, а Бог грешить не может. Как же образ Божий согрешает? Первые люди были созданы действительно безгрешными. Они находились в состоянии невиновности, но не в состоянии праведности. Они могли не грешить. А вот состояние праведности предполагает невозможность грешить. Поэтому мы можем сказать: они могли не грешить, но все-таки лишены были невозможности грешить. Им были даны все силы и средства для того, чтобы не грешить, но они не воспользовались этими силами и средствами. В раю была одна простая заповедь поста. Все остальное было во власти прародителей, т. е. они могли делать все, что угодно. Искушение диавола было внешней причиной. То, что это внешняя сила, говорит ап. Иоанн: "Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает" (1 Ин. 3, 8). Более полная цитата здесь такал: "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола".
Как грех перешел от диавола к человеку? Бог заповедал Адаму в раю, чтоб он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при том сказал ему, что как скоро вкусит он, то смертью умрет. "Ослушание воле Божьей поведет за собой отделение человека от Бога и благодати Его и отчуждение от жизни Божьей. Вкусивши от запрещенного древа, человек самым опытом познал, какое добро заключается в послушании воле Божьей и какое зло в противлении оной. Почему наименование дерева, через которое совершился печальный опыт, древом познания добра и зла, вполне приличиствует самому предмету". (Кат.)
Здесь есть один оттенок. Мы говорили о том, что грех есть беззаконие, нарушение закона Божьего, преступление закона. Но вы встречали, наверно, такие слова, что это было положительным явлением, потому что тем самым человек обретает некоторый опыт жизни. Скажем так: он знал о том, что смертью умрет, а здесь он понял на собственном опыте, что такое смерть. Он знал, что могут быть болезни, а здесь он их испытал. Но опыт зла, пожалуй, опыт достаточно печальный. Здоровый человек может сделать гораздо больше, чем больной. И вовсе не надо человеку испытывать все горести, которые он испытывает.
Есть такая теория: не будь зла, мы не чувствовали бы так любви и Промысла Божьего. Подобно тому, как чистый воздух мы ценим тогда, когда его не хватает. Так ли это? Теория — одно. Иное дело — практика святых, которые не находятся в таком греховном и падшем состоянии, как все. Кто же лучше постигает Промысл и чувствует любовь Божию? Опыт святых говорит о том, что именно они.
И нельзя строить заключение, что чем глубже пал человек, тем лучше он постиг Промысл Божий в мире, и, стало быть, зло необходимо.
Вопрос: Как могли Адам и Ева послушаться диавола вопреки воле Божией? Здесь надо говорить об употреблении во зло свободной воли, дарованной человеку Богом.

Лекция 10

От чего именно спасти человека пришел на землю Сын Божий? Надо было спасать человека от греха, проклятия и смерти. Эта задача остается и на сегодняшний день.

Грех

При рассмотрении вопроса греха надо учесть, что человек создан по образу Божию. Как разумное существо, он может выбирать для себя путь жизни, путь деятельности. Мы знаем, что любое явление имеет причину. А здесь мы имеем как бы начальные причины, т. е. в свободе человека кроется начало того или другого причинно-следственного ряда. Человек может строить дом, может вредить своим близким, может вредить самому себе — он выбирает для себя некоторую жизненную стратегию и реализует ее.
Что произошло тогда, когда впервые было грехопадение наших прародителей? Надо вспомнить о назначении человека, которое было при его творении. Человек был предназначен, прежде всего, для познания Бога, для того, чтобы все время приближаться к Нему. Вместе с задачей познания Бога была связанная с этим любовь к Богу» ибо нельзя приближаться к кому-либо не любя. Приближение к Богу должно быть в любви. С этим связано прославление Бога; при правильном отношении к Богу Его слава наполняет того, кто приближается к Нему, и это являет собою прославление Бога. Человек должен был участвовать в том всеблаженстве, в котором пребывает Бог. Иначе и быть не могло. Это приближение к Богу давало душе свет, который озаряет все; вместе с ним обреталась радость и блаженство. Таково должно было быть назначение человека.
Первый грех человека — отказ от этого пути, отказ от приближения к Богу. Вместо того чтобы приближаться к Богу, человек стал от Него удаляться. Вместо познания Бога люди пожелали иметь познание добра и зла. Они получили это познание опытным путем. Вместе с этим они и сами пожелали быть богами. Это казался наиболее простой путь — зачем познавать Бога, зачем к Нему стремиться, если ты сам бог. И тогда вместо познания Бога можно поставить задачу "познай самого себя". Ощущать себя богом, конечно, приятно.
Вместо любви к Богу появилась любовь другая — любовь к каким-то случайным вещам, а именно: слабость своих чувств, похоть очей, развитие чувственности — плод показался со всех сторон хорош, и поэтому чувственное удовольствие заменило любовь к Богу. А если человек становится сам богом, то отсюда, естественно, гордость, и вместо преданности Богу появляется отпадение от Него. Это отпадение от Бога, этот свободный выбор человека и был грехом.
Прародители изменили своему первому назначению в этом мире, причем измена была такова, что она подействовала на всю человеческую природу. Произошло преступление закона; отсюда — "грех есть беззаконие", замена назначения человека отпадением от Бога. Следствия этого отпадения — проклятие и смерть.

Что такое проклятие?

«Осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло, в наказание человекам. Бог сказал Адаму: "Проклята земля в делех твоих" (Быт. 3, 17)» (Кат.). Это можно понять как отмщение Богом за невыполнение Божией воли. Но это место мы не должны так понимать. Здесь происходит другое — это охрана человека от конечной гибели. Под этим углом зрения мы и посмотрим на понятие проклятия.
Что означает само слово "проклятие"? По сути дела, грех осуждает сам себя. Дело в том, что грех не есть единичный факт, а грех это есть действие отпадения от Бога со многими последствиями. Грех противоречит назначению Божиему, приводит к появлению в мире своих причинно-следственных рядов. Происходит расстройство — вместо гармонии сил природы возникает расстройство этих сил, восстание одних частей мира против других.
Понять это можно на примере. В каждом из нас есть огромное количество бактерий, и мы можем быть здоровыми людьми, и даже многие бактерии помогают в нашей жизнедеятельности. Но при каких-то ненормальных условиях происходит дисгармоничный рост бактерий, что приводит к тому, что человек слабеет. То же самое происходит в душе человеческой. Вместо нормальных и естественных для человека условий, вместо того светопознания, которое человек ожидал от своей души, происходит некоторое помрачение этой души. Вместо радости мы видим скорбь, вместо ожидаемого блаженства мы видим страдание. Это нарушение гармонии является следствием греха. Оно само (нарушение) может уже не быть грехом, потому что грех — это свободный выбор направления, но, выбрав, мы становимся связанными теми условиями, которые мы породили. Тогда появляются те нежелательные последствия, которые для нас очень тяжелы.
То же самое происходит и в природе. Была первая заповедь охранять райский сад, возделывать его (эта заповедь, безусловно, была легкой, потому что труд был радостный). И одно дело — радость труда и другое дело — преодоление чрезвычайных трудностей тогда, когда, вместо желаемого результата, мы получаем что-то противоположное (терния и волчцы). То, что могло способствовать жизнедеятельности человека, становится во вражду к человеку. И в Библии сказано, что "в поте лица будешь добывать хлеб свой".
Там, где могло быть совершенно легкое рождение детей у Евы, появляется предсказание о том, в каких муках будут рождаться люди. Итак, выбор в сторону от Бога приводит к последствиям, и эти последствия мы и относим к проклятию.
Нарушение гармонии было страшным. Тот стыд и страх, который сразу же испытали Адам и Ева, говорит об отклонении от нормы: наши прародители надевают одежды, теряют свой разум. Зная, что Бог все видит, они пытаются от Него скрыться. "И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази бета: и сшиста листвие смоковне, и сотвориста себе препоясания" (Быт. 3, 7) — это первое, что сделали прародители после того, как познали, что такое добро и что такое зло. Познав это, они не испытали радость. Господь Бог очень осторожно пытается не допустить окончательного отпадения. Мы слышим самое первое Божие вразумление: "Адам, где ты?" У святых отцов по-разному понималось это выражение. Чаще всего это понималось не так, как мы могли бы это представить. Не в том смысле, что Бог ищет местонахождение Адама. Для Всеведущего Бога все было известно. А именно, спрашивалось у Адама, в каком состоянии он находится. Адам ответил в страхе: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся" (Быт. 3, 9). Бог желает услышать раскаяние, но его нет. Бог говорит очень осторожно, не нарушая свободы: "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть?" (Быт. 3, 11). Этим самым Бог хотел подтолкнуть Адама к покаянию. Но вместо того, чтобы покаяться, Адам углубляет этот раскол, по сути дела, сваливая вину на Самого Отца. Он оправдывается: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне (плодов) от древа, и я ел" (Быт. 3, 12).
Очень жаль, что так случилось, потому что все могло бы пойти совсем по-другому, если бы Адам покаялся. А вместо этого он обвиняет Творца, тем самым ставя себя на один уровень с Богом. Бог обращается к жене: "Что ты это сделала?" Жена сваливает все на змея: "Змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3, 13). Этим отпадение от Бога только усиливается. За этими первыми шагами наступает страшное отчуждение от Бога, поэтому сам грех, если переводить на юридический язык, он и несет в себе это самое наказание, которое мы называем словом "проклятие". Роль Бога здесь совсем в другом. Он, с одной стороны, мог как бы удержать человека от конечной гибели, что и пытается делать, а с другой стороны, подтверждает этот факт отпадения следующими словами: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел с древа, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя» (Быт. 3, 17). Не Бог проклинает землю, а проклятие наступает из-за самого человека. Сам человек, своим грехопадением вводит весь мир в недолжное состояние. Может быть, эти слова надо понимать и так, что дисгармония коснулась всех законов природы, а может, она коснулась только земли. Но, скорее всего, не только земли. В Послании ап. Петра говорится о конечном состоянии мира, когда произойдет некоторая "фотонная катастрофа", когда все возгорится в огне. Поэтому в недолжном состоянии стал весь мир, вся Вселенная.
Мир удалился от Бога и лишился гармонии и первозданного совершенства: "Терн и волчец она (земля) будет произращать тебе, и (в скудости) ты принужден будешь питаться полевою травою". (Быт. 3, 17). Мы знаем новозаветное подтверждение этого факта в (Рим. 8, 22): "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". Мы видим страдание не только человека, но и страдание всех живых существ, с которыми человек сталкивается, и отдаленные последствия того, что произошло влияют на все, с чем человек сталкивается. Речь идет о смерти телесной как результате окончательного разлада в человеческой природе: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят: ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3, 19). Адаму было предсказание о неизбежной смерти каждого из человеков, которые приходят на эту землю.
Изгнание из Рая означает, в первую очередь, не то, что человек из одного места физически перешел в другое, а главным образом, потерю Богообщения, потерю общения с ангельскими силами. Это для человека оказалось еще более страшным, так как был закрыт путь к Богопознанию, путь Богоуподобления становится все более и более тяжелым. Из Беседы 18 на книгу Бытия свт. Иоанна Златоуста: "Так как человек преступлением заповеди обнаружил великую невоздержанность и сделался смертным, то, чтобы он более не смел прикасаться к древу жизни, постоянно поддерживающему жизнь, лучше ему быть изгнанным отселе. Значит изгнание из Рая есть дело больше попечительное™ Божией о человеке, нежели гнева". Можно заметить, что люди в совокупности возможно менее удалятся от Бога, чем один человек. Одинокий, далекий от Бога человек становится более привычным к преступлению.

Что такое смерть?

"Какая смерть произошла от греха Адамова? Ответ. Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнию" (Кат.). Здесь Божье обетование "смертию умрешь" исполнилось сразу, то есть, как только человек вкусил от запрещенного древа, он сразу же умер, умер для благодати Божией, потому что разрыв с источником жизни уже не дает возможности питаться от него. Вместо этого питания появляется нечто другое — смерть души. Но смерть души — это не смерть тела.
Когда мы говорим о смерти тела, то имеем в виду то, что душа расстается с телом, а тело по естественным физическим законам распадается на отдельные элементы для того, чтобы в последний день опять объединиться с душой и восстать из мертвых. Смерть тела — это углубление распада; вот та причинно-следственная связь, которая была от самого первого греха. Углубление этого греха приводит не только к распаду всего окружающего мира, но разладу в самой душе человека, разладу в теле человека и, в конечном итоге, к ослаблению жизненных сил в человеке. Ведь вся жизнь требует большого напряжения. Но связь души и тела остается как память в душе человека, и эта память хороша тем, что потом душа соберет по приказу Господа все элементы тела для того, чтобы восстановить себя в двойственной природе человека.
Смерть души это не однократное явление. Врачи знают, что и смерть тела тоже процесс не мгновенный, и бывает трудно установить, когда же человек умер. Растянутый процесс умирания занимает зачастую большой отрезок времени. Для души же это время растягивается еще больше. "Неужели и душа может умереть, как и тело?" — спрашивается в Катихизисе. "Может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет чувство и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания" (Кат.). Это умирание души может совершиться гораздо раньше, чем смерть тела. Это умирание выражается в разных формах. В первую очередь, надо бить тревогу тогда, когда вместо света появляется мрак, вместо радости появляется скорбь, вместо блаженства появляется страдание. Тогда сразу же надо искать благодати Божией для того, чтобы изгнать из своей души признаки омертвения. Эту благодать мы ищем, прежде всего, в покаянии и церковных таинствах. Для пребывающих в Церкви, такая возможность имеется. Это кажется просто, хотя и трудно, о чем каждый знает очень хорошо.
Душа умирает при удалении от Бога — это страшная вещь. Это удаление, с одной стороны, происходит по свободной воле, по личному выбору. С другой стороны, надо заметить, что выбор бывает вначале, а дальше идет усложненная жизнь за счет того, что ты выбрал, за счет тех греховных последствий, которые ты породил. Появляются все новые и новые осложнения, которые еще больше удаляют от Бога. Это то, что в Библии называется нечистотой (и в Ветхом и в Новом Заветах), о чем сказано в Апокалипсисе — ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (в святой град Иерусалим Новый), и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге Жизни. Здесь идет речь о всеведении Божием. Никто из нас оттуда еще не вычеркнут, пока мы живы и имеем возможность каяться.

Что такое первородный грех?

Это термин искусственный. Катихизис говорит: "Не одни первые человеки умерли, но и все умирают. Потому что все родились от Адама, зараженнаго грехом, и сами грешат. Как от зараженнаго источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженнаго грехом и потому смертнаго, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство". Это подтверждается цитатой из (Рим. 5, 12) "Единем человеком грех в мире вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиши". Это можно пояснить цитатой из (Бф. 2, 3): "Мы все ... были по природе чадами гнева".
Первородный грех — это зараженный источник, который излился на весь человеческий род. Прежде всего, здесь есть очень сильное утверждение о том, что мы фактически согрешили в Адаме, что мы наследуем не только греховное состояние, а самый факт его падения, который является и нашим фактом падения. Следовательно, грех вменяется нам в вину. Что это значит?
Что значит, что мы по природе — чада гнева? Это означает, что в богосозданной природе человека произведено отступление от Божиего порядка, что произведено расстройство в деле Божием. Грех вызвал состояние, похожее на болезненное — это проклятие, и это по природе передалось всему потомству. Это расстройство привело к тому, что следующие люди уже рождаются не в Боге, а в удалении от Него, что в природе их нет того Божественного совершенства, которое должно быть, а происходит расстройство. А раз это так, то, безусловно, это не может быть предметом Божиего благоволения, а должно быть по требованию правды Божией предметом гнева Божия. Мы можем представить себе это так, что удаление от Бога, от источника любви противоречит замыслу Божиему, и это называется гневом Божиим. Это мы можем понять. Но пока мы не можем понять, почему же в таком случае ребенок отвечает за грехи своих родителей. Потому что, вроде бы, он находится в некоторых неблагоприятных условиях, в удалении от Бога. Но, тем не менее, это условие, а не его свободный выбор. На этом уровне мы могли бы говорить только так.
Но есть вторая сторона. Каково же участие самого человека в этом грехе? Адам согрешил тем, что выбрал путь не к Богу, а в противоположную сторону. А раз так, этот путь он навязал и всему человеческому роду. Личный грех Адама становится некоторым греховным состоянием, а именно удалением от Бога. Это не грех как свободное нарушение закона (1 Ин. 3, 4), а болезненное состояние удаления от Бога. Это греховное состояние и есть удаление от Бога по природе человеческой. Можно сказать, что это не грех, потому, что грех — это свободный выбор в направлении ухода от Бога. Но так ли это? Во все времена говорят, что ребенок безгрешен, что он не имеет личных грехов. Думаю, что мы с вами слишком мало знаем и слишком опрометчиво говорим о том, где и когда возникает первый грех человека. Известно, что свобода человеческой души есть и остается с самого зачатия. С самого момента зарождения души она обладает очень многими свойствами. Мы не знаем, в каких взаимоотношениях душа ребенка находится с душой матери, с ее телом, в каком взаимоотношении она находится с добрыми или злыми силами. Известно, что для матери надо создавать благоприятные условия, чтобы она читала хорошие книги, чтобы она пребывала в молитве и т. п. И только в этом случае ребенок будет хорошим. Но мы не можем найти начало того, когда же человек выбирает путь добродетели или греха. Св. Иоанн Креститель возрадовался приходу Спасителя еще во чреве своей матери; из житий святых мы знаем аналогичные факты. Имеются подтвержденные факты, что если мать хотела избавиться от ребенка, но оставила его, то ничего хорошего в их взаимоотношениях обычно в жизни не наблюдается. Это чувство ребенка, выбор пути происходит неизвестно когда, поэтому мы никак не можем найти то начало, когда действительно человек сам по свободной воле начинает грешить. Возможно, это происходит с самого начала появления души ребенка. Мы этого не знаем.
Хочу обратить ваше внимание и на другую сторону, о которой говорит ап. Павел — о грехе, с самого начала живущем во плоти человека. Этот грех не есть просто греховное состояние, которое передано родителями или неблагоприятными условиями жизни. У ап. Павла есть несколько текстов, которые в положительном плане говорят о том, что есть нечто, что может быть вменено человеку как преступление, как грех. Апостол представляет наследственную порчу нашей природы как живое начало греховных действий, которое с первых минут жизни производит в человеке противозаконные движения. Приведу пример: "...я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю...А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 14-17). "В членах моих вижу иной закон, противоборствую<

Наши рекомендации