Каковы плоды равнодушного отношения к вере?
С равнодушием мы встречаемся в двух разновидностях. С одной стороны, в виде некоего индифферентизма, когда нет интереса к тому, есть Бог или нет Его. С другой стороны, отпадение от веры, когда по материальным, политическим или иным причинам человек отпадает от Церкви, отпадает от веры. В Катихизисе мало внимания уделяется равнодушному отношению, а сейчас это реальность, с которой мы сталкиваемся. В то же время там, где Церковь близко соприкасается с неверующим миром, там возникает не равнодушие, а активное противление. С этим фактом тоже приходится считаться.
В Катихизисе говорится, "что если бы кто, для сохранения временной жизни или земных выгод, отрекся от исповедания Православной Веры, то показал бы тем, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь". Мы можем в своей жизни не сообщать о своей вере, да и не надо это подчеркивать. Но тогда, когда нас спрашивают, какого мы вероисповедания, надо отвечать. Есть еще одно обстоятельство. Мы говорим о догматах, о тех положениях, которые Бог нам изволил сообщить о Себе и о нашем месте в мире. В соответствии с этим Бог заповедовал нам, чтобы мы, слепые в греховном мире, имели некоторое руководство. Чтобы знать, как правильно поступать, нам даны заповеди. Если мы будем следовать им, даже не зная, зачем они нужны, они нас приведут ко спасению. Однако имеется такое распространенное мнение, что для этого вера не нужна, что для выполнения нравственных правил достаточно иметь общечеловеческие ценности и общество само вырабатывает правила для самосохранения. Эти нравственные правила возникают не в результате твоей обязанности перед Богом, а из-за разного рода других соображений — будь то моральная или материальная выгода либо опасение наказания.
Если глубоко проникнуть в этот анализ, то видно, что в Откровении Божием для этих соображений оснований нет. Если мы будем следовать тому, что сказал Бог, то мы действительно будем в выигрыше. Подобно тому как ребенок, внимательно исполняющий наставления христианских родителей, получает пользу. Но, если следовать логике нашего века, отбросив Божественные правила и следовать своим правилам, то обязательно происходит деформация личности, которая бывает связана с резким обеднением этой личности. А там, где близость с Богом, там происходит другое — наполнение Божеством, и тогда личность становится более богатой и более развитой в познании радости. Необходимо самое глубокое внимание к истинной вере Христовой, только в этом случае мы можем наполниться всею полнотой Божией, т. е. понять, в чем заключается истинное благо и как его достигнуть.
В Послании к Ефесянам говорится: "Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота (имеются в виду все истины христианской веры — прим. о. Бориса), и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Еф. 3, 18-19). Надо помнить, что Господь Сам сказал о Себе: "Аз есмь путь и истина и живот" (Ин. 14, 6).
Здесь стоит сделать замечание о распространенном ныне тезисе о свободе совести, который входит в Конституции стран, чтобы отделить религию от государства и т. д. Возникло это, конечно, в протестантских странах, но особое место этот тезис приобрел в США, где в XVIII веке произошло отделение Церкви от государства. В самом тезисе о свободе совести ничего плохого нет. Конечно, поскольку каждый свободен, то имеет право на свою веру. Но сам этот тезис имеет чисто богоборческий характер. Когда здесь требуют свободу совести, то имеют в виду свободу от Христа, свободу от Бога. В конечном итоге за этим стоит другая реальность, более серьезная и более страшная. Например, в статье "Независимой газеты" разъясняется, что всякая религия хороша и что под Богом не надо понимать ни Христа, ни Аллаха, ни Саваофа, а это некое другое существо. Это может быть та самая религия антихриста, которая сейчас вовсю насаждается. Это вопрос для обсуждения в дальнейшем.
Учение о единстве Божием
"Верую во единаго Бога". Катихизис по этому поводу говорит: "Для чего в Символе Веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во единаго Бога? Для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много". Надо понять, в каком смысле употребляется слово "единаго", потому что можно услышать "Я верую во единого Зевса" и т. п. В многобожии один бог выделяется среди других так же, как один человек выделяется среди многих людей. Приведу цитату из книги учителя Церкви Руфина на эту тему, чтобы выяснить понятие "единый": "Когда мы говорим, что восточные Церкви веруют во единаго Бога Отца Вседержителя и во единаго Господа, то надо разуметь здесь, что Он именуется единым не по числу, а всецело". Когда мы читаем святых отцов, то там об этом все время говорится, что "по числу", а здесь не по числу. Для того чтобы была правильная терминология, ее необходимо понять.
Цитирую далее: «Если кто говорит об одном человеке или одном коне, то в этом случае "один" полагается по числу, ибо может быть и другой человек, и третий, равно как и конь. Но где говорится об одном так, что другой или третий утке не может быть прибавлен, там имя одного берется не по числу, а всецело». "Единый" здесь имеется в виду не один из некоторых, а "единый", в котором уже никакого добавления быть не может, т. е. это единичность абсолютная.
Этот термин — "единый" в истории пытались объяснить по-разному. В Антиохийском Символе Веры стояли два слова, обозначающие оба оттенка термина "единый" — "solura et unum". "Один" в смысле нумерическом, и в значении "единство по-существу".
Продолжу цитату: "Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по числу, но всецело единым и именно в том смысле, что нет другого Бога". Можно проследить по истории религии, что многобожие (политеизм) в человеческом обиходе возникло в результате утраты представления о едином Боге, когда первопричина, Верховный Творец, был заменен более удобными понятиями — обожествлением нравственных качеств либо материальных предметов и т. п.
Известно ли из Откровения, что Бог един? Утверждал единство Бога, мы не можем пользоваться просто нашими соображениями. Наши соображения очень просты — Бог — это самое совершенное Существо, следовательно, Оно не может иметь никаких ограничений, а следовательно, Оно может быть только одно; если бы было второе, то это было бы границей для Бога и т. д. Эти рассуждения можно встретить в философских системах. Но эти рассуждения для нас большого значения не имеют, даже если в них есть правда. Надо опираться и ссылаться на Божественное Откровение. По сути дела надо знать только те ссылки, которые есть в Катихизисе, но для разъяснения некоторых вопросов будем пользоваться не только Катихизисом. "Видите, видите, — говорит Господь, — Аз есмь, и нет Бога разве Мене" (Втор. 32, 39). Или: "...никтоже Бог ин токмо Един. Аще бо и суть глаголемии бози или на небеси, или на земли: якоже суть бози мнози и господи мнози: но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем" (1 Кор. 8, 4-6). В Символ Веры о Единстве Бога взято именно отсюда.